Этой статьёй мы рискуем ввязаться с некоторой частью читателей в довольно-таки бессмысленный спор. Дело в том, что речь в данной публикации пойдёт про допуски ACEA, а если быть точнее – про стандарт ACEA A5/B5, который в кругах автомобилистов и любителей вникнуть в маслотему по некоторым причинам чаще других выступает предметом для довольно жарких дискуссий. Одни эксперты ратуют за преимущества данного класса моторных масел, в то время как другие, наоборот, считают, что преимущества эти уступают имеющимся недостаткам.
Выход данного материала продиктован исключительно нашим желанием помочь владельцам машин, чьи производители рекомендуют использовать масла стандарта ACEA A5/B5, сэкономить время и силы на поиск нужного смазочного материала, а заодно сразу ответить на большое число поступающих в наш адрес вопросов по этой теме.
Экостандарт для экомашин
Все мы в курсе того, что в ряде стран «зелёная повестка» диктует строгие правила практически всем участникам рынка. К производителям автомобилей и ГСМ требования экологов в последние годы стали особенно высокими, на государственном уровне внедряются планы перехода предприятий на «полный ноль». Это значит, что производители автомобилей добровольно-принудительно и при этом планомерно отказываются от производства машин с двигателями, работающими на традиционном топливе. Новейшие же бензиновые и дизельные ДВС проектируются таким образом, чтобы в них можно было использовать максимально экологичные горюче-смазочные материалы, то есть такие, выброс от которых в окружающую среду стремился бы к нулю.
Плюс к этому, современные автомобили должны экономить топливо. Пожалуй, излишне объяснять, почему вопрос экономного использования бензина и дизеля стоит в той же Европе более чем остро. Борьба идёт за каждый сэкономленный процент, и если появляется возможность разработать, а затем и популяризировать моторные масла, которые бы этот процент экономили, к реализации такого плана подключаются влиятельные организации – например, ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). Так появляются новые стандарты для моторных масел, такие как ACEA A5/B5.
Экономить или защищать?
Одержимые идеей экономии топлива (весьма условной, о чем скажем чуть ниже), водители очень часто не учитывают такой фактор, как высокотемпературная вязкость масел. В технической документации на масла этот показатель обозначается буквами HTHS. Говоря очень упрощённо, это плотность масляной пленки в зазорах двигателя, когда он интенсивно работает и нагрет до самых своих высоких температур. Так вот, у масел, отвечающих стандарту ACEA A5/B5, HTHS ниже, чем, скажем, у масел, отвечающих требованиям стандарта ACEA A3/B4. Это значит, что толщина масляной плёнки между трущимися парами внутри двигателя на высоких оборотах при использовании масла A5/B5 будет меньше, чем при использовании масла A3/B4. И также это значит, что в машинах, производители которых рекомендуют лить в ДВС масла класса A3/B4, ни в коем случае нельзя применять масла ACEA A5/B5. Последние, к слову, вообще много в каких моторах применять нельзя.
В то же время, используя масло ACEA A3/B4 там, где производитель авто рекомендует A5/B5, водитель ничем не рискует. Единственное, чем поступается автовладелец в этом случае, — заявленной экономией топлива. Но учитывая тот факт, что экономия от применения ACEA A5/B5 составляет порядка 0,5% при идеальных условиях эксплуатации (например, при таких, которые бывают на стендовых испытаниях двигателей), в масштабах одной машины смысл такой экономии едва уловим. Не говоря уж о том, что в условиях езды на реальных дорогах как-то увидеть и доказать уменьшение расхода топлива благодаря маслу вообще невозможно.
Не забываем про API
Итак, вы видите в Руководстве по эксплуатации вашего авто рекомендацию лить масла стандарта ACEA A5/B5 и понимаете, что такого масла в вашем доступе нет. Что же делать? Ответ: читать инструкцию очень внимательно. В разделе о моторных маслах можно найти как основные рекомендации, так и сноски к ним. Некоторые производители, например, пишут, что вместо масел класса ACEA A5/B5 допустимо использование масел A3/B4, как мы выше уже написали. Также может быть сноска о том, что можно лить масла, отвечающие требованиям допуска API SM или даже API SL и выше. Более того, сноски может и не быть, что не меняет сути: все масла стандарта ACEA A5/B5 в полной мере заменяемы маслами, имеющими новые допуски API (начиная с SN и выше).
Иными словами, если вам не удаётся найти для своей машины масло с рекомендованным в инструкции допуском ACEA, ничего страшного – можно купить и использовать почти любое масло с допуском API. Например, масла бензиновой линейки HYUNDAI XTeer можно использовать совершенно спокойно, так как они сертифицированы по новейшим классификациям API SP и ILSAC GF-6, требования которых к качеству моторных масел по целому ряду показателей выше, чем у ACEA A5/B5.
Таким образом, если производитель рекомендует использовать масло с допуском ACEA A5/B5, а масла такого нет или его не хочется покупать по причине высокой цены, расстраиваться и «поднимать на уши» автофорумы нет смысла. Выше мы объяснили, какие могут быть альтернативы.