Из официальной истории известно, что с конца X века Русь открыла для себя новую веру, которая неразрывно была связана с каноничными примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей.
С 17 марта по 20 августа на территории Московского Кремля проходит выставка «Небесное воинство. Образ и почитание», рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия. Сегодня расскажу о ней.
Залы и экпозиция
Итак, выставка расположилась на территории Московского Кремля в двух залах: первая часть экспозиции представлена в Одностолпной палате Патриаршего дворца, вторая половина – в выставочном зале Успенской звонницы. Начать осмотр можно в любом порядке.
Экспозиция Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Феодору Стратилату, Георгию и Дмитрию Солунскому, а также русской княжеской святости и благочестию. В зале Успенской звонницы экспозиция затрагивает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи. В зале представлены ордена и награды, оружие, предметы коронационного церемониала, иконы святых воинов XVII–XIX веков и зарисовки, запечатлевшие знамена русских правителей.
На выставке также представлены памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам художника, лауреата Ленинской премии Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского, как символам бессмертных подвигов.
Яркие экспонаты Успенской звонницы
Несмотря на религиозный подтекст, экспонаты каждого из залов, в первую очередь, произведения искусства и важная часть русской истории.
На входе в зал Успенской звонницы вас встречает каменный барельеф со сценой битвы святого Георгия со змием. Изображение происходит из Борисоглебской церкви Великого Устюга, откуда барельеф был привезен в Москву в 1678 году.
Согласно вырезанной латинской надписи, перед этим образом молился сам император Константин Великий. В качестве древней реликвии барельеф был перенесен в Москву и поставлен в Успенском соборе. В соборных описях указано, что для него был создан трехстворчатый киот, на несохранившихся створках которого были изображены император Константин и великомученик Феодор Стратилат – соименный святой царя Феодора Алексеевича.
После указа императора Петра I в 1721 году, запретившего «резные и отливные иконы», рельеф был помещен в ризницу и лишь в начале правления Елизаветы Петровны вновь расписан, a затем установлен на прежнем месте, где и находился до 1925 года.
Также в выставочном зале Успенской звонницы представлен далматик коронационного герольда (расшитая рубашка с коротким рукавом), сшитый по эскизам барона Б.В. Кёне на предприятии Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фабрик России второй половины XIX — начала ХХ столетий.
Сам эскиз был высочайше одобрен, а в его основу легли гербовые цвета империи: золотой (желтый), серебро (белый) и черный. Представленный в экспозиции далматик – выполнен к коронации Александра III – сшит из золотной грани.
На груди, спинке и плечах помещены изображения малого Государственного герба, вышитые согласно новому, высочайше утвержденному рисунку, выполненному уже русским художником А.А. Фадеевым. Но больше, чем вся эта расшитая золотом красота, поражает размер далматика (похоже на современный 58-й). Напомню, что рост отца последнего императора России был 193 сантиметра, а вес около 120 кг.
Любопытными экспонатами можно считать и доспехи, на которых без труда читается арабская вязь. Официальная история объясняет это так, что в арсенале русских царей XVII веков действительно прослеживается религиозная символика как христианского, так и исламского миров. Государь и его военачальники – православные христиане – выезжали к войскам в восточных доспехах, покрытых кораническими надписями. Характерные примеры такой культурной коллизии – шлем государя Алексея Михайловича, юшман, а также сабли, на которых помимо коранических, встречаются греческие надписи и христианская символика.
Дальше приведу цитату из описания экспозиции:
"Если для русского человека арабские надписи воспринимались как диковинный орнамент, то для восточных христиан, принимавших участие в создании и украшении оружия и доспехов, смысл надписей был абсолютно понятен. Представленные памятники демонстрируют не только парадоксы русского восприятия, но и культурное многообразие Османской империи, которая, как и Московское царство, считала себя преемницей Византии".
В общем сплошной парадокс. Вывод делайте сами. Но вернемся к экспозиции выставки, переместимся в другой зал.
Яркие экспонаты Патриаршего дворца
В выставочном зале Патриаршего дворца можно увидеть памятники воинского благочестия домонгольского периода. Например, уникальную археологическую находку, связанную с эпохой сыновей великого князя Всеволода Большое гнездо.
Особое место в экспозиции по праву занимает найденный в 1808 году шлем, украшенный накладками с образами архангела Михаила, святого Георгия и святого Фёдора Стратилата, а также надписью, которая позволяет историкам предположить, что данный шлем мог принадлежать князю Ярославу Вселодовичу, отцу князя Александра Невского.
В 1988 году недалеко от Спасской башни Кремля был найден так называемый Большой Кремлёвский клад. Среди находок, помимо множества ювелирных украшений и утвари, были найдены бармы (оплечье или воротник), также украшенные образами архангелов.
Согласно предположению официальных историков, бармы могли быть связаны с князем Владимиром Юрьевичем, защитником Москвы во время ордынского нашествия, или с кем-то из его бояр.
Помимо этого в зале представлено знамя великого князя Дмитрия Пожарского. На нём изображен сюжет, восходящий к библейской истории – «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». По периметру полотнища расположен текст из Книги Иисуса Навина, повествующий о чудесном событии.
На лицевой стороне знамени (почти не видно) изображен лик Спаса Вседержителя. По преданию это знамя ратники Второго народного ополчения несли во время похода из Нижнего Новгорода в Москву в 1612 году.
До 1826 года знамя хранилось в Спасо-Преображенском храме села Пурех Балахнинского уезда Новгородской губернии пожалованного князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы. Позднее реликвия была передана на хранение в Оружейную палату Московского Кремля.
Также здесь можно увидеть уникальные примеры деревянного зодчества. Например,икону-горельеф Святого великомученика Георгия. Этот образ святого воина – один из древнейших памятников русской деревянной пластики. Он был обнаружен русским искусствоведом Н.Н. Померанцевым на чердаке Мироваренной палаты Патриаршего дворца в 1918 году.
Изображение святого воина вырезано из липы в конце XIV – начале XV века. Скульптура сильно пострадала в пожаре: лишена рук и воинских атрибутов. Вероятно, в поднятой правой руке святого воина было зажато копьё, а левая рука опиралась на щит (сейчас видна поздняя доделка руки, упирающаяся в пояс).
Отмечу, что сама выставка «Небесное воинство. Образ и почитание» – это довольно крупный проект в сфере российского музейного дела. Помимо прочего, здесь памятники и артефакты, редко экспонируемые перед публикой или даже показанные впервые.
Всех экспонатов, понятное дело, тут не перечислить, поэтому лучше увидеть всё своими глазами. Напомню, что выставка продолжается до 20 августа.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski