Найти тему
@uspeh_rebenka

Кем я себя представляю?

Очень популярная фраза, которую родители используют в общении со своими детьми, когда те что-то для себя просят: «Посмотрим на свое поведение». В современной интерпретации еще подвязывается и экранное время: «В зависимости от того, хорошо ли ты себя проявил или не очень, я решу, заслужил ли ты телефон или наказан».

Все это блокирует внутреннюю мотивацию, можно сказать, подрезает крылья, поэтому как-то выбираться из гнезда и пробовать летать самостоятельно не получается.

Подобная система мотивации создает привычку оглядываться сначала на кого-то внешнего, в первую очередь – на родителя в качестве надсмотрщика, который должен оценить. А потом психика уже по привычке нуждается в любой внешней опоре, мы готовы слушать кого угодно, лишь бы свои лобные доли головного мозга не использовать.

Если рядом всегда есть тот, кто все решает и просто дает инструкцию, то у ребенка блокируется такое важное качество, как гибкость и умение нести ответственность хоть за что-то. Он ориентируется на внешнюю оценку, а не на себя. В психике просто нет такой опции, как способности анализировать свой выбор, навыка переосмысления себя и своих действий, хоть какого-то анализа. В результате блокируется взросление. О каких сознательных решениях может идти речь, когда с детства сидит родитель и пытается управлять, в том числе цифровым поведением, и давать свои категоричные оценки. Как уже говорилось выше, родитель сидит и пилит потихоньку крылья у своего птенца вместо того, чтобы каждый день учить его, как использовать эти крылья, чтобы в один момент быть способным к автономному движению.

Даже если поведение провальное и, в случае, если ребенок не справился, просидел в телефоне, не смог переключиться, это просто повод вместе разобраться, что произошло. Сбой в системе возможен всегда, надо учить своих детей вовремя их замечать и устранять.

Самый популярный пример – невыполненная или отложенная до вечера домашняя работа. Садимся и разговариваем, а не срываемся на крик и наказываем. Что произошло? В какой момент не справился? Сначала было лень и казалось, что времени еще много. Потом позвонил друг и предложил поиграть вместе по сети. Он то, как бы уже все сделал, но отказывать ему сложно. В общем, заигрался, про все забыл, время пролетело незаметно. Сила желания поиграть перевесила все остальное.

Вот такой разбор учит самоанализу. Достаточно просто разобраться в ситуации и спросить, что сын или дочь планирует делать завтра, чтобы получить другой результат. И если не разговаривать и не обсуждать сложившуюся ситуацию, то на следующий день вы столкнетесь ровно с тем же самым. И никакие «посмотрим» в корне не дают изменения в поведении, если не случилось внутреннего осознания, и не сделан свой личный (внутренний) выбор.

Обсудим еще одну стратегию, которая подталкивает детей совершать действия.

Не бесконечные команды и указания разжигают огонь внутренней мотивации.

Наши мысли задают направление вниманию и в конечном итоге формируют поведение.

Остановимся на этом этапе – когда мозг уже работает, и родителю просто нужно учить своего птенца оглядываться по сторонам, чтобы просто оценить ситуацию и понять, куда двигаться.

Главный вопрос, чтобы развернуть поток внимания в этом направлении: «Кем я себя представляю? С кем я себя сравниваю и хотел бы стать таким же?»

Часто дети обращаются к родителям с внутренним желанием какой-то творческой реализации в цифровом пространстве. Ошибкой является, взять молоток и прочно заколотить большими гвоздями даже мысли в эту сторону. Аргумент обычно: «Учись лучше, ничего полезного в интернете нет. Там одни дебилы, деструктивный контент и сплошной мат».

Ребенок чем-то заинтересовался, обратился с желанием строить себя, а ему сказали – нет.

Что остается? Отдаться пассивному кайфу. Присоединиться к массе, которая ищет к кому бы прилепиться.

Пожалеть себя несчастного и тихо завидовать тем, кто активно развивается в сфере своих цифровых интересов.

Автор развлекательного блога в социальной иерархии выше, чем тот, кого развлекают. Создатель вайнов умеет и делает в разы больше, чем те, кто просто пассивно их потребляет. Поэтому не стоит бояться или уклоняться от активных желаний своих детей развиваться в сети.

Главная задача – научить применять свои способности в зоне собственных интересов, направить на развитие умений, которые в будущем пригодятся.

Сфокусируйте внимание в сторону реальных возможностей. Рассказывайте, как можно закрепиться в интернет-пространстве, найти что-то по душе. Если вы боитесь, что ребенок «забьет» на обучение, то напрасно. Наоборот, его новая роль будет давать энергию успевать и в школе тоже. Успешные люди активно действуют по многим направлениям и сами строят свой рабочий график.

Еще один аргумент – лучше решать проблемы, когда подросток уже начал сам зарабатывать и продолжает строить свою жизнь. Обычно возникают конфликты вокруг обучения. Личность уже активно действует в реальном мире, уже адаптировалась в своей роли, уже способна себя содержать. Тут можно договариваться, решать, планировать.

А вот если семья столкнулась с проявлениями цифровой зависимости, когда нет ни сил, ни желания вообще что-либо делать, когда ощущение счастья ассоциируется лишь с игрой или другой экранной активностью, это немножко другая картина, поверьте.

Решать проблемы дезадаптации можно, но намного дольше, чем найти мотивы и смыслы учиться, когда ты уже что-то можешь.

Способность представить себя кем-то – это ментальный переход от ориентировки к творческой реализации. И, чем младше ребенок, тем легче его просто отвести на робототехнику или любую другую специальность, пересекающуюся с IT-сферой.

Тем самым семья как бы сдвигается с осуждения цифрового поведения на его принятие и способствует формированию той части личности, которая нужна и ребенку, и родителю.

Если ребенок учится в музыкальной школе, то можно дополнительно освоить программы, которыми пользуются звукорежиссеры. Если я себя кем-то вижу в интернет-среде, то запускается система реакций, которая подталкивает к действиям. Вот он стимул, личное решение, которое помогает отрываться от просто развлечений и переходить к задачам: «Я хочу стать тем-то, мне нравится это делать, я хочу научиться так же».

Способность себя кем-то увидеть в будущем формирует поведение. Вы сегодня об этом поговорили, а завтра ребенок решил действовать. Он подумал и осознал, что это круто.

Самый простой пример, как это работает – дети, которые с трех-четырех лет начинают заниматься фигурным катанием. Благодаря тренировкам, ведущей деятельности, которая формирует психическую систему, ребенок идентифицирует себя, как спортсмен. Победы в соревнованиях мотивируют работать дальше, он представляет себя чемпионом.

В подростковом возрасте при выходе в интернет-среду личность не сталкивается с проблемами поиска идентичности, когда: «Я не понимаю, кто я и к кому прибиться».

У них четкое осознание своей роли, которая продолжается позиционированием в сети. Например: «Я фигурист, тренируюсь в данной школе у этого тренера».

Направленность личности задана с самого раннего возраста и через ведущую деятельность сформировала ее. При этом заложен прочный фундамент, основанный на собственных достижениях.

Такие дети никогда не столкнутся с цифровой интернет-зависимостью просто потому, что реальная жизнь интересна и наполнена. Да, там могут быть проблемы, связанные с контролем веса и пищевым поведением, главное, чтобы рядом был специалист, который окажет помощь.

А вы ведете со своим ребенком системные разговоры о том, как можно развиваться в интернете?

Продолжение_тут