«Пятая печать» венгерского режиссера Золтана Фабри является по истине сложным фильмом, в котором поднимается не мало тем, касающихся вопроса понимания человека как такового. Но я хочу затронуть вопрос, озвученный одним из героев фильма:
«Допустим, вам скажут, что вы умрете, но пообещают вам воскресенье с правом выбора кем воскреснуть. Одно из двух: Тамацеус Кататика или Дюдю?»
Что значит этот вопрос? Вы выбираете между жизнью господина и раба. Первый человек является убийцей и мучителем, который творит все, что ему вздумается без последствий и угрызений совести. Второй выступает многострадальным рабом, дабы сохранить свою совесть чистой: «да, я бесправный невольник, но у меня есть мое достояние – моя безупречная совесть, а не это ли самое важное?»
Выбор не из простых, так как он призывает к вашей совести и человеколюбию. Сможете ли вы избрать путь страдальца, который не будет причинять боль другим и терпеть, или же вы настолько боитесь собственной боли от перенесения страданий, что предпочтете самому приносить эти самые мучения другим, так и еще с приятным бонусом в виде материальных благ и спокойной совести?
Честный ответ на поставленный перед самим собой вопрос может многое сказать вам о себе, как покажется на первый взгляд. Что может быть достойнее и возвышеннее честного избрания второго пути?
Но если задуматься, то нам дают только два варианта: зверствовать или терпеть. В этом состоит ловушка. То есть мир состоит из тиранов и страдальцев, нам хотят сказать, что третьего не дано. Но в действительности жизнь состоит только из подобных типов людей? Разве это не есть путь фашизма, когда все сводится к взаимоотношениям раба и господина?
В моем понимании, фильм все же предлагает тот самый третий путь – человека борца или сопротивленца, если так можно выразиться. В конце перед нашими героями встает снова выбор, но уже реальный: дать пощечину сопротивленцу и доказать свою гражданскую преданность, или умереть.
Главной задачей данного испытания было «убить в человеке личность, превратить его в нечто по видимости живое, а по сути мертвое, молчаливое». Чтобы сломить стремление к сопротивлению. В итоге трое выбрали смерть, чем подчинение и превращение в рабов, но вот на счет последнего трудно сказать. Так как он выбрал подчиниться, но у него было ради чего «взять грех на душу». С одной стороны, это может отражать еще один иной путь, при условии, что цель оправдает замаранную совесть и он действовал искренне, а не из страха перед смертью. С другой стороны, все же страх из него сделал того самого раба.
Фильм этим и сложен. Он показывает неоднозначность человеческой личности и жизни в целом. Человек на то и человек, чтобы иметь способность к сопротивлению и борьбе, а также поиску новых путей.
==
Лиза
==
Другие отзывы автора (в подборках):
==
- Наш киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/