Дворянские дети, желающие построить военную карьеру и стать офицерами царской армии, поступали в кадетские корпуса, после чего их называли кадетами. Во время правления Александра III, образование в таком корпусе для получения офицерского звания, признали не достаточным. Для этого выпускники корпуса, должны были продолжить обучение в Юнкерском училище и только после этого, становились офицерами. Для флота Петром I, было введено звание гардемарин. Согласно морскому уставу, после обучения и стажировки на флоте, они получали офицерские погоны и звания. Для детей высшей аристократии существовал пажеский корпус, воспитанники которого уже на последнем курсе участвовали в придворных церемониях. Существовало и солдатское сословие, в котором призванный рекрут становился собственностью военного ведомства и его будущие дети, также принадлежали этому ведомству, которых называли кантонистами.
Гарнизонные школы для солдатских детей
Для детей низших военных чинов при гарнизонах работали специальные школы, где солдатскую детвору обучали и готовили, к воинской службе. Своё название кантонисты получили из Пруссии, где полковые округа назывались кантонами.
После окончания таких школ выпускникам присваивались звания унтер-офицеров. В исключительных случаях отличникам присваивались и офицерские звания.
Выходцы из кантонистов были близки к солдатской среде и солдаты в основной массе, хорошо и по-доброму относились к ним. Офицеры напротив, зная их невысокий социальный статус, а также более низкий уровень образования относились к ним с высокомерием.
Основной целью крепостничества в России, было максимально лишить прав человека, чтобы он не смог самостоятельно строить свою жизнь. Простой бесправный человек, должен был кому-то принадлежать помещику, государству или армии и военному ведомству.
Историк Щербинин в своей статье высказал мнение, что государство было очень заинтересованно в кантонистах, ведь царская армия, ведя войны, очень нуждалось в регулярном восполнении её рядов.
Данная проблема в те времена эффективно решалась двумя проверенными способами, первый это призыв новых рекрутов, а второй пополнение рядов армии за счёт призыва в её ряды кантонистов, детей солдат являющихся в силу своего происхождения, военнообязанными.
Для них были созданы, ещё при Петре I школы, которые имелись почти в каждом полку. Обучаться в них с 1758 года должны были все мальчики из семей низших военных чинов, в других учебных заведениях обучение солдатских детей, было запрещено.
Дворянская детвора в школах кантонистов была редкостью
Необходимо отметить, что государство заботилось о качественном пополнении своей армии. В школах детей кантонистов обучали грамоте, после чего менее способные из них обучались ремёслам кузнечному, столярному и др.
Те же, кто проявлял большую способность к обучению, изучали артиллерийское дело, фортификацию и другие военные науки. Уровень обучения был, конечно ниже, чем у дворянских детей, поэтому чтобы кантонисту добиться хорошего карьерного роста, ему как правило было необходимо блеснуть своим военным мастерством и отличиться в бою так, чтобы его обязательно заметили старшие командиры.
Количество изучаемых предметов и дисциплин во время правления Николая I, заметно увеличилось. Началась подготовка младшего медицинского персонала для нужд госпиталей, топографов и строителей, музыкантов для полковых оркестров, а также писарей и прочих специалистов, необходимых для армии.
К 1826 году кантонистов было уже более 150 тысяч. Нужно заметить, что в такие школы могли поступать и дворянские дети, но такие случаи были крайне редкими. В основном это были обедневшие дворяне, которые не могли позволить себе более дорогого образования для своих детей.
Один сын ветерана или инвалида, мог не идти в кантонисты
В самом начале создания школ для кантонистов, военное ведомство забирало детей ещё в семилетнем возрасте. Однако, позже граф Аракчеев, изучив статистику заметил, что среди младших детей была очень большая смертность.
Придя к выводу, что изучение военной науки и жизнь в спартанских условиях для детей такого возраста, является слишком тяжёлым испытанием. Он издал указ забирать детей на три года старше с 10 лет.
Позже этот возраст был ещё увеличен, но в любом случае дети, не имеющие возможности получать образование в других гражданских образовательных учреждениях, шли учиться в гарнизонные школы, ещё до 14 лет.
Видя изнанку солдатской жизни и, слышав о ней рассказы своих мужей, были случаи, когда солдатские жёны в случае рождения в семье мальчика, пытались утаить или спрятать его у своих близких, чтобы тем самым уберечь его от нелёгкой солдатской доли. Однако, за это их карали не только денежными штрафами, но и телесными наказаниями.
Пытаясь каким-то образом смягчить эту ситуацию, Николай I позволил солдатам, получившим ранения во время службы, а также вдовам и отслужившим свои 25 лет отставникам, имевшим награды или отличия во время своей службы, одного из своих сыновей, оставить при себе опекуном.
После чего его не брали в армию, и он должен был позаботиться о своих родителях в старости.
Право детей солдат в выборе учебного заведения и своей дальнейшей судьбы
Многодетные солдатские семьи, где было несколько детей, путь в кантонисты фактически давал шанс к выживанию, который они в этом случае имели за счёт бесплатного казённого питания. Получая его, они по крайне мере могли быть сытыми.
Если солдатские дети в случае гибели родителя оставались сиротами, они также были вынуждены поступать в гарнизонные школы, а девочки чаще всего становились воспитанницами благотворительных учреждений.
Нужно отметить, что после определённых указов в такие школы начали направлять детей цыган, польских мятежников и беспризорников. Указ Николая I о воинской повинности для евреев, позволил набирать в гарнизонные школы и еврейских детей.
Пополнение рядов армии заставляло государство проявлять заботу и о солдатских семьях. Им выплачивалось небольшое жалование, а также предоставлялась жилплощадь. Семейным солдатам с детьми была положена дополнительная площадь, или лишняя комната для жены и детей, что по тем временам считалось роскошью.
Если в гарнизоне не было возможности предоставить им такое жильё, тогда казна выплачивали деньги на его аренду. В случае начала войны, когда глава семейства уходил в военный поход, его домочадцы продолжали проживать в положенной их семье жилплощади.
Долгожданное освобождение солдатских детей от обязательного поступления в гарнизонные школы, произошло в правление Александра II. Начавшиеся реформы кантонских учебных заведений, привели к тому, что они были преобразованы в военные гимназии, поступление в которые солдатские дети могли осуществлять, на добровольной основе.
В гвардейских полках такие школы сохранялись ещё до XX века, однако, солдатские дети уже не принадлежали военному ведомству и отдавались туда только по желанию их родителей.
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.