Найти тему

Окурок ценою... в завод

Авария на пороховом заводе (иллюстрация из открытых источников)
Авария на пороховом заводе (иллюстрация из открытых источников)

Производство боеприпасов – опасное производство. Пренебрежение техникой безопасности там приводит к тяжёлым последствиям. Все об этом знают, все об этом предупреждены. Но человек не совершенен, и нарушения техники безопасности время от времени происходит. Так случилось и 20 июня 2023 года на пороховом заводе в Котовске (Тамбовская область), когда в ходе строительных работ произошёл взрыв, за которым последовало достаточно крупное возгорание. Пожар удалось быстро локализовать, без нарушения штатного режима работы предприятия и, тем более, угрозы жителям ближайших населённых пунктов. Однако, в ходе аварии погибли 4 человека, ещё 12 получили ранения разной степени тяжести.

Сегодня работа по защите пороховых заводов от возможных нарушений правил техники безопасности на производстве, их профилактика, предупреждение и максимально быстрая локализация последствий стоят в России на должном уровне. Но так было не всегда. За всю историю русской пороховой промышленности произошло немало аварий. «Черным» же днём в отрасли считается 14 августа 1917 года, когда взрывом был уничтожен целый пороховой завод в Казани. Так называемый «старый», так как сейчас в Казани функционирует новый пороховой комбинат.

Старый Казанский пороховой завод находился недалеко от железнодорожной станции Пороховая, а между ним и станцией располагался Аракчинский артиллерийский склад.

Всё началось со станции. В тот день там находился штабель снаряженных французских фугасных снарядов, выгруженных из поезда. Охранявший штабель часовой закурил и бросил ещё тлевшую папиросу на землю. День выдался жаркий – от непотушенной папиросы загорелись деревянные щепки, разбросанные вокруг путей. Испугавшийся часовой убежал. Пожар пыталась потушить местная сторожиха, но это оказалось ей не по силам. Огонь перекинулся на боеприпасы, и те стали взрываться. Во все стороны на большое расстояние полетели не только осколки, но и целые снаряды, в которых вспыхивали пороховые заряды. Во многих из них, от сильных толчков, полученных при детонации соседних боеприпасов, взводились взрыватели, и такие снаряды при падении на землю после прилёта действовали, как выстрелянные из орудия, т.е. взрывались.

Такими снарядами засыпало соседний с станцией артиллерийский склад, и история повторилось. Находившиеся там фугасные снаряды не только взрывались, но и со взведёнными взрывателями также разлетались куда попало, в том числе и в сторону Казанского порохового завода. Меж тем, на самом заводе на момент аварии скопилось около 49 500 пудов пороха. Они сдетонировали под воздействием взрывов снарядов, летевших с соседнего артиллерийского склада. Произошёл тот самый мощный взрыв, от которого пострадали 542 здания завода. Из них 154 подверглись полному разрушению, а 193 были значительно повреждены.

Отдать должное, эвакуация персонала началась почти сразу же после взрывов на железнодорожной станции. Ею руководили начальник завода инженер В.В. Лукницкий и заведующий производствами инженер Г.С. Егоров. Как капитаны тонущего корабля, они до последнего находились на территории предприятия. В результате Лукницкий погиб, а Егоров был тяжёло ранен и контужен. Имея возможность покинуть завод первыми, они ей не воспользовались. Для русского инженера слово «честь» тогда не являлось пустым звуком.

В целом, от аварии пострадало 89 человек, из которых 9 погибли и 80 получили ранения. Завод же был признан непригодным к восстановлению.

Читайте, подписывайтесь, высказывайте своё мнение и пишите в комментариях о том, что хотели бы узнать и какие темы обсудить. Ставьте лайки, если понравилось!

Мой второй канал на Дзене: "История с Андреем Балыш: ЕГЭ, ОГЭ и не только". Заходите, если готовитесь, будет много интересного и полезного: https://dzen.ru/dviegeogehistory?share_to=link