Найти тему

Открылась выставка «Модерн в русской иконе»

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик.

— Модерн как художественное направление возник в последнее десятилетие ХIХ века, — рассказывает Светлана Гнутова. — Сначала он существовал как элитарный стиль в светском искусстве — архитектуре, живописи, произведениях прикладного искусства, но довольно скоро распространился и в религиозном искусстве. Просуществовал модерн недолго — до революции 1917 года. В советской России его считали декадансом, буржуазным упадническим стилем, ни один музей не закупал такие иконы. И модерн был незаслуженно забыт. А между тем он представлял собой очень яркое явление, споры о котором не утихают до сегодняшнего дня.

Мощным толчком в развитии модерна в России стали росписи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова во Владимирском соборе в Киеве в 1880-х годах. Эти два художника задали тон всему направлению. С их работ делали много копий — вольных или точных. И на выставке можно увидеть немало таких икон.

— Это было время экспериментов, художники хотели по-новому осмыслить церковное искусство, внести в него другую эстетику, красоту, — объясняет искусствовед Ирина Языкова. — Они стремились выйти из академического стиля, который был немного холодноватым, основанным на античности, на «итальянщине», и привнести в икону больше человеческой интонации, тепла. Также они пытались переосмыслить древние образы, найти в них новую красоту. Модерн — это синтетический стиль, который в свою эстетическую систему органично включал предшествующие направления раннехристианского, древнеегипетского, византийского, реалистического искусства. Поэтому иногда очень сложно определить произведения модерна, поскольку его стилевые элементы не являются доминирующими.

Полностью читайте в июньском номере «Журнала Московской Патриархии» (№6, 2023) и на нашем сайте:

http://www.e-vestnik.ru/analytics/modern_w_russkoy_ikone_12837/

Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/



В публикации использованы материалы Журнала Московской Патриархии и Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.