Найти тему
С Богом по жизни

ЦЕРКОВЬ, НУЖДАЮЩАЯСЯ В БОЖЬЕЙ МУДРОСТИ (ч.2): НЕБЕСНАЯ МУДРОСТЬ

Часть 1: МИРСКАЯ МУДРОСТЬ
Часть 2: НЕБЕСНАЯ МУДРОСТЬ
Часть 3: УРОКИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ТОГДА И СЕЙЧАС

Далее, до конца главы 2, Павел говорит о другой мудрости, небесной:

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию: тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но как написано: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего. Но мы приняли не духа мира этого, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, толкуя духовное духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:6-16).

Чем характеризуется эта небесная мудрость?

Во-первых, это мудрость «не века сего и не властей века сего преходящих» (2:6). Правители мира как тогда не ценили небесную мудрость, так не ценят и сейчас. Это не должно беспокоить нас, поскольку они и их убеждения «преходящи».

Во-вторых, это вечная мудрость, некогда сокрытая, но теперь открытая (2:7). Она была тайной, но теперь — реченная — она перестала быть таковой. Это больше не тайна, ибо ныне она открыта (см. Кол. 1:26).

В-третьих, это мудрость, которую в дни Иисуса Его враги не поняли (2:8). Если бы они поняли эту небесную мудрость, «то не распяли бы Господа славы».

В-четвертых, это мудрость, ныне открытая Духом, как и писали пророки (2:9-11). Говоря «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (2:9), Павел цитирует пророка Исаию. Это пророчество он относит не к тому, что Бог приготовил для Своих святых, а к небесной мудрости, открытой в Христе. Иными словами, весь божественный план, заключавший в себе приход Христа и Его смерть на кресте, был сокровенной тайной, «которую предназначил Бог прежде веков». Люди, жившие в прежние века, не могли открыть эту тайну самостоятельно, с помощью глаз или ушей. Они не могли предсказать ее, так как она никогда не приходила им на сердце и в голову. Ныне же эта сокровенная тайна открыта людям Духом Божьим, ибо только Он один знает Божьи помыслы (2:10, 11).

В-пятых, это мудрость, принятая и возвещенная апостолами, чьи знания не от этого мира, но от Духа (2:12, 13). «Мы» в заявлении Павла «мы приняли… Духа от Бога» относится к апостолам и другим вдохновенным людям, а не к каждому христианину. Главная мысль, которая подчеркивается здесь, — что небесная мудрость (откровение от Бога) пришла не от «духа мира этого» (2:12), но от Духа Божьего.

В-шестых, это мудрость, принятая и возвещенная не «душевным» человеком (2:14-16). «Душевный человек» (2:14) противопоставляется «духовному» (2:15). Это описание должно быть отнесено к апостолам, которые приняли Духа (2:12).

Говоря, что «душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием» (2:14), Павел высказывает практически ту же мысль, что и раньше: для неверующих проповедь креста — юродство, безумие, глупость (1:18). Надеющиеся на земную мудрость не примут весть от Святого Духа о Христе, и притом распятом.

И напротив, «духовный» — такой как Павел и другие, которым Бог передал Свое Слово, — понимал мысли Господа, ибо он имел «ум Христов» (2:16). Такие духовные люди, вдохновленные Духом, могли «судить обо всем». То есть они имели способность судить обо всем, знать мысли Бога и отличать истину от лжи. Никто, если только он не имел Духа, не мог их «судить», или оценивать. Не имевшие «ум Христов» не имели права критиковать или подвергать сомнению их откровение.

Часть 1: МИРСКАЯ МУДРОСТЬ
Часть 2: НЕБЕСНАЯ МУДРОСТЬ
Часть 3: УРОКИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ТОГДА И СЕЙЧАС
Благодать