Долгие годы Россия была первой на планете в освоении космоса. Отечественная ракетно-космическая отрасль была передовой: конструкторы выводили в космос летательные аппараты и создавали ракетные двигатели. Делают ли это сейчас? Или слухи о том, что Россия безнадежно отстала в ракетостроении, имеют под собой основание?
Метановое «сердце» для ракетного комплекса
Есть потери, и они прежде всего касаются сворачивания программ по освоению дальнего космоса. А вот в области создания двигателей Россия ни на шаг не отстает, уверен академик Гарри Попов.
«Мы ставим на лунную и марсианскую программы, и считаю, что движемся в правильном направлении», — сказал Попов в интервью порталу «Научная Россия».
Мнение Попова подтверждает разработка Воронежского центра ракетного двигателестроения. Здесь создают первый в РФ опытный кислородно-метановый двигатель РД-0177 для российского многоразового ракетно-космического комплекса «Амур-СПГ». Тяга нового двигателя составит 100 тонн.
Уникальность нового двигателя в том, что он будет работать на паре кислород-метан. По сравнению с парой кислород-керосин, новое топливо более энергоемкое. При сгорании почти не оставляет копоти на внутренних узлах, более надежное и дешевле предшественника. Как следствие — снижение себестоимости пусковых процессов.
«Метан в 5 раз лучше охлаждает, чем керосин. Это позволит улучшить всю систему охлаждения и увеличить удельный импульс тяги. Считаю, что преимущества топливной пары кислород-метан делают ее наиболее перспективной. По этому пути пошли и другие страны», — рассказал главный конструктор АО «Конструкторское бюро химавтоматики» Дмитрий Горохов.
Преимущества нового двигателя и сроки разработки
Создание ракетных двигателей во все времена было дорогим. На поток такое производство не поставишь. Тем не менее цена имеет значение и тут. И чем больше партия, тем дешевле выходит производство.
Преимущество нового российского двигателя в том, что его как раз можно выпускать такими партиями, поскольку и в первой маршевой, и во второй ступени ракеты будет применяться один и тот же двигатель. Отличие, по словам специалистов, только в размере сопла. Значит, не нужно разрабатывать два разных двигателя и можно сэкономить на производстве узлов и компонентов.
Перед разработчиками стоит задача создать прототип кислородно-метанового двигателя РД-0177 до конца 2023 года. После демонстратор ждут огневые испытания. Полностью готовый к эксплуатации двигатель конструкторы планируют представить до конца 2025 года.
Техническое проектирование многоразовой метановой ракеты-носителя «Амур-СПГ» предполагается закончить в 2024 году. Первую ракету на метане по плану запустят с космодрома Восточный в 2026 году.
Скачать мобильное приложение SFERA:
🇷🇺Rustore
🤖Android
🍎iOS
SFERA — это мессенджер, социальная сеть, сервис знакомств, поиск новых друзей, поиск работы/сотрудников, видеосервис и многое другое. Всё бесплатно и без рекламы. Мы за развитие, мы для думающих людей и мы против деградации.
Один вместо нескольких
«Амур-СПГ» должен заменить всё семейство ракет-носителей «Союз-2». Проектирование многоразовой метановой ракеты «Амур-СПГ» началось в 2020 году по заказу «Роскосмоса». При этом главным условием ставилась возможность многократного использования первой ступени. Кислородно-метановый двигатель позволит ее реализовать.
«Новый двигатель обеспечит больше 50, а возможно и 100 перезапусков первой ступени», — подчеркнул гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов, выступая на просветительском марафоне общества «Знание» в апреле 2023 года.
На околоземную орбиту «Амур-СПГ» сможет выводить до 12 тонн груза. Для сравнения: «Союз-2» способен поднять груз весом до 9,2 тонны.
С появлением российской многоразовой метановой ракеты «Амур-СПГ», вероятнее всего, начнется полный переход с топливной пары газ-жидкость на пару газ-газ. Это принципиально новый этап в развитии отечественного космического двигателестроения.
⛔Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и комментарием если вам это нравится.
Предлагаем почитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA