Найти тему
Читает Шафферт

Серия книг для подростков в сеттинге Minecraft. Неожиданно хорошие книги!

От книг по мотивам компьютерной игры на самом деле не ждёшь чего-то особенного. Родители обычно рассматривают их в контексте "ну пусть почитает хоть что-нибудь, даже такую чушь", а дети готовы читать только потому, что книга предлагает что-то похожее на любимый игровой сеттинг. Между тем, серия книг "Official Minecraft Novels" оказалась действительно хорошей. И дело не в том, что я очень люблю Minecraft за атмосферу, музыку и возможность вечно идти вперёд по яркому понятному миру, встречая все новые рассветы. А в том, что для новеллизации игры пригласили действительно хороших современных фантастов.

Что нужно понимать о серии "Official Minecraft Novels"?

  • Цикл стартовал в 2017 году, сейчас он насчитывает 17 книг. На русском языке изданы 5 из них.
  • Все книги - фантастические повести, адресованные подросткам примерно 8-13 лет (разные книги по-разному).
  • Действие всех книг происходит во вселенной Minecraft, однако они не связаны общими героями или общими сюжетами, так что читать их можно в любом порядке, независимо друг от друга.
  • Книги написаны разными авторами, современными фантастами. Некоторые авторы, как Макс Брукс, написали по несколько книг для серии. Другие, как Кэтрин М. Валенте, только одну.
  • В основном это неожиданно любопытная проза, в которой актуальные проблемы подростка (например, самоидентификация или важность прошлого для жизни в настоящем) рассматриваются в контексте приключенческой фантастики. Почему это было для меня особенно неожиданно? Да потому что Minecraft - это игра без особенного сюжета и истории, в нее можно играть годами как в песочницу, а смысл и содержание в неё привносят в основном сами игроки. И нередко он состоит в поиске чего-нибудь, конструировании или перестройке мира.

Расскажу подробнее о первых двух книгах этого цикла.

Макс Брукс. Minecraft: Остров (АСТ, 2018). Перевод с английского Д. Могилевцева и С. Могилевцева.
Макс Брукс. Minecraft: Остров (АСТ, 2018). Перевод с английского Д. Могилевцева и С. Могилевцева.

Первая книга из официальной серии Mojang. Мне как увлеченному читателю и немножко геймеру было интересно, а получится ли вообще сделать хоть сколько-то хороший текст, завязанный на мир компьютерной игры? Ведь научились же сочинять вполне приличные (не великие, но увлекательные и читабельные) романы на основе "Звездных войн".

Прочитав первую книгу цикла, я подумала, что серия задумывалась с определенными целями и представлениями о том, как и о чем следует говорить с подростком. В художественный текст вплетена готовая жизненная философия, то есть это лишь художественный текст, реализованный как это мотивационная литература, своего рода позитивная поп-психология для подростка. Ведь что такое "Остров"? По сути перед нами робинзонада, и "Робинзон" из этой книги не просто учится выживать на острове и узнает законы вселенной майнкрафта, но и пишет сборник жизненных правил про то, как нужно достигать поставленных целей, никогда не сдаваться и так далее. По ходу сюжета он осваивает тот остров, на котором появился, постепенно учится добывать ресурсы и производить из них вещи, побеждать врагов и строить сложные сооружения. Он совершает ошибки и учится на них, например, бездумно истребляет деревья на острове - и потом оказывается без этого важного ресурса. Исходя из этих ошибок, островитянин выстраивает свою стратегию будущего.

В конце герой понимает, что остров для него - пройденный этап, и он отправляется дальше познавать этот мир и себя самого. Ведь у него по сути нет истории в этом мире, и он создает ее самостоятельно!

Трейси Батист. Minecraft: Авария (АСТ, 2018). Перевод с английского Д. Могилевцева и С. Могилевцева.
Трейси Батист. Minecraft: Авария (АСТ, 2018). Перевод с английского Д. Могилевцева и С. Могилевцева.

Героиней второй книги цикла "Официальные истории Minecraft" стала девочка-подросток. Она увлечена майнкрафтом и игра помогает ей пережить последствия аварии, а также принять чувство вины и потери после смерти друга.

Перескажу сюжет истории. У девочки Бьянки был один-единственный лучший друг Лонни, дружили они с раннего детства. Еще в младших классах Лонни научил Бьянку играть в майнкрафт, с тех пор они провели немало часов за игрой: строили домики, собирали ресурсы, делали порталы, чтобы отправиться в "край" и наконец убить дракона. Во время поездки на автомобиле Бьянка решила показать Лонни свою очередную постройку на планшете, он отвлекся от дороги, не увидел светофор и поворот, в результате оба попали в аварию. Саму Бьянку собрали буквально по кусочкам, а вот что случилось с Лонни никто ей не говорит - а читатель понимает, что, по всей видимости, ее лучший друг погиб по ее вине.

Пока Бьянка лежит в полубессознательном состоянии, один из пациентов-детей приносит ей шлем виртуальной реальности и объясняет, как с его помощью можно играть в майнкрафт. В мире игры Бьянка знакомится с еще двумя подростками-пациентами, одна - девочка, которая давно болеет онкологическим заболеванием и проходит очередной курс химиотерапии, второй парень, который ушел в себя после серьезной травмы, закрывшей ему дорогу в большой спорт (и, по всей видимости, в хороший колледж). Новые знакомые объясняют Бьянке, что эта версия игры запрограммирована таким образом, что откликается на эмоции и страхи играющего, то есть ты сама своим внутренним бессознательным задаешь законы игры и вызываешь врагов. Это допущение позволяет читателям увидеть тайные страхи и конфликты каждого из этой тройки - Бьянки, Эсме и Антона. Из-за обилия боли и проблем игроков, майнкрафт из "песочницы" превратился в какой-то "шутер"!

Бьянка решает пройти игру до конца так, как они хотели сделать это с Лонни, победить дракона, потому что надеется, что это как-то починит ее разрушенный мир, может быть вернет Лонни. По окончании истории мы так и не узнаем, что на самом деле произошло с парнем, но мы совершенно точно увидим, как девочка "проработала" свои проблемы, пока боролась с зомби, эндерменами, скелетами и прочими чудовищами. Она выходит из игры с готовностью принять то, что предлагает ей реальный мир, ну и с новыми друзьями тоже.

Как и первая книга цикла "Официальные истории Minecraft", эта предлагает своего рода гибридный текст: поп-психологию в обертке художественного текста и в сеттинге популярной компьютерной игры.

Недавно я прочитала также четвёртую книгу этого цикла, написанную Кэтрин М. Валенте, но о ней лучше расскажу в отдельной статье. Всё же Валенте - не самый рядовой фантаст, а один из наиболее примечательных, так что ее опыт в подобном межавторском цикле заслуживает особого внимания.

***

Играете ли вы в компьютерные игры или далеки от этого вида досуга? Я обожаю компьютерные игры с детства. У меня не было своей приставки "Денди", мы довольно бедно жили в те годы, но я ходила играть к друзьям. Так что Марио и другие персонажи компьютерных игр - одни из любимых героев моего детства.