Время летело, как сумасшедшее. Люба даже не успевала за быстро сменяющими друг друга событиями. Получив комнату в семейном общежитии, сразу же забрала дочек. Старшая была пристроена в школу, в их районе. Младшая пошла в детский сад. Началась размеренная трудовая жизнь. Но спокойная и счастливая. По своему.
Люба не могла нарадоваться, что наконец-то она живёт самостоятельной жизнью. Работает на хорошем месте и сама обеспечивает своих дочек. Были то взлёты, то спады. Но к началу 2005 года она окончательно выкарабкалась, став начальницей конфетного цеха.
-Заново училась, поступила на заочку. Не досыпала, не доедала. Но смогла. А ты что? - Люба смотрела на свою шестнадцатилетнюю старшую дочь и не понимала, что она делала не так. Аринка окончила девятый класс и поступила в колледж, на менеджера. Связалась с дурной компанией и пристрастилась к спиртному.
-Мам, не учи меня жить. Лучше помоги материально. Дай денюжку на кафе? Мы завтра всей группой идём, отметить завершение сессии - Аринка высунув язык, старательно красила толстым слоем ресницы. Младшая сестра Наташка втихаря лазила в её сотовом телефоне, в поисках интересных картинок.
-У меня платёж по кредиту за квартиру. Коммуналка на подходе. Пока лишних денег нет - отрезала Люба. Проблем с пустым кошельком не было, но подружка Томка посоветовала не баловать дочь карманными деньгами. Тогда ей не на что будет покупать себе коктейли. Люба сомневалась, что это подействует. Ведь Аринку и угостить могут, но решила денег больше не давать. Её пугала плохая наследственность, доставшаяся от Вадьки. А вдруг по накатанной дорожке пойдёт? Сессию кое-как сдала! Люба ей подработку предлагала на фабрике, на летний сезон, не хочет!
В прихожей затрезвонил телефон.
-Люб, мама умерла - послышался всхлипывающий голос старшей сестры Марины.
-Как ... умерла? Ведь вчера разговаривала с ней! Она Наташку мою с Аринкой ждала на летние каникулы! - Люба прислонилась спиной к стене и закусила губу, чтоб не разреветься в голос. Как будто частичка души оторвалась. Сначала отец три года назад от продолжительной болезни умер, теперь мать.
-Вот так. Жара стоит видишь какая, её с высоким давлением в больницу положили. Лекарства какие-то прописали, а у самих нет. Мама наша пошла в аптеку и больше в больницу не вернулась. Говорят тромб всему виной - Маринка шмыгнула носом - теперь похороны надо организовать ... Может ты на себя возьмёшь?
Конечно! Люба взяла отпуск за свой счёт, по семейным обстоятельствам её сразу отпустили. Аринку с Наташей брать не стала, наказав дома сидеть.
-Завтра с первым автобусом приедете, на похороны. Всё ясно? Сегодня вам там нечего крутиться. Суета, колгота - Люба сунула ноги в босоножки, одевшись во всё чёрное и убедительно попросила старшую дочь - Ариш, не ходи с ребятами в кафе. У нас траур всё-таки ... да и Наташку одну оставлять нельзя. В девять лет, она всё равно ещё маленькая.
Аринка нахмурила брови. Ну умерла бабушка и что? Вместе с ней теперь умереть? Сиди вот дома, кисни. Ленка Шохина воспользуется этим и будет на Олежке Колесникове виснуть! А у них с Аринкой только только романтик наметился!
-Да не пойду я, не пойду никуда! - раздражённо прикрикнула Арина и закрыла за матерью дверь. Наташка смотрела на сестру невинным взглядом - пошли, комедию смотреть будем и чипсы есть!
-А у нас разве чипсы есть? - наивно спросила Наташка, включая дивиди и пробегаясь по разнообразным дискам взглядом.
-Найдём - буркнула Аринка, придумывая, как часа на два занять сестру и улизнуть в кафе. Хоть на чуть чуть! Только с Олегом увидеться и всё.
Люба решила поехать на своей машине. Так быстрее, сел и поехал, когда тебе нужно. Мысли пока блуждали о том, как достойно проводить мать в последний путь. Потом она уже в свой посёлок точно ни ногой. С братьями отношений не сложилось тёплых, Маринка вечно ноет о своих болячках, умалчивая о том, что муж запрещает ей любой физический труд и сам всё делает, а сыновья воспитались у свекрови. Младшая сестра Аринка выскочила замуж за своего одноклассника Сергея. С племянником Гриши у них так и не сложилось. Тот после армии уехал в Москву и связь оборвалась.
Достав из бардачка пачку сигарет, Люба прикурила. Свою личную жизнь, она так и не устроила. Вроде и к Вадьке за эти годы всё остыло, и к Грише ничего не было. А вот ни к одному мужчине не лежала душа и всё тут! А кандидатуры были и не плохие. Но всё не то!
Полтора часа на машине пролетели незаметно. Люба припарковалась возле родительского дома и с тоской окинула заросшее сорняками подворье. Кому достанется всё это? Непутёвым братьям?
-Вот, ещё одна ... явилась не запылилась. Как мать жива была, никто не ходил и не ездил. А померла, так налетели, как коршуны - старший брат Колька был в сильнейшем подпитии и прищурив один глаз, зло смотрел на Любу.
-А ты своим традициям не изменяешь. Всё пьёшь. Смерть матери всего лишь один из поводов - Люба кивнула Маринке, которая с заплаканным лицом составляла список, что купить для поминок.
-Пью! - с вызовом произнёс Колька - тебе то что. Я, может, по матери убиваюсь ... нет её больше.
-Это всё твой пьяный бред! Хватит заливать мать вином! - прикрикнула Люба - беречь надо было её при жизни, а не ходить сюда и нервы трепать. Женился второй раз? Вот и живи с женой. А ты всё расхаживал, кулаками сучил. Теперь доволен? Не перед кем сучить, всё! Мать отмучилась от вас, таких сыновей непутёвых.
-Если такая жалостливая, что к себе то не забрала? - заорал Колька, стукнув кулаком по столу - а то уехала мадам, такая вся из себя деловая и девчонок лишь сюда на лето своих сплавляла. А сама там по мужикам шаталась. Знаем мы, как достаток свой ты наживала. Не своим горбиком-то!
Звонкая оплеуха от Любы прилетела старшему брату. У того от неожиданности даже голова назад дёрнулась.
-Не смей меня оскорблять. Я с родителей больше ни рубля потом не взяла. Трудилась и училась день и ночь, чтоб дорасти до такой должности. Кто вам мешал? Я маму много раз забрать порывалась после смерти отца, но она ни в какую. Дом у неё, скотина, хозяйство, огороды. А кому это всё теперь нужно? Вас всё кормила, для вас всё выращивала. А вы как были эгоисты неблагодарные, так и остались! За вас кто бы что сделал и жёны у вас такие же, и дети!
-На своих детей гляди, а моих не трожь - угрожающе смотрел на неё Колька - а то залетит твоя Аринушка или с Наташкой что случится, будешь знать! Тебе когда их воспитывать-то? "Карьеру" делать надо - съязвил Колька.
Марина предупредительно тронула сестру по руке.
-Да пьяный он, чего ты связалась с ним. Трезвый спор завёл бы, а этот чушь только несёт. Мы знаем, что сама всего ты добилась и мать не раз в пример тебя ставила, вот Колька и бесится.
Люба прошла к матери в комнату и закрыла лицо руками. Действительно, зачем теперь что-то и кому-то объяснять? Проводит в последний путь, помянет и домой. А Аринка с Наташкой лучше потом как-нибудь на кладбище приедут, бабушку навестить.
На следующий день, рано утром примчалась младшая сестра Аринка и начала всем командовать. Любу она намеренно игнорировала. И Люба знала из-за чего. Аринка винила сестру, что у неё с Сашкой не сложилось.
-Ты охолони немного, а то дым из ноздрей уже пойдёт сейчас - осадила Люба свою младшую сестру. Та выпучила на неё бешеные глаза.
-Тебя только не спросила, что мне делать! Ты тут вообще каким боком? Не ездила, не навещала все эти годы и вдруг на похороны примчалась. Небось и домА делить тоже будешь?
-Боже упаси! У меня свой угол есть и мне хватит. Это вы тут каждый по куску себе оторвать готовы. И чем больше, тем громче грызня между вами будет. Забыли о том, что отец для всех девятерых домА строил и повторял, что придёт время, все мы тут соберёмся.
-Правильная какая нашлась. Посмотрю я, как ты через полгода запоёшь. За своей долей приедешь, не задумываясь - заявила Аринка и с гордым видом отошла от сестры.
Люба взяла Маринку, как наиболее адекватную из всей семьи и поехала с ней в столовую. Поминки собирались провести там.
-Такое ощущение, как будто мы все чужие друг другу. Ведь один отец и одна мать, а как собаки лаемся - Люба не выдержала и закурила при Маринке. Но той было всё равно, что сестра курит.
-Папина порода интеллигентная, из городских. А у мамы в роду одни пьяницы и дебоширы. Чему тут удивляться, что мы все такие уродились?
-Ну хоть кто-нибудь бы в нашего папу пошёл! - стукнула ребром ладони по рулю, Люба. Глаза вдруг заприметили знакомую фигуру. Сердце заколотилось чаще. Неужели?
-Вадька Прудников что ли - пробормотала Маринка - он-то каким боком здесь? Стоит и как будто ждёт кого.
Люба почувствовала, как от волнения, ладони взмокли. Припарковалась и долго не решалась выйти из машины. Маринка ушла вперёд.
-Привет - Вадька приблизился к Любе - слышал горе у вас ...
-Слышал он - усмехнулась Люба. Вот наглец! Как будто не прошло столько лет! Объявился опять! - больше ты ничего не слышал? Может, про дочь хочешь спросить?
-Хочу. Но потом - Вадька достал из кармана брюк бумажку - тут номер мой. Я тебя сейчас отвлекать не буду. Но потом жду звонка. Поговорить надо. Серьёзно - тёмные глаза Вадьки были всё с той же поволокой. Седина уже кое где проступила в чёрных волосах, которые уже не кучерявились. А так всё такой же. Да взгляд, пожалуй, жёстче стал. Не похоже, что пьёт.
-Посмотрим - неопределённо ответила Люба и направилась в столовую.