«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий языка. Это почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания»,- писала методист Мария Александровна Рыбникова.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
· достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
· осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
· первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
· овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
· понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
· различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
· понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
· владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
· участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста.
Чтобы стать полноценным, компетентным читателем, ученик должен в полной мере владеть всеми умениями, перечисленными выше.
Для достижения этого эффекта учителями начальных классов используются определённые методы, такие, как:
· методы словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, беседа, ответы на вопросы и т.д.);
· методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрации, презентации и т.д.);
· метод игры и игрового тренинга. При применении данного метода дети самовыражаются, причём без внешнего воздействия (загадки, кроссворды и т.д.);
· метод театрализации, основанный на множестве сюжетов и социальных ролей;
· метод состязательности, включающий все задания, которые требуют деления на группы;
· метод импровизации, который выводит детей на практическую предприимчивость и привнесение своего творческого начала;
· метод равноправного духовного контакта, основанный на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.
Данные методы работы призваны развить речь обучающихся, повысить учебную мотивацию, и главное – воспитывают грамотного читателя, иными словами, доводят читательские умения до совершенства, шлифуют их. При этом в любое задание можно включить элементы творчества и соавторства. Говоря другими словами, применяются приёмы активизации сотворчества читателя. У учеников пробуждаются сопереживания, активизируется мыслительная деятельность, пополняется словарный запас.
Один из способов - это использование рабочих листов с целью достижения предметных результатов на уроках литературного чтения в 1 классе.
Рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы. Работу с ними учитель может предложить учащимся на различных этапах урока. Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
К преимуществам использования рабочего листа в учебном процессе можно отнести следующее:
- в содержание рабочего листа можно включать задания на осмысление информации, данной в учебнике, а также задания более высокого уровня сложности, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях, находить информацию в дополнительных источниках;
- информация может быть представлена в разных видах (схема, таблица, рисунок, текст, диаграмма и т.д.);
- педагог имеет возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом;