Найти тему
Секреты Старого Китая

Этические нормы китайских боевых искусств

У-дэ - это нормы и правила Мира У-линь
武德是武林的规矩 Wǔ dé shì wǔlín de guījǔ

Мы продолжаем наше повествование про становление этических норм и правил такой интересной социальной среды, как Мира боевых искусств. Для начала следует понимать две простые вещи:

  • эти нормы и правила изменялись в течении веков вместе с обществом и той социальной средой, где эти боевые искусства практиковались и применялись;
  • Мир Цзянху и Мир Улинь - понятия близкие, порой - пересекающиеся, но - не идентичные и порой даже сильно противоположные, про этику Мира Цзянху рекомендуется статья Ильи Александровича Профатилова «Социальные корни и генезис ушу в старом Китае».

Сейчас поговорим об этике Мира Улинь. Существует вполне разумное мнение о pаимствовании этических норм из различных Учений, затрагивающих вопросы морали и поведения человека в социуме, в первую очередь конфуцианства. Несомненно, оказал своё влияние и буддизм, где главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре - речи и три - мыслей. Работы современных исследователей традиционного ушу показываются, что требования к ученику по отношению к Учителю (次弟子对师而伏 Cì dìzǐ duì shī ér fú), которые ученик принимает, «кланяясь Учителю» и становясь тем самым его последователем, сводятся к «Десяти запретам» (十戒 shíjiè).

Вот, к примеру, «Десять запретов» из даосизма, найденных в Дунхуане:

不煞当念众生 Не убивай, но всегда будь внимателен к живым существам.
不淫犯人妇女 Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях.
不盗取非义财 Не кради и не принимай нечестно нажитого
不欺善恶反论 Не обманывай других и не путай добро со злом.
不醉常思清行
Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении.
宗亲和睦无有非亲
Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род.
见人善事心助欢喜 Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием.
见人有忧助为作福 Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу.
彼来加我志在不报 Если кто-то навредил тебе, не думай о мести.
一切未得道我不有望 Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь достичь
Перевод по «Наставлениям по установлению воли к мудрости»

Попробуйте сравнить их с текстом, который по мнению ряда современных исследователей оказал влияние на формирование схожих требований уже народного ушу:

Итак, «Десять запретов кулачного искусства архатов»:
1-й запрет: нельзя бесчинствовать и самодурствовать, попирать закон, самоуправствовать и полагаться на неправедное, драками доводить дело до того, чтобы Небо гневалось на людей, отвергать небесное осуждение.
2-й запрет: столкнувшись с несправедливостью и безрассудной жестокостью только и можно, что урезонивать словами и стараться решить дело миром, не действовать опрометчиво руками и ногами, а в самом крайнем случае, когда нужно бить – помнить, что удары бывают сильные и слабые, знать уязвимые места и акупунктурные точки, дабы не доводить дело до травмы.
3-й запрет: странствующему Учителю не следует вступать в схватки с другими людьми, чтобы не доводить дело до «потери лица» каким-либо человеком и не оказаться без крова и заработка (другой вариант: Учителя не должны соперничать с другими, чтобы те не потеряли свою честь и репутацию).
4-й запрет: нет врага – не вступай в схватку, победишь в схватке – бойся доставить себе неприятности (другой вариант: Не надо стремиться стать соперником непобедимого, а надо быть хорошим бойцом, т.е. лучше быть побежденным, чем быть принужденным).
5-й запрет: не брани других за спиной, демонстрируй себя явно.
6-й запрет: действия сильных и неправедных не оцениваются не должны оцениваться, сильные и неправедные - это Хаос, поэтому мы учимся на примере благодарности и взаимности.
7-й запрет: требующему обучения но не искреннему – не передавай искусства, сердце не искренне – изучение не серьёзно, это будет лишь напрасной тратой силой.
8-й запрет: передавать все с настоящим методом, не полагаться на чужие способы и не обманывать людей. Не полагайся на внешний путь, это – обман человека.
9-й запрет: встретив слабого человека, и будучи им обманутым – не вреди ему грубой силой, а наоборот – действуй, тщательно взвешивая каждую мелочь.
10-й запрет: есть три категории людей, которым нельзя передавать искусство. Не порядочный – не передавай; сердце не искреннее – не передавай; врагу – не передавай. Если у того, кому не передают, семья пострадала от учителя – продолжить передачу.

Если даже считать даосский текст основой {нет} для требований к ученикам кулачных школ, всё равно видны сильные расхождения в нормах и требованиях. Более объективной, на мой взгляд, будет версия, что в первую очередь конфуцианство занималось задачами воспитания населения и определяло этические нормы и правила. В том числе и для адептов боевых искусств. И примеров этому можно найти немало. Об обществе в целом мы поговорим в следующей статье - ибо без этого многое просто не понять, а сейчас вернемся к тому, как конфуцианство веками целенаправленно окультуривало Мир практиков боевых искусств, формируя емкие и доходчивые правила для той среды.

-2

Есть множество идиом и цитат в пользу этой точки зрения.

Например, неумирающая классика:

Изучайте ритуалы, прежде чем изучать искусство, изучайте добродетель, прежде чем изучать кулачные техники.
未曾学艺先学礼,未曾习拳先习德 Wèicéng xué yì xiān xué lǐ, wèicéng xí quán xiān xí dé.

Приоритет морали и этики ставится выше технических действий:

Кулачное искусство основано на добродетели, добродетель - первооснова искусства.
拳以德立,德为艺先 Quán yǐ dé lì, dé wéi yì xiān

Именно с освоения морально этических норм следовало начинать обучение военному делу:

Собираясь тренироваться в военном деле, сперва совершенствуйте свои моральные качества
欲练武,先修德 Yù liànwǔ, xiān xiū dé
-3

Это неудивительно, если ознакомится с тем, что творили практики боевых искусств до внедрения вышеуказанных подходов к обучения. Напомню, что возникает специфическая социальная группа, отражающая понятие:

умеющие боевые искусства нарушают установленные запреты
以武犯禁

Сейчас более известные как «рыцари»-ся (侠 xiá), главные персонажи Мира Цзянху,

с навыками свирепого, безжалостного, лютого, жестокого боевого мастерства и воинской добродетелью у-дэ, где главенствуют справедливость, долг, честность, верность, порядочность, нравственность.

Причем на тот период сама личность «рыцаря»-ся - первична ( и это - важно, почему - в следующей статье), а боевые искусства вторичны:

Лучше отсутствие боевых искусств, чем отсутствие «рыцарства».
宁可无武, 不可无侠 Nìngkě wú wǔ, Bùkě wú xiá.

Но вернемся к насаждению конфуцианской морали:

Тренируя боевые искусства, нужно сначала тренировать добродетель, а чтобы учить других, нужно сначала учить сердце.
练武先练德,教人先教心 Liànwǔ xiān liàn dé, jiào rén xiān jiào xīn
-4

Есть даже поговорка, дополняющая знаменитую и гораздо более старшую пословицу Мира боевых искусств:

Тренируя кулачное искусства, но не тренируешь вспомогательные наработки - в старости будешь "пустым местом"
练拳不练功 - 到老一场空 Liàn quán bù liàngōng - dào lǎo yīchǎngkōng

Она звучит так:

Тренируя боевые искусства, нужно сначала тренировать добродетель, нарабатывая "вспомогательные наработки", нужно сперва наработать терпение.
学武先学德,练功先练忍 Xuéwǔ xiān xué dé, liàngōng xiān liàn rěn

Хотя она отлично дополняет предыдущую, это явная отсылка остальным сентенциям, где обучение боевым искусствам приравнивается к обучению добродетели.

Но продолжим, ибо соответствующие нормы должны быть применены как к ученикам, так и к Учителям:

Те, у кого нет добродетели, не могут учиться, а неразумные не могут обучать боевым искусствам.
缺德者不可与之学,丧理者不可教之武 Quēdé zhě bùkě yǔ zhī xué, sàng lǐ zhě bùkě jiàozhī wǔ.

При этом норм и правил поведения в боевых искусствах достаточно много, и пока они определены в терминах конфуцианских добродетелей - человечности, справедливости, благопристойности, мудрости, мужества, верности, терпения, стыда и... ритуала.

Здесь принцип жэнь (仁 rén, т.е. человеколюбие, гуманность, доброта, человечность) - это высшая основа боевых добродетелей с позиции концуцианства. Жэнь можно рассматривать как общий контур для конфуцианства, поскольку он указывает на всеобщую любовь к обществу и всеобщее спасение всех видов людей.

Если кратко, то его суть такова: осознанность, любовь к себе и любовь к другим, уверенность в себе, самодостаточность, причастность к Небу и Земле, достижение всевозможных свершений:

Любите себя и любите других; создайте дом для себя и помогите другим создать дом для себя; следуйте духу Неба и Земли и помогайте всем людям достичь успеха.

Жэнь начинается изнутри и распространяется от сыновней почтительности и братского долга к Учителю и ученикам, друзьям, а затем и к незнакомым людям. Учителя добры и ученики проявляют сыновью почтительность, братья и сестры мудры и почтительны, друзья и родственники любящи, это является внутренним моральным кодексом.

С такой точки зрения, остановить войну - это боевое искусство. Боевое искусство - это сила, позволяющая остановить войну и прекратить ее. Это самая основная норма У-дэ. Она направлена на прекращение насилия и умиротворение людей, это проявление гуманности, доброты и человечности. Эти нормы также отражены в различных трактатах, широко распространенных в народной среде. Например, в шаолиньском трактате (罗法行动短打 Luō fǎ xíngdòng duǎndǎ) указано:

Совершенномудрым ничего не остаётся, как воспользоваться этим способом.
圣人不得已而用之 Shèngrén bùdéyǐ ér yòng zhī

В Наставлениях по Эмэйскому копью (峨眉枪法·戒谨篇 Éméi qiāngfǎ·jiè jǐn piān) сказано, что без принципа жэнь нельзя передавать, и при обучении важно выбрать правильного человека:

不知者不与言,不仁者不与传。谈元授道,贵乎择人 Bù zhì zhě bù yǔ yán, bù rénzhě bù yǔ chuán. Tán yuán shòu dào, guì hū zé rén.

«Десять заповедей Шаолиня» (少林十戒 hàolín shíjiè), «Десять заповедей ближнего боя-дуаньда» (短打十戒 duǎndǎ shíjiè) и заповеди различных школ ушу отражают влияние максимы

гуманный человек любит людей
仁者爱人 rénzhě à irén

и принципов

гуманность, справедливость, ритуал, вера.
仁、义、礼、信 rén, yì, lǐ, xìn

на традиционную мораль.

Кстати, считается, что знаменитая концепция «Восемь бить, восемь не бить» (八打八不打 Bā dǎ bā bù dǎ) возникли как раз благодаря следованию принципу жэнь, тем самым моральные нормы влияют непосредственно на технические действия, разделяя их на те, что можно использовать в поединке, и те, что служат для убийства.

-5

Есть и более развернутые тексты, где мы видим, как это мировоззрение формировалось:

Есть много людей, которые занимаются боевыми искусствами, и все они надеются стать мастерами боевых искусств. Они должны знать, что такое У-дэ (武德 wǔdé), с самого начала.
Чтобы заниматься боевыми искусствами, вы должны сначала научиться добродетелям боевых искусств, а убедить таланты в добродетелях - высшее состояние боевых искусств.
Но если все люди убеждены добродетелью, то какая польза от боевых искусств?

Хотя эта цитата кажется несколько противоречивой, но объяснение довольно простое и логичное:

Если они можно убедить людей добродетелью, то убеждают добродетелью;
Если невозможно убедить добродетелью, то используют боевые искусства.

Но - с важной оговоркой:

не переусердствовав, не нарушая приличия и благопристойность, не нанося ущерба;
点到为止 diǎn dào wéi zhǐ
无伤大雅 wúshāng dàyǎ

И это ещё не всё:

и лучше, чтобы каждый знал, что происходит, а если найдется такой неотесанный, который не знает правил, то ему надо будет преподать урок.

Иными словами, боевая добродетель - это правила боевых искусств, а не какая-то действительно благородная мораль.

-6

В итоге на вот этой конфуцианской базе с учетом специфики Мира Улинь сформировались «Десять запретов», которые должен соблюдать занимающийся ушу.

Требования к ученикам в разных школах, естественно, неодинаковы, поэтому эти самые основные из них. Эти взяты из кулачного трактата семейной школы уезда Цанчжоу провинции Хэбэй, которая возводит свой стиль к монастырю Шаолинь. Интересно, что они фактически идентичны, несмотря на почти абсолютную техническую разницу стилей, с такими же требования из текста «Собрание семьи Дай».

Итак, вот «Десять запретов» кулачной школы:
1. Не пить;
2. Избегать женщин;
3. Перестать быть ветреным, не устойчивым;
4. Перестать «обеспечивать себе временное спокойствие»; отдыхать, пока учителя нет;
5. Избегать торопливости, т.е. хотеть достичь всего быстро;
6. Не ставить рамки своих результатов, т.е. не планировать достижение результата за короткий срок;
7. Не быть хвастливым и гордым, т.е. не думать, что ты - самый лучший в этом деле;
8. Не пытаться прославиться;
9. Избегать простого обучения других людей, т.е. учить старательно, а не абы как;
10. Избегать стремления равняться силой.

Время уже позднее, а завтра уже надо ехать на фестиваль - уже там будем проявлять воинскую добродетель :), так что пока отвлечемся от китайской истории! :)

Гуляй-Город 2022.
Гуляй-Город 2022.
Гуляй-Город 2022. Как и в прошлый раз, будем радовать зрителей своим артогнем.
Гуляй-Город 2022. Как и в прошлый раз, будем радовать зрителей своим артогнем.
Гуляй-Город 2022. Вот с ней опять еду. И её подругу беру в придачу! :)
Гуляй-Город 2022. Вот с ней опять еду. И её подругу беру в придачу! :)

Всем - хороших выходных! У нас по плану - оторваться по полной! :)

Дм. Моисеев, СПб - 2023