Ахты, на лезгинском «Ахцагь» в конце XIX века был самым крупным населенным пунктом Дагестанской области после Дербента.
В конце XIX века здесь проживало более 6000 человек.
«…добрались до лезгинского сел. Ахты. Это самый большой населенный пункт в долине Самура и экономический центр верхней его половины»
Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 78
В селе Ахты было возведено одиннадцать мостов, имеются горячие минеральные щелочные источники, на основе которых построены бани бальнеологического характера.
Старые улочки села очень интересные и колоритные.
Здесь есть старинные мечети, крепость, ротонда с видом на село. Особенной популярностью пользуется музей села.
Это один из лучших сельских музеев России.
В 30-х годах в селении Ахты с группой писателей побывал известный советский поэт Николай Тихонов.
⠀
В повести «Сердце гор» он описал свою первую встречу с Ахтами:
⠀
«Кони дружно шли по берегу Самура. Я оглянулся на маленький городок, домики которого как будто стояли на плечах друг у друга, они были какие-то одинаково серые, с маленькими балконами, висевшими над серыми скалами.
⠀
Виднелись стены улиц-тупиков, каменные столбы ворот. На выступах под ними я видел нарисованных леопардов, похожих на больших диких котов.
Выше домов блестела крыша мечети, кое-где зеленели тополя, яблони, старые вербы.
Над всем этим подымались горы, на которых лежали тени облаков».
Очевидно, эта поездка оставила в душе Николая Тихонова, поэта влюбленного в Кавказ, неизгладимые впечатления и, вернувшись в столицу, он в 1938 году вспомнил Ахты и написал стихотворение «Кувшин».
Оно рассказывает об обычае, существовавшем в селении: местные весельчаки за бесценок покупали на базаре кувшины и опускали их в реку. Чей кувшин плыл дольше, тот выигрывал соревнование.
⠀
«Если б были мы в горах —
Я и ты,
Мы пошли бы в Уркарах
Иль в Ахты.
На базаре бы купили
Мы кувшин,
Не для вин и не для пыли —
Для души.
И раскрасили б на славу
В холодке,
И пустили б его плавать
По реке.
Он бы плыл по Ахты-чаю
Как умел,
Валуны в пути встречая бы —
Гремел.
Перекаты б пенил грудью,
Мыл бока,
Любовались бы им люди
Да река.
Полюбил бы над рекою
Путь луны.
Что, не грея, беспокоит
Валуны.
Захлебнулся бы он страстью
Невзначай,
Утонул бы в твоей пасти
Ахты-чай.
Посмеялись бы кувшину,
Так и быть,
И пошли б в духан к тушину
Чачу пить
Но совсем иным потоком
Бьет Москва.
Тонет в пламени глубоком
Голова
Только нет здесь Ахты-чая
Под рукой.
И кувшин-то здесь нечаянно
Другой.»
Но, конечно же, кувшины в Ахты использовались не только для забав, но, и по прямому их назначению:
«Для питья употребляют воду из Ахтычая; в этой реке вода постоянно мутная, но весьма здоровая; из Ахтычая воду доставляют крестьянки в медных кувшинах, которые носят на плечах».
Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 143
⠀