#комуинтересно #простофото #нетолькопитер
В стороне от больших дорог, на высоком берегу Шексны, расположился относительно небольшой, удивительно светлый и как-то совсем по-деревенски тихий Горицкий Воскресенский монастырь. Самое древнее строение здесь устоявшее до наших дней (пусть и пребывающее ныне в весьма печальном состоянии) – Воскресенский собор. Он был построен в 1544-м. Собственно именно вокруг собора и появилась обитель. Основанием своим она была обязана вдове князя Андрея Ивановича Старицкого – Ефросинье Андреевне. Тогда мало кто мог предположить, сколь трагичную роль она сыграет в жизни своей основательницы…
Конечно Ефросинья Старицкая – тетка царя Ивана Васильевича – была совсем не похожа на гротескного персонажа из знаменитого фильма Эйзенштейна (как впрочем и ее сын Владимир). Впрочем и мирной богомолкой ее назвать сложно. Были тут на самом деле и интриги, и политические амбиции питавшие и без того болезненную подозрительность мнительного и грозного племянника. В 1563-м «по навету» Ефросинья Старицкая будет насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и, в конечном итоге, окажется именно тут, в «своем» монастыре. Условия ее пребывания в обители будут достаточно свободными, хотя и «под присмотром». Но через шесть лет спокойная монастырская жизнь Евдокии оборвётся в одночасье…
Созданная Иваном опричнина от «активных действий» перейдёт к откровенному террору. Царь более не хотел «вразумлять» тех, кого подозревал в «изменах многих». Он их уничтожал. В начале был убит двоюродный брат царя – Владимир Андреевич Старицкий, а потом пришла очередь и его матери. Согласно преданию опричники примчались в отдаленную обитель осенью 1569-го. Вся, довольно обширная, прислуга именитой затворницы вместе с монастырскими старицами, 12 человек по общему счету, были перебиты. Сама инокиня Евдокия, инокиня Александра (в миру Иулиания Дмитриевна – супруга младшего брата царя князя Юрия Васильевича), инокиня Мария и игуменья Анна были утоплены в Шексне… Потом имена всех жертв этого налета попадут в знаменитый царский «синодик опальных» хотя мрачная тень Грозного покинет это место далеко не сразу. Позднее в монастыре окажется четвертая жена царя – Анна Колтовская, а уже после его смерти – его последняя супруга, мать несчастного царевича Дмитрия, Мария Нагая ставшая инокиней Марфой… Потом, еще довольно долго, как бы по некоей драматической инерции, обитель будет принимать именитых ссыльных, но это уже совсем другая история.
За столетия своего существования обитель будет переживать разные времена. При советской власти – пострадает очень серьезно. Но место, некогда выбранное княгиней Старицкой, будет с удивительным упорством возвращается к своему молитвенному покою и тихой красоте, каждый раз пробиваясь сквозь темные тени нашей истории к новому свету… Это не о больших каменных палатах или мощных крепостных стенах. Это о другой памяти и другой силе…