Найти тему

Африканские страсти. Искусство Черного континента на выставке в Ярославле

Помнится, когда в школе проходили «Евгения Онегина», запомнилась загадочная 5-я глава - «Сон Татьяны». В ней впечатляло всё - и героиня, по-русски отважно идущая за свирепым медведем, и сам Онегин - во главе разгульной компании феерических «зомби»:

Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот

Ритуальная фигура. Народ кота. Габон. Из экспозиции выставки «Магия Африки»
Ритуальная фигура. Народ кота. Габон. Из экспозиции выставки «Магия Африки»

Так получилось, что изучение поэмы совпало по времени с увлечением почтовыми марками. И на удивление, созвучными мистическому «Сну Татьяны» оказались изображенные на них маски африканских стран – Гвинеи, Того, Либерии …

Набор почтовых марок с африканскими масками https://filinfo.ru/images/photo/56224_1638231061_0_p.jpg
Набор почтовых марок с африканскими масками https://filinfo.ru/images/photo/56224_1638231061_0_p.jpg

Возможно, для столь неожиданных ассоциаций имелись некие основания. Ведь не секрет, что предок Александра Сергеевича Пушкина – Абрам Ганнибал - был уроженцем Черного континента …

Эта давняя история вспомнилась при посещении выставки «Магия Африки», недавно открывшейся в Ярославском художественном музее. Воочию маски, представленные в экспозиции, являли искусство яркое, самобытное. И временами казалось, что великие европейские авангардисты с их экспрессивными супер-изысками здесь отдыхают.

Афиша выставки у входа в музей
Афиша выставки у входа в музей

Представленные на выставке экспонаты являются частью собрания Эдди Новарро (1925-2003). В 1950-х гг. он много путешествовал по Тропической Африке, посетил Нигерию, Мали, Конго, Камерун и др. страны. В ходе экспедиций ему удалось собрать уникальную коллекцию произведений африканского искусства. Ныне она хранится в Музее-заповеднике В.Д. Поленова.

И кстати, русскую супругу Эдди Новарро звали Татьяной! Она была переводчицей, родом из Москвы. И после смерти мужа унаследовала его коллекцию.

В выставочном зале
В выставочном зале

Как правило, африканские маски использовались в ритуалах вызова дождя, обрядах посадки растений и сбора урожая.

Ритуальная маска с крокодилами. Народ бамум. Камерун
Ритуальная маска с крокодилами. Народ бамум. Камерун
Ритуальная маска. Конго
Ритуальная маска. Конго

Они также применялись колдунами для общения с духами предков, знахарских манипуляциях.

Ритуальная маска. Народ теге. Конго. Маска культа Су. Народ гурунси. Буркина-Фасо
Ритуальная маска. Народ теге. Конго. Маска культа Су. Народ гурунси. Буркина-Фасо
Маска-шлем с антилопой. Конго
Маска-шлем с антилопой. Конго

Особое место среди произведений африканских мастеров занимали скульптуры, отражающие тему материнства.

Женская фигура. Народ бамбара. Мали Женская фигура. Народ бамбара. Мали
Женская фигура. Народ акан. Гана
Женская фигура. Народ бамбара. Мали Женская фигура. Народ бамбара. Мали Женская фигура. Народ акан. Гана

Фигуры женщин олицетворяли продолжение жизни, и являлись предметами особого почитания.

Женская фигура. Народ йорубу. Нигерия
Женская фигура. Народ йорубу. Нигерия
Мужская фигура. Народ бене-лулуа. Конго Женская фигура. Народ бене-лулуа. Конго
Женская фигура. Народ бене-лулуа. Конго
Мужская фигура. Народ бене-лулуа. Конго Женская фигура. Народ бене-лулуа. Конго Женская фигура. Народ бене-лулуа. Конго
Фрагмент фигуры
Фрагмент фигуры
Женские фигуры. Народ сенуфо. Кот-д’Ивуар
Женские фигуры. Народ сенуфо. Кот-д’Ивуар

Зачастую даже сугубо утилитарные предметы под руками африканских скульпторов превращались в подлинные произведения искусства. К примеру, на фото ниже показана амбарная дверь, украшенная изображениями змей и крокодилов – священных животных народа догонов.

По преданию, однажды догоны спасались от врагов. Но дорогу их племени преградила полноводная река, кишевшая крокодилами. Догоны воззвали к богам, и тут случилось чудо: крокодилы превратились в брёвна, образовавшие надёжный мост. По нему догоны переправились на противоположный берег. И едва лишь они миновали водный поток, брёвна снова стали крокодилами. С тех пор догоны почитают их как священных животных.

Амбарная зверь с изображением змей, крокодилов, антропоморфных фигур. Народ догонов. Мали
Амбарная зверь с изображением змей, крокодилов, антропоморфных фигур. Народ догонов. Мали
Фрагмент амбарной двери
Фрагмент амбарной двери

Не менее выразительна пластика резных стульев-кариатид

Стул-кариатида. Народ хемба. Конго Стул-кариатида. Народ луба. Конго
Стул-кариатида. Народ хемба. Конго Стул-кариатида. Народ луба. Конго
Фигура-фетиш. Народ солонго. Конго
Фигура-фетиш. Народ солонго. Конго

При виде рогатых масок, опять же, вспомнился «Сон Татьяны». Да, Пушкин, наше солнце, всегда давал простор для самого широкого полёта фантазии:

Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Но как известно, Онегин (на правах главного авторитета), в обиду её не дал и подручных своих крепко приструнил ...

Ритуальная маска. Народ бамилеке. Центральная Африка
Ритуальная маска. Народ бамилеке. Центральная Африка
Маска культа Су. Народ гурунси. Буркина-Фасо
Маска культа Су. Народ гурунси. Буркина-Фасо

Продолжение рассказа о выставке будет в следующей статье

На выставке
На выставке