Борис Михайлович и Ольга Николаевна Булавины очень любили своего сына и старались дать ему всё самое лучшее. С детства Игоря баловали, хорошо одевали, водили в музеи, на выставки и концерты, летом возили на море, по первой просьбе были куплены мобильный телефон и ноутбук.
Игорь хорошо учился в школе, активно участвовал в школьных мероприятиях, был победителем олимпиад по разным предметам. Он не грубил родителям, выполнял свои домашние обязанности, – не ребёнок, а подарок.
В восьмом классе всё изменилось. В марте Игорь немного съехал в учёбе, в дневнике поселилось несколько троек. С сентября он ходил к репетиторам по английскому и обществознанию, чтобы получше подготовиться к ЕГЭ, а тут вдруг попросил родителей отменить занятия.
– Почему? – нахмурился Борис Михайлович. – Учёба – это твоя зона ответственности. От этих занятий зависит твоя оценка на экзамене. Это важно для твоего будущего.
– А если у меня форс-мажор? – сдвинул брови сын.
– Какой у тебя может быть форс-мажор? – воскликнула мать.
– Да самый настоящий! Вы знаете, что у Жени Князева погиб отец?
Булавины-старшие знали. Две недели назад в магазин ворвался парень с автоматом, взял в заложники продавцов и покупателей и потребовал два миллиона рублей. После переговоров полиции удалось освободить заложников. Горе-налётчик сообразил, что двух миллионов не получит, а получит большой срок, но не сдался органам правопорядка, а пустил в ход оружие. Началась перестрелка… На следующий день в местной газете писали о трагической гибели при исполнении служебных обязанностей майора полиции Князева. В родительском чате обсуждали сумму материальной помощи. Парочка мамаш было заикнулась о том, что можно обойтись меньшими затратами, но им ответили, что человек совершил подвиг и какой-либо торг здесь неуместен. И язвительно намекнули, что могут «заплатить за бедных» (обе женщины были довольно обеспечены). Дамы без лишних разговоров перевели деньги на карту председательницы родительского комитета.
– Ну, давай выкладывай, что там с Женькой, – велел отец.
Женя три дня не ходил в школу. На четвёртый день Игорь прибежал к другу рано утром перед школой. Дверь в квартиру была открыта. Женя обнаружился в своей комнате: он лежал на кровати лицом к стенке.
– Жека! – Игорь осторожно положил руку ему на плечо. Тот резко повернулся и сел.
– Игорёк, ты только не уходи, ладно? – хрипло попросил он.
– Да что ты, разве я тебя оставлю! Только ты сейчас одевайся и пойдём в школу.
– Не могу. Я не выучил ничего.
– Ничего, что не выучил. Тебя сегодня не спросят.
– Я не могу. Совсем не могу…
– А тётя Аня где?
– На работе, – Женина мама трудилась поваром в детском саду и уходила чуть свет.
– Вот видишь, мама ушла на работу, и тебе тоже надо идти в школу.
Женя отрицательно замотал головой.
– Слушай, Женёк, – Игорь присел перед ним на корточки, заглянул в глаза. – Я всё понимаю, жалею тебя, но всё время лежать и плакать нельзя. Нужно жить дальше. Хоть как-нибудь…
Он отвёл друга на кухню, поставил чайник и попытался найти что-то съестное. В холодильнике было пусто. Полез в рюкзак, достал бутерброды с сыром и колбасой. Заварил свежий чай.
– Жека, поешь. Хоть немного. Надо.
Друг молча посмотрел на него и принялся за еду.
В школу шли кое-как. Женька медленно передвигал ноги, Игорь тащил оба рюкзака.
– Булавин и Князев, что за дела?! – вызверилась учительница литературы, по праву носившая прозвище Мегера. – Ну, Князев – ладно, сегодня ему прощается. А ты, Булавин, где шлялся? До конца урока десять минут! Дневник мне на стол!
– Извините за опоздание, Тамара Ивановна, – вежливо ответил Игорь. – Я сейчас дам дневник, только давайте на перемене подойдём к классному руководителю, и я вам при ней всё объясню.
– Ну хорошо… – согласилась учительница и взяла указку. – А теперь все смотрим на доску, вот сюда! Архипова, прекрати болтать с соседкой, иначе тоже положишь мне дневник на стол!
Женька отходил от своего горя очень медленно. Но всё же отходил. Мать каждое утро уговаривала его идти в школу. В семь часов приходил Игорь. Он просто швырял другу одежду и рюкзак:
– Даю пять минут. Потом потащу за шкирку, как неразумную гориллу.
Но тащить за шкирку не приходилось…
Он всё делал механически. Звонок на урок – Женя садился за парту. Звонок с урока – Женя брал рюкзак и отправлялся в коридор. Игорь почти не отходил от него. После уроков вёл его гулять по городу и что-нибудь рассказывал – любую ерунду, главное друг ненадолго отвлекался. Они вместе делали уроки. Игорь даже прогулял несколько занятий у репетиторов, потому что боялся оставлять Женьку одного.
– Давайте пока отменим репетиторов! Я спокойно сдам ОГЭ! – уверял Игорь.
– Игорёша, мы с папой стараемся для тебя, для твоего будущего, – терпеливо объясняла Ольга Николаевна. – Мы хотим, чтобы ты получил достойное образование. А для этого нужно упорно трудиться.
– Ну буду я трудиться, в чём проблема-то?
– В одиннадцатом классе сдавать ЕГЭ, готовиться нужно уже в десятом. Услуги репетиторов стоят дорого.
– Да я летом работать пойду! Промоутером, курьером, да хоть дворником пойду или подъезды мыть! – крикнул Игорь. – Я здоровый сильный парень, неужели я себе на учёбу не заработаю?!
– Что?! – ахнула мать. – Какие подъезды, какой дворник?! Я не для этого тебя воспитывала, чтобы ты чужую грязь убирал!.. Борис, ты слышишь?! Скажи что-нибудь!
Вечером Булавины-старшие обсуждали, что делать с сыном.
– Оля, эта блажь обязательно пройдёт, нужно только подождать. Сначала он будет сдавать ОГЭ, это примерно до середины июня. Потом он недели две побегает в поисках работы. Несовершеннолетнему очень сложно трудоустроиться. Пробегает без пользы и поймёт, что каникул всего ничего осталось, каких-то два месяца. А летом – и погулять, и развлечься, и с телефоном поваляться, и отоспаться захочется. И вопрос с работой отпадёт сам собой. В нём говорит юношеский максимализм. Сопливый мальчишка хочет доказать, что он взрослый и самостоятельный человек. Вот пусть обожжётся.
Надежды Бориса Михайловича на то, что сын быстро сдаст свои позиции, не оправдались. В «сопливом мальчишке» оказался твёрдый стержень. Сразу же после экзаменов Игорь отправился в Центр занятости, где ему подобрали вакансию курьера по доставке заказов из суши-ресторана. Работников обеспечивали бесплатным питанием, так что Игорь приходил домой сытым. В последних числах августа парень гордо предъявил родителям заработанные деньги:
– Я же вам говорил, что заработаю.
Вечером Ольгу Николаевну окликнула на улице мать Жени Князева.
– Хочу вам сказать спасибо за то, что такого хорошего сына воспитали. Ваш Игорь моего Женьку за уши из тоски вытащил. После гибели отца он и жить не хотел, я уже думала к психотерапевту обращаться. А Игорь три месяца от Женьки, считай, и не отходил. В школе – вместе, после школы – вместе. Если бы не он…
Борис Михайлович долго молчал после рассказа супруги, потом сказал:
– Оль, я вот что подумал… Мы воспитывали у сына любовь к прекрасному, не жалели денег на его развитие, думая, что делаем его счастливым. Мы заботились только о его школьных оценках. Но мы ни разу не говорили с ним о самых простых вещах: кто такой порядочный человек? что такое дружба и предательство? что такое совесть и честь? Музеями, выставками и концертами этого не воспитаешь. Без образования не проживёшь, а без чести и совести – тем более.
… – Если бы ты не отказался от репетиторов, мог бы сдать экзамены гораздо лучше.
Игорь не спеша доел ужин и внимательно посмотрел на родителей.
– Значит, я должен был спокойно учиться, зная, что моему другу нужна помощь, что он не справится один со своим горем?
– Игорь, учёба – это твоя зона ответственности, – напомнила мать.
– А в этот раз моей зоной ответственности был Женька.
– Ты же весь год переживал из-за оценок.
– Пусть будет меньше пятёрок, зато больше совести, – философски ответил Игорь. – А то и себя уважать перестанешь.