Найти тему

"Тамацеус Кататика или Дюдю – есть только две эти возможности, никаких других вариантов. Что вы выбираете?" Отзыв на "Пятую печать"

«Пятая печать» Золтана Фабри
«Пятая печать» Золтана Фабри

«Пятая печать» венгерского режиссера Золтана Фабри является по истине сложным фильмом, в котором поднимается не мало тем, касающихся вопроса понимания человека как такового. Но я хочу затронуть вопрос, озвученный одним из героев фильма:

«Допустим, вам скажут, что вы умрете, но пообещают вам воскресенье с правом выбора кем воскреснуть. Одно из двух: Тамацеус Кататика или Дюдю?»

Что значит этот вопрос? Вы выбираете между жизнью господина и раба. Первый человек является убийцей и мучителем, который творит все, что ему вздумается без последствий и угрызений совести. Второй выступает многострадальным рабом, дабы сохранить свою совесть чистой: «да, я бесправный невольник, но у меня есть мое достояние – моя безупречная совесть, а не это ли самое важное?»

Выбор не из простых, так как он призывает к вашей совести и человеколюбию. Сможете ли вы избрать путь страдальца, который не будет причинять боль другим и терпеть, или же вы настолько боитесь собственной боли от перенесения страданий, что предпочтете самому приносить эти самые мучения другим, так и еще с приятным бонусом в виде материальных благ и спокойной совести?

Честный ответ на поставленный перед самим собой вопрос может многое сказать вам о себе, как покажется на первый взгляд. Что может быть достойнее и возвышеннее честного избрания второго пути?

Но если задуматься, то нам дают только два варианта: зверствовать или терпеть. В этом состоит ловушка. То есть мир состоит из тиранов и страдальцев, нам хотят сказать, что третьего не дано. Но в действительности жизнь состоит только из подобных типов людей? Разве это не есть путь фашизма, когда все сводится к взаимоотношениям раба и господина?

В моем понимании, фильм все же предлагает тот самый третий путь – человека борца или сопротивленца, если так можно выразиться. В конце перед нашими героями встает снова выбор, но уже реальный: дать пощечину сопротивленцу и доказать свою гражданскую преданность, или умереть.

"Все просто"
"Все просто"

Главной задачей данного испытания было «убить в человеке личность, превратить его в нечто по видимости живое, а по сути мертвое, молчаливое». Чтобы сломить стремление к сопротивлению. В итоге трое выбрали смерть, чем подчинение и превращение в рабов, но вот на счет последнего трудно сказать. Так как он выбрал подчиниться, но у него было ради чего «взять грех на душу». С одной стороны, это может отражать еще один иной путь, при условии, что цель оправдает замаранную совесть и он действовал искренне, а не из страха перед смертью. С другой стороны, все же страх из него сделал того самого раба.

Фильм этим и сложен. Он показывает неоднозначность человеческой личности и жизни в целом. Человек на то и человек, чтобы иметь способность к сопротивлению и борьбе, а также поиску новых путей.

==

Лиза

==

Другие отзывы автора (в подборках):

Коммерциализация, предательство, обмельчание. Что вызвало «Презрение» у Жана-Люка Годара?
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино13 ноября 2022
«Эта замечательная жизнь» (Фрэнк Капра, 1947) - отзывы
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино28 сентября 2022

==