У проводников в поездах на бейджах теперь будет указываться только имя, без фамилии. На самом деле, конечно, уже прошли те времена, когда люди представлялись по фамилии. Почему-то вспомнился сразу «Князь Лев Николаевич Мышкин» — так отрекомендовался при знакомстве один из главных героев Достоевского. Тут тебе сразу вся информация — и имя-фамилия-отчество, и титул… Исчерпывающий набор информации.
Сейчас же, конечно, отношения между людьми упростились донельзя. И сладкоголосый менеджер подходит и представляется: «Я Мария, чем могу быть полезна?» Только-только привыкли к «просто Марии», как новая напасть. Теперь половина творческих людей стали у нас именоваться «детскими», сокращенными именами. И ладно бы только певички, транслирующие вечную молодость.
Вика Цыганова, Маша Распутина, Наташа Королева — все никак не оценят себя адекватно. Люди творческие, им вообще позволено всегда чуть больше, чем остальным. Но и в обыденной жизни все чаще встречается такое: вот у моей коллеги, Инны, родилась внучка, — и Инна не позволяет называть себя бабушкой. Только по имени! Иначе у окружающих, не дай бог, разобьются розовые очки стеклами внутрь, и вместо юной красавицы Инны явится на свет самая натуральная бабушка, с седеньким пучком на голове, в платочке и галошах. Инна не понимает, что выглядит довольно смешно. Окружающие ведь не дураки, и за подружку шестилетней девочки вряд ли ее примут. Да и за маму тоже…
Казаться не тем, кем ты являешься, — вот причина появления всех этих Нют, Мить, Свет. Блогеры, писатели, режиссеры и всевозможные медиаперсоны, среди них уже не встретить того, кто представится по имени-отчеству. Наверное, в обществе прочно закрепился стереотип, что традиция называть коллегу с отчеством — это подчеркивание возрастной дистанции. Хотя лично мне кажется — это и уважение тоже. Кстати, чем серьезнее и ответственнее специалист, тем больше вероятности, что обращаться к нему придется «серьезно». Не встречала врача или преподавателя вуза, который представился бы пациенту или ученику: «Саша», «Настя».
А артисты, певцы и поэты, значит, не относятся к своей деятельности уважительно. Или играют в вечную молодость. Да, был поэт Саша Черный (Александр Гликберг), но это творческий псевдоним, как Максим Горький, где имя неотделимо от фамилии. Был, конечно, еще богатырь Алеша Попович, — его так называют именно для того, чтобы подчеркнуть то, что из трех богатырей он самый юный. «Я маленький, несерьезный, у меня ветер в голове и, в случае чего, я за свои поступки не отвечаю», — так, наверное, можно объяснить, когда человек представляется «детским» вариантом своего имени.
«Киса и Ося здесь были», ну вы понимаете, о чем я.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
«Ласковый убийца»: чем опасно повышенное артериальное давление
Диетолог Соломатина рассказала, как выбрать безопасную для здоровья шаурму