Найти в Дзене
Изян

Влияние эпидемии чумы "Черной смерти" на Европу

Оглавление

Вспышка чумы в Европе между 1347-1352 годами, известная как Черная смерть, полностью изменила мир средневековой Европы. Жестокая депопуляция нарушила социально-экономическую феодальную систему того времени, но сам опыт чумы затронул все стороны жизни людей.

Болезни эпидемического масштаба были просто частью жизни в Средние века, но пандемии такой жестокости, как Черная смерть, никогда раньше не было, и впоследствии у людей не было возможности возобновить жизнь, какой они знали ее раньше. Черная смерть изменила фундаментальную парадигму европейской жизни в следующих областях:

  1. Социально-экономический
  2. Медицинские знания и практика
  3. Религиозная вера и практика
  4. Преследование и миграция
  5. Права женщин
  6. Искусство и архитектура


До чумы феодальная система жестко делила население на кастовую систему: король наверху, за ним следуют дворяне и богатые купцы, а крестьяне (крепостные) внизу. Медицинские знания беспрекословно получали от врачей, которые полагались на врачей прошлого, а католическая церковь считалась еще более высоким авторитетом в духовных вопросах. Женщины в основном считались гражданами второго сорта, а искусство и архитектура того времени отражали веру людей в доброжелательного Бога, отвечающего на молитвы и мольбы. Бактерия Yersinia pestis, переносимая блохами на грызунах, и фактическая причина чумы были неизвестны людям того времени и поэтому не учитывались в этом мировоззрении.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Иллюстрация, изображающая строгую иерархическую структуру обществ Западной Европы в средние века (ок. 10–13 вв.), основанную на распределении земли на основе аренды на единицы или «феодальные владения».
Иллюстрация, изображающая строгую иерархическую структуру обществ Западной Европы в средние века (ок. 10–13 вв.), основанную на распределении земли на основе аренды на единицы или «феодальные владения».

Жизнь в это время отнюдь не была легкой и даже иногда приятной, но люди знали — или думали, что знают, — как устроен мир и как в нем жить; чума изменила все это и открыла новое понимание, которое нашло выражение в таких движениях, как протестантская Реформация и Ренессанс.

Начало, распространение и влияние чумы

Чума пришла в Европу с Востока, скорее всего, по торговым путям, известным как Шелковый путь, по суше и, конечно же, на кораблях по морю. Черная смерть - сочетание бубонной, септицемической и легочной чумы (а также, возможно, штамма ящура) - набирала силу на Востоке по крайней мере с 1322 г., а к ок. 1343 г., заразил войска монгольской Золотой Орды под командованием хана Джанибека (годы правления 1342-1357), которые осаждали удерживаемый итальянцами город Каффа (современная Феодосия в Крыму) на Черном море.

Когда войска Джанибека умерли от чумы, он приказал катапультировать их трупы над стенами города, заразив жителей Каффы через их контакт с разлагающимися трупами. В конце концов, некоторые жители города бежали из города на кораблях, сначала прибыв в сицилийские порты, а затем в Марсель и другие города, откуда чума распространилась вглубь страны. Инфицированные обычно умирали в течение трех дней после появления симптомов, и число погибших росло так быстро, что у жителей Европы не было времени понять, что происходит, почему или что им следует делать в этой ситуации. Ученый Норман Ф. Кантор комментирует:



Чума была гораздо сильнее в городах, чем в сельской местности, но ее психологическое воздействие проникло во все сферы жизни общества. Никто — крестьянин или аристократ — не был застрахован от болезни, а если ею заразился, ужасная и мучительная смерть была почти неизбежной. Мертвые и умирающие лежали на улицах, брошенные напуганными друзьями и родственниками. (Цивилизация, 482)



По мере того как свирепствовала чума и все попытки остановить ее распространение или вылечить зараженных не увенчались успехом, люди начали терять веру в институты, на которые они полагались ранее, а социальная система феодализма начала рушиться из-за массовой смерти крепостных. те, кто был наиболее восприимчив, поскольку их условия жизни заставляли их ежедневно контактировать друг с другом более тесно, чем представители высших классов.

«Триумф смерти» (голландский: «De triomf van de Doods») — картина голландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569 гг. н. э.). Масло на панели. Сделано c. 1562 г. н.э. 117 см × 162 см (46 дюймов × 63,8 дюйма). (Музей Прадо, Мадрид)
«Триумф смерти» (голландский: «De triomf van de Doods») — картина голландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569 гг. н. э.). Масло на панели. Сделано c. 1562 г. н.э. 117 см × 162 см (46 дюймов × 63,8 дюйма). (Музей Прадо, Мадрид)

Чума свирепствовала среди низшего класса, который искал убежища и помощи в мужских монастырях, церквях и монастырях, распространяя чуму на духовенство, а от духовенства она распространилась на дворянство. К тому времени, когда в 1352 году болезнь прошла, миллионы людей были мертвы, а социальная структура Европы была столь же неузнаваема, как и большая часть ландшафта, поскольку, как отмечает Кантор, «многие процветающие города на какое-то время превратились в города-призраки» (Civilization, 482), а посевы гнили на полях, и никто не собирал их.

Социально-экономические эффекты


До чумы считалось, что король владеет всей землей, которую он выделил своей знати. Дворяне заставляли крепостных обрабатывать землю, что приносило прибыль лорду, который платил процент королю. Сами крепостные ничего не зарабатывали за свой труд, кроме жилья и еды, которую выращивали сами. Поскольку вся земля принадлежала королю, он мог свободно дарить ее друзьям, родственникам и другой знати, оказавшей ему услугу, и, таким образом, каждый доступный участок земли к ок. 1347 г. возделывался крепостными одного из этих лордов.

В то время Европа была сильно перенаселена, поэтому не было недостатка в крепостных для обработки земли, и у этих крестьян не было другого выбора, кроме как продолжать этот труд, который, по сути, был своего рода рабством, с момента, когда они могли ходить, и до самой смерти. В феодальной системе не было вертикальной мобильности, и крепостной был привязан к земле, которую он и его семья обрабатывали из поколения в поколение.

Les Très Riches Heures du Duc de Berry, средневековая иллюминированная рукописная иллюстрация, изображающая работу в сельскохозяйственном поместье в марте. На заднем плане Мезулин летит в форме дракона над замком Лузиньян, ок. 1412-1440 гг. н.э. 
Музей Конде, Шато-де-Шантийи, Уаза, Франция.
Les Très Riches Heures du Duc de Berry, средневековая иллюминированная рукописная иллюстрация, изображающая работу в сельскохозяйственном поместье в марте. На заднем плане Мезулин летит в форме дракона над замком Лузиньян, ок. 1412-1440 гг. н.э. Музей Конде, Шато-де-Шантийи, Уаза, Франция.

Однако по мере распространения чумы депопуляция значительно сократила рабочую силу, и труд крепостных внезапно стал важным — и все более редким — активом. Владелец поместья не мог прокормить себя, свою семью или платить десятину королю или церкви без труда своих крестьян, и потеря стольких людей означала, что выжившие теперь могли вести переговоры о заработной плате и лучшем обращении. Жизнь представителей низшего класса значительно улучшилась, поскольку они смогли позволить себе лучшие условия жизни и одежду, а также предметы роскоши.

После того, как чума прошла, высший класс бросил вызов улучшенной доле крепостных, которые были обеспокоены тем, что низшие классы забывают свое место. Мода резко изменилась, поскольку элита требовала более экстравагантной одежды и аксессуаров, чтобы дистанцироваться от бедняков, которые теперь могли позволить себе одеваться более изысканно, чем в своих прежних тряпках и одеялах. Попытки богатых вернуть крепостного в его прежнее состояние привели к таким восстаниям, как крестьянское восстание во Франции в 1358 г., восстание гильдий 1378 г., знаменитое крестьянское восстание в Лондоне в 1381 г. Однако пути назад уже не было, и усилия элиты оказались тщетными. Классовая борьба будет продолжаться, но авторитет феодальной системы будет сломлен.



Влияние на медицинские знания и практику


Вызов авторитету сказался и на полученных медицинских знаниях и практике. Врачи основывали свои медицинские знания прежде всего на работах римского врача Галена (130–210 гг. до н. э.), а также на трудах Гиппократа (460–370 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), но многие из них произведения были доступны только в переводах с арабских копий и, зачастую, некачественных. Тем не менее, их работы были использованы наилучшим образом, насколько это было возможно. Ученый Джеффри Сингман комментирует:



Средневековая наука была далека от примитивной; на самом деле это была очень сложная система, основанная на накопленных работах теоретиков, начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Слабостью средневековой науки была ее теоретико-книжная направленность, подчеркивавшая авторитет признанных авторов. Долг ученого [и врача] заключался в том, чтобы интерпретировать и согласовывать эти древние авторитеты, а не проверять их теории на соответствие наблюдаемым реалиям. (62)



Было замечено, что врачи и другие лица, осуществляющие уход, умирали с пугающей скоростью, пытаясь вылечить жертв чумы, используя свое традиционное понимание, и, кроме того, ничто из того, что они прописывали, не помогало их пациентам. Уже к 1349 году стало ясно, что люди выздоравливали от чумы или умирали от нее, казалось бы, без всякой причины. Лекарство, которое вернуло здоровье одному пациенту, не подействовало на другого.

Изображение францисканских монахов XV века н.э., лечащих больных проказой.
Изображение францисканских монахов XV века н.э., лечащих больных проказой.

После чумы врачи начали подвергать сомнению свою прежнюю практику принятия знаний прошлого, не адаптируя их к нынешним обстоятельствам. Ученый Джозеф А. Леган пишет:

Медицина постепенно начала меняться в течение поколения после первоначальной вспышки чумы. Многие ведущие теоретики медицины погибли во время чумы, которая открыла дисциплину для новых идей. Вторая причина перемен заключалась в том, что, когда университетская медицина потерпела неудачу, люди начали обращаться к более практичным хирургам… С появлением хирургии больше внимания стало уделяться непосредственному изучению человеческого тела как в болезни, так и в здоровом состоянии. Анатомические исследования и вскрытия, которые редко проводились в дочумной Европе, проводились более срочно при большей поддержке со стороны государственных властей. (53)

Смерть столь многих писцов и теоретиков, которые раньше писали или переводили медицинские трактаты на латынь, привела к тому, что новые работы были написаны на местных языках. Это позволяло простым людям читать медицинские тексты, что расширяло базу медицинских знаний. Кроме того, больницы превратились в учреждения, более похожие на современные. Раньше больницы использовались только для изоляции больных; после чумы они стали центрами лечения с гораздо более высокой степенью чистоты и внимания к уходу за больными.

Изменение религиозного отношения

Врачи и теоретики были не единственными, чей авторитет был брошен чумой, поскольку духовенство подверглось такому же контролю и внушало такие же — или гораздо большие — сомнения в их способности выполнять услуги, которые, как они утверждали, были в состоянии. к. Монахи, монахи, священники и монахини умирали так же легко, как и все остальные – в некоторых городах богослужения просто прекращались, потому что не было авторитетов, которые бы их возглавляли, – и, далее, обереги и амулеты, приобретаемые людьми для защиты, услуги, которые они совершали. участие, процессии, в которых они участвовали, молитвы и посты — все это не остановило распространение чумы, а в некоторых случаях даже способствовало его распространению.

Движение самобичевания, в рамках которого группы кающихся путешествовали из города в город, плетя себя кнутом, чтобы искупить свои грехи, началось в Австрии и набрало силу в Германии и Франции. Эти группы, возглавляемые самопровозглашенным Учителем, практически не имевшим религиозной подготовки, не только способствовали распространению чумы, но и разрушали общины, настойчиво нападая на маргинализированные группы, такие как евреи.

Картина Питера ван Лаера, ок. 1635 г. н.э. Старая пинакотека
Картина Питера ван Лаера, ок. 1635 г. н.э. Старая пинакотека

Поскольку никто не знал причины чумы, ее приписывали сверхъестественному (например, предполагаемому еврейскому колдовству) и, в частности, ярости Бога над человеческим грехом. Тех, кто умер от чумы, подозревали в каком-то личном недостатке веры, и тем не менее было ясно, что те же священнослужители, которые осуждали их, умерли от той же болезни таким же образом. Скандалы внутри церкви и экстравагантный образ жизни многих священнослужителей в сочетании с растущим числом смертей от чумы породили повсеместное недоверие к видению и авторитету Церкви.


Усиление преследований и миграции


Разочарование, которое люди испытывали из-за своей беспомощности перед лицом чумы, вызвало вспышки жестоких преследований по всей Европе. Движение самобичевания было не единственным источником преследований; в противном случае мирных граждан можно было бы довести до безумия, чтобы нападать на общины евреев, цыган (цыган), прокаженных и других. Женщин также оскорбляли, считая, что они поощряют грех из-за их связи с библейской Евой и грехопадением человека.

Однако наиболее распространенными мишенями были евреи, которые долгое время отличались враждебностью к христианам. Христианское представление о евреях как об «убийцах Христа» поощряло большое количество суеверий, которые включали утверждение, что евреи убивали христианских детей и использовали их кровь в нечестивых ритуалах, что эта кровь часто разливалась евреями на полях вокруг города, чтобы причинить вред. чума, и что евреи регулярно отравляли колодцы в надежде убить как можно больше христиан.

Преследование евреев во время Черной смерти Средневековая рукопись Жиля Ли Муизиса, ок. 1350 г. н.э.
MS 13076-77, л. 12v Королевская библиотека Бельгии.
Преследование евреев во время Черной смерти Средневековая рукопись Жиля Ли Муизиса, ок. 1350 г. н.э. MS 13076-77, л. 12v Королевская библиотека Бельгии.

Еврейские общины были полностью уничтожены в Германии, Австрии и Франции, несмотря на буллу, изданную папой Климентом VI (1291-1352 гг.), оправдывающую евреев и осуждающую христианские нападения на них. Большие миграции еврейских общин бежали с мест этих массовых убийств, многие из них в конце концов обосновались в Польше и Восточной Европе.



Права женщин


Женщины, с другой стороны, получили более высокий статус после чумы. До вспышки у женщин было мало прав. Ученый Эйлин Пауэр пишет:



При рассмотрении характерных средневековых представлений о женщинах важно знать не только то, какими были сами идеи, но и то, из каких источников они возникают… В раннем средневековье то, что считалось современным мнением [о женщинах], исходило от двух источники – церковь и аристократия. (9)



Ни средневековая церковь, ни аристократия не очень уважали женщин. Женщины из низших классов могли работать пекарями, доярками, барменшами, ткачихами и, конечно же, чернорабочими со своей семьей в поместье лорда, но не имели права голоса в управлении своей судьбой. Лорд решал, за кого девушка выйдет замуж, а не за ее отца, и женщина переходила от прямого контроля своего отца, который подчинялся лорду, к контролю своего мужа, который был в равной степени подчинен.

Средневековые женщины Деталь резьбы в Петерскирхе, Мюнхен.
Средневековые женщины Деталь резьбы в Петерскирхе, Мюнхен.

Статус женщин несколько улучшился благодаря популярности культа Девы Марии, который связывал женщин с матерью Иисуса Христа, но Церковь постоянно подчеркивала присущую женщинам греховность как дочерей Евы, принесшей грех в мир.
После чумы, когда погибло так много мужчин, женщинам было разрешено владеть своей землей, заниматься бизнесом, которым раньше руководили их муж или сын, и было больше свободы в выборе партнера. Женщины вступали в гильдии, занимались судоходством и текстильным бизнесом, могли владеть тавернами и сельскохозяйственными угодьями. Хотя многие из этих прав будут ущемлены позже, когда аристократия и церковь попытаются утвердить свой прежний контроль, женщины все равно будут жить лучше после чумы, чем до нее.



Искусство и архитектура


Чума также сильно повлияла на средневековое искусство и архитектуру. Художественные произведения (картины, гравюры на дереве, скульптуры и др.) стали более реалистичными, чем раньше, и почти всегда были сосредоточены на смерти. Ученый Анна Луиза ДеОрмо комментирует:



Некоторое искусство чумы содержит ужасные образы, на которые напрямую повлияла смертность от чумы или средневековое увлечение жутким и осознанием смерти, которые были усилены чумой. Некоторые произведения искусства о чуме документируют психосоциальные реакции на страх, который чума вызывала у ее жертв. Другое искусство чумы связано с темой, которая напрямую связана с тем, что люди полагаются на религию, чтобы дать им надежду. (29)



Самым известным мотивом был Танец Смерти (также известный как Танец Смерти), аллегорическое представление смерти, требующей, чтобы люди из всех слоев общества пошли с ним. Как отмечает ДеОрмо, постчумное искусство не имеет прямого отношения к чуме, но любой, кто увидит произведение, поймет символизм. Это не значит, что до чумы не было намеков на смерть, но они стали гораздо более явными впоследствии.

Фреска «Пляска мертвых» из церкви Святой Марии в Бераме, Хорватия. Написано Винсентом Каставским , 1471 год. Произведения, изображающие мотив «Пляска смерти», стали популярными в Европе после Черной смерти.
Фреска «Пляска мертвых» из церкви Святой Марии в Бераме, Хорватия. Написано Винсентом Каставским , 1471 год. Произведения, изображающие мотив «Пляска смерти», стали популярными в Европе после Черной смерти.

Как отмечает Кантор, на архитектуру также повлияли:



В Англии в архитектурном стиле наблюдался параллельный строгий аскетизм, который можно объяснить Черной смертью — переходом от декорированной версии французской готики, в которой использовались сложные скульптуры и стекло, к более сдержанному стилю, называемому перпендикулярным, с более четкими профилями. здания и углы, менее роскошные, округлые и изящные, чем украшенные ... Причина могла быть экономической - меньше капитала тратилось на украшение из-за высоких военных налогов и сокращения доходов от имения из-за нехватки рабочей силы и более высокой заработной платы крестьян. (Пробуждение, 209)



Поскольку крестьяне теперь могли требовать более высокую заработную плату, сложные строительные проекты, которые были введены в эксплуатацию до чумы, уже не были так легко доступны, что привело к созданию более строгих и экономичных построек. Однако ученые отмечают, что постчумная архитектура также явно перекликалась с всепроникающим пессимизмом того времени и озабоченностью грехом и смертью.



Заключение


Однако не только более высокая заработная плата, которую требовал крестьянский класс, и не озабоченность смертью повлияли на постчумную архитектуру, но и значительное сокращение сельскохозяйственного производства и спроса из-за депопуляции, что привело к экономическому спаду. Поля оставались невозделанными, а урожай мог гнить, в то же время страны строго ограничивали импорт, пытаясь контролировать распространение чумы, которая только ухудшила их экономику, а также экономику их бывших торговых партнеров.

Широко распространенный страх перед смертью, которую никто не заслужил, которую не мог предвидеть и не мог избежать, ошеломил население Европы в то время и, когда оно несколько оправилось, вдохновил его на переосмысление того, как они жили раньше, и виды ценностей, которых они придерживались. Хотя поначалу мало что изменилось, к середине XV века радикальные изменения, невообразимые всего за сто лет до этого, происходили по всей Европе, в частности протестантская Реформация, переход сельского хозяйства от крупного зернового земледелия к животноводству, повышение заработной платы. для городских и сельских рабочих и многие другие достижения, связанные с эпохой Возрождения.

Вспышки чумы будут продолжаться еще долго после пандемии Черной смерти в 14 веке, но ни одна из них не будет иметь такого же психологического воздействия, что приведет к полной переоценке существующей парадигмы полученных знаний. Европа, как и другие регионы, основывала свою реакцию на Черную смерть на традиционных условностях — религиозных или светских — и, когда они терпели неудачу, приходилось создавать новые модели понимания мира.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

источник