Редко такое бывает, что фильм с незамысловатым сюжетом становится настолько любимым, что его засматривают до такой степени, что знают каждое слово, каждый сюжетный поворот, одинаково любят как положительных, так и отрицательных персонажей. Фильм «Девчата» давно стал классикой и не успевает надоесть.
«Девчата» — настоящий образец социалистической наивности, когда мы еще надеялись «догнать и перегнать», верили в светлое будущее, равенство и, давайте по-честному, в настоящую любовь, в современном кинематографе почти утерянную, целомудренную и чистую. Тогда, в начале 60-х годов советский кинематограф постоянно снимал картины о трудовых подвигах, романтике комсомольцев, тружеников, что ударным трудом перековывали лодырей и тунеядцев всех мастей. И, опять же честности ради, снимали тогда много совершенно проходных и не интересных лент, где этот комсомольский энтузиазм был с приставкой «чересчур», и оттого никому не нравился. «Девчата» вполне могли стать такой картиной, но не стали.
Снимали фильм по небольшой повести Бориса Бедного, который прекрасно знал, о чем писать, поскольку сам был лесосплавщиком. Когда повесть появилась в «Роман-газете», режиссер Юрий Чулюкин сразу понял: это будет хит. Но даже объединившись автор и режиссер не предполагали, что картина окажется такой смешной и любимой на целые десятилетия. Нехитрая история о лесозаготовителях и наивной любви ударника и юной поварихи оказалась куда глубже, чем казалась.
Чиновники «Мосфильма» оказались настолько недальновидны, что не увидели в «Девчатах» настоящей франшизы, ведь эта картина должна была стать первым фильмом из рассказов о других героинях: Кате, Вере, Анфисе, Наде… В конце 90-х годов «Анфиса» Светлана Дружинина, уже будучи известным режиссером, хотела снять продолжение девчат, но по ряду причин этого не случилось. Может, и к лучшему.
Тосю могла сыграть жена Чулюкина – Наталья Кустинская, но ее кандидатуру ну худсовете отвергли: такая красавица сразила бы Илью наповал. В качестве примера можно провести аналогию с фильмом «Стряпуха», где в роли Павлины снялась Светлана Светличная. Вроде бы фильм прекрасный, но Светличная, с ее роковой внешностью никак не выглядела простой работницей с полей родины. Так что худсовет был абсолютно прав, а вот Кустинская отказа не простила и вскоре с Чулюкиным рассталась. Так что на роль Тоси в итоге остались только две кандидатки: Валентина Малявина и Надежда Румянцева, которой уже было за тридцать, но Румянцевой удалось быть куда убедительнее. К тому же она уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», так что режиссер знал, на что способна Румянцева. Роль Ильи получил Николай Рыбников, причем для этой роли ему пришлось пойти на немалые жертвы: сразу сбросить порядка 20 килограмм.
Рыбников и Румянцева не ладили. Он называл Надежду выскочкой, а она напоминала: фильм называется «Девчата», так что главная роль у нее. Потому и ссоры в фильме между ними были куда ярче сцен любви. Хоть тут актерам удавалось отводить душу. Впрочем, Рыбникову не нравилась не только Румянцева, но и Дружинина, так как он хотел, чтобы Анфису сыграла его супруга Алла Ларионова.
Дружинина тоже едва не оказалась за бортом по той же причине, по которой роль Тоси е получила Кустинская. Светлана, с ее надменным лицом, была слишком красива. Зритель мог не поверить, что от такой женщины можно уйти к простушке Тосе. Потому из картины вырезали все крупные планы Анфисы.
И если в фильме репутация Анфисы показана лишь намеками (Анфиса… Она… такая), то в повести один из второстепенных героев прямо советует явившемуся на лесозаготовку «большому начальнику» действовать по-мужски, потому что она точно не откажет. Потому в фильме в последней сцене Анфиса месит вместе с Тосей цемент, а в повести бросает работу и уезжает, осознав, что ее жизнь катится под откос. Но такой эпизод в советском кино был невозможен. Так что Анфиса осталась … такой, и на этом все.
Катю сыграла подруга Надежды Румянцевой Люсьена Овчинникова, Веру – Нина Меньшикова, а Надю – Инна Макарова, роль которой тоже сильно сократили, чем обидели актрису до такой степени, что она не пришла на премьеру. Ведь по сюжету в финале Надя отказывает Ксан Ксанычу, потому что не любит этого прижимистого «облезлого» (как называет его Тося) мужчину. Об этом она рассказывает новой соседке по комнате, что придет на место уехавшей Анфисе – той самой безымянной девушке с косами, с которой Тося танцевала в клубе.
И, кстати, если речь зашла о танцах, внимательный зритель может обратить внимание, что в клубе присутствовала некая несуразность. Несмотря на то, что «по статистике на десять девчонок девять ребят» в кадре можно увидеть танцующую парочку… мужчин. Хотя свободных девушек было много. Как такое попало в кадр, непонятно.
Михаил Кокшенов, который появился там в эпизоде, вспоминал, что напился воды на всю оставшуюся жизнь. Кокшенов, которого довольно сложно узнать, появился в момент, когда Тося и Илья ссорились в столовой. Михаил прерывает их ссору, чтобы попить. Было отснято несколько дублей. Кокшенов признался, что долго смотрел на графины с водой с содроганием.
А Михаилу Пуговкину никак не удавалось красиво бросить подушку на Тосину кровать. Было сделано несколько дублей, и все неудачные, пока разозлившийся Пуговкин не швырнул подушку как попало, и – чудо из чудес – она упала, куда надо.
Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», часть на Северном Урале в Пермском крае, но снимать там оказалось невозможно из-за сильных холодов. Красные щеки и носы выбивались из тона даже на черно-белых кадрах, скрыть это оказалось невозможно, а Николай Рыбников, облизавший на морозе ложку, едва не остался без языка. Так что съемки перенесли в Тверскую область, а потом и в Ялту, но там весна нагрянула так быстро, что пришлось маскировать местность при помощи ваты и нафталина, а пар, врывающийся в общежитие девчат изображали при помощи специального и довольно вонючего газа.
С фильмом связывают один печальный факт. После написание повести «Девчата» Борису Бедному так и не удалось создать ничего, даже отдаленно напоминающего сюжет блестящего произведения. Всю оставшуюся жизнь он, принося свои творения в редакции, слышал одно и то же: «Хорошо, но не «Девчата». Но даже это неплохо.
Подпишитесь на мой Дзен, и мы поговорим с вами и о других фильмах, выдающихся, и не очень, а также о книга, которые были экранизированы хорошо или плохо.