Помнится, когда в школе проходили «Евгения Онегина», запомнилась загадочная 5-я глава - «Сон Татьяны». В ней впечатляло всё - и героиня, по-русски отважно идущая за свирепым медведем, и сам Онегин - во главе разгульной компании феерических «зомби»:
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот
Так получилось, что изучение поэмы совпало по времени с увлечением почтовыми марками. И на удивление, созвучными мистическому «Сну Татьяны» оказались изображенные на них маски африканских стран – Гвинеи, Того, Либерии …
Возможно, для столь неожиданных ассоциаций имелись некие основания. Ведь не секрет, что предок Александра Сергеевича Пушкина – Абрам Ганнибал - был уроженцем Черного континента …
Эта давняя история вспомнилась при посещении выставки «Магия Африки», недавно открывшейся в Ярославском художественном музее. Воочию маски, представленные в экспозиции, являли искусство яркое, самобытное. И временами казалось, что великие европейские авангардисты с их экспрессивными супер-изысками здесь отдыхают.
Представленные на выставке экспонаты являются частью собрания Эдди Новарро (1925-2003). В 1950-х гг. он много путешествовал по Тропической Африке, посетил Нигерию, Мали, Конго, Камерун и др. страны. В ходе экспедиций ему удалось собрать уникальную коллекцию произведений африканского искусства. Ныне она хранится в Музее-заповеднике В.Д. Поленова.
И кстати, русскую супругу Эдди Новарро звали Татьяной! Она была переводчицей, родом из Москвы. И после смерти мужа унаследовала его коллекцию.
Как правило, африканские маски использовались в ритуалах вызова дождя, обрядах посадки растений и сбора урожая.
Они также применялись колдунами для общения с духами предков, знахарских манипуляциях.
Особое место среди произведений африканских мастеров занимали скульптуры, отражающие тему материнства.
Фигуры женщин олицетворяли продолжение жизни, и являлись предметами особого почитания.
Зачастую даже сугубо утилитарные предметы под руками африканских скульпторов превращались в подлинные произведения искусства. К примеру, на фото ниже показана амбарная дверь, украшенная изображениями змей и крокодилов – священных животных народа догонов.
По преданию, однажды догоны спасались от врагов. Но дорогу их племени преградила полноводная река, кишевшая крокодилами. Догоны воззвали к богам, и тут случилось чудо: крокодилы превратились в брёвна, образовавшие надёжный мост. По нему догоны переправились на противоположный берег. И едва лишь они миновали водный поток, брёвна снова стали крокодилами. С тех пор догоны почитают их как священных животных.
Не менее выразительна пластика резных стульев-кариатид
При виде рогатых масок, опять же, вспомнился «Сон Татьяны». Да, Пушкин, наше солнце, всегда давал простор для самого широкого полёта фантазии:
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!
Но как известно, Онегин (на правах главного авторитета), в обиду её не дал и подручных своих крепко приструнил ...
Продолжение рассказа о выставке будет в следующей статье