Найти тему
Lezgifood

Элементы архитектуры села Ахты - одного из значимых и крупных сёл Дагестана.

Ахты, на лезгинском «Ахцагь» в конце XIX века был самым крупным населенным пунктом Дагестанской области после Дербента.

В конце XIX века здесь проживало более 6000 человек. 

«…добрались до лезгинского сел. Ахты. Это самый большой населенный пункт в долине Самура и экономический центр верхней его половины»

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 78

В селе Ахты было возведено одиннадцать мостов, имеются горячие минеральные щелочные источники, на основе которых построены бани бальнеологического характера.

Старые улочки села очень интересные и колоритные.

Здесь есть старинные мечети, крепость, ротонда с видом на село. Особенной популярностью пользуется музей села.

Это один из лучших сельских музеев России.

-2

В 30-х годах в селении Ахты с группой писателей побывал известный советский поэт Николай Тихонов.

В повести «Сердце гор» он описал свою первую встречу с Ахтами:

«Кони дружно шли по берегу Самура. Я оглянулся на маленький городок, домики которого как будто стояли на плечах друг у друга, они были какие-то одинаково серые, с маленькими балконами, висевшими над серыми скалами.

Виднелись стены улиц-тупиков, каменные столбы ворот. На выступах под ними я видел нарисованных леопардов, похожих на больших диких котов.

Выше домов блестела крыша мечети, кое-где зеленели тополя, яблони, старые вербы.

Над всем этим подымались горы, на которых лежали тени облаков».

-3

Очевидно, эта поездка оставила в душе Николая Тихонова, поэта влюбленного в Кавказ, неизгладимые впечатления и, вернувшись в столицу, он в 1938 году вспомнил Ахты и написал стихотворение «Кувшин».

-4

Оно рассказывает об обычае, существовавшем в селении: местные весельчаки за бесценок покупали на базаре кувшины и опускали их в реку. Чей кувшин плыл дольше, тот выигрывал соревнование.

«Если б были мы в горах —

Я и ты,

Мы пошли бы в Уркарах

Иль в Ахты.

На базаре бы купили

Мы кувшин,

Не для вин и не для пыли —

Для души.

И раскрасили б на славу

В холодке,

И пустили б его плавать

По реке.

Он бы плыл по Ахты-чаю

Как умел,

Валуны в пути встречая бы —

Гремел.

Перекаты б пенил грудью,

Мыл бока,

Любовались бы им люди

Да река.

Полюбил бы над рекою

Путь луны.

Что, не грея, беспокоит

Валуны.

Захлебнулся бы он страстью

Невзначай,

Утонул бы в твоей пасти

Ахты-чай.

Посмеялись бы кувшину,

Так и быть,

И пошли б в духан к тушину

Чачу пить

Но совсем иным потоком

Бьет Москва.

Тонет в пламени глубоком

Голова

Только нет здесь Ахты-чая

Под рукой.

И кувшин-то здесь нечаянно

Другой.»

-5

Но, конечно же, кувшины в Ахты использовались не только для забав, но, и по прямому их назначению:

«Для питья употребляют воду из Ахтычая; в этой реке вода постоянно мутная, но весьма здоровая; из Ахтычая воду доставляют крестьянки в медных кувшинах, которые носят на плечах».

Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 143