("Беглец", Kandahar, 2023, США)
Чертовски любопытно выглядел этот фильм в "не распакованном" виде, доложу я вам. И не только потому что он новый, пиротехнично-боевой (судя по трейлеру) и снят в песках Саудовской Аравии с Джерардом Батлером и Трэвисом Фиммелом. Но еще и по той причине, что его создатель Рик Роман Во - крайне "неровный" в плане качества режиссер. Отчего каждая его очередная работа, по сути, игра в орла и решку: или порадует, или нет, или "ну так себе" - монета на ребро встанет?
С оглядкой же на предшествующие творения Рика Романа, статистика его "орлов и решек" выглядит следующим образом.
После пары мало кому известных, первых его лент конца 90-х, в 2008-м он вдруг выдал довольно мощную тюремную драму "Преступник" с Дорффом и Килмером. Затем снял не провального, но средненького "Стукача" со Скалой. Далее настал черед оригинальной и крутой опять-таки тюремной драмы "Выстрел в пустоту" с Костером-Вальдау. Потом - третьей части Падениады: "Падения Ангела" с Батлером - далеко не лучшего боевика 2010-х, но однозначно лучшего в своей трилогии...
...А потом у Во неожиданно случилась "Гренландия", и снова с Батлером - унылая, как рэп бурлаков, бессмысленная, как скейтборд на Эвересте, и беззубая, как швабра рядом с граблями, фантастика про комету-убийцу... только без кометы! Иными словами: самый экстравагантный и одновременно нафиг никому не нужный апокалипсис в современном кино, забытый через неделю после его премьеры.
Немудрено, что к "Кандагару", который в России кличут "Беглецом", новой работе Рика Романа, всяк знаток его творчества подходил с опаской. Тем более, что на её постере, точь-в-точь как на "гренландском", опять позировал Батлер в депрессивно-желтых тонах - тут уж волей-неволей нахмуришься и заподозришь худшее.
Впрочем, отставить подозревать худшее! Ибо на поверку выяснилось, что стоило Во вернуться из фантастики в реальность, как всю его тоску и уныние будто ветром сдуло.
Более того, стоило Во попробовать себя в непривычном для него поджанре "серьезного" шпионо-политического боевика, так сразу назрел вопрос: а почемуй-то ты, добр-человек, раньше ничего такого не попробовал? Ведь, как ни крути-верти, а опыт режиссера-"остросюжетника" у Рика Романа даёт о себе знать. И даже такой, на первый взгляд, запутанный сюжет про войну аж нескольких спецслужб Во неожиданно воплотил на экране красиво, жестко, драйвово и захватывающе.
Но главное - показана вся эта лихая свистопляска вполне популярно и доходчиво. Ну, если, конечно, вы не станете отвлекаться в завязке фильма, где все шахматные фигуры этой грядущей партии "в чапаевцы" расставляются на доску. А иначе да - изобилие действующих лиц в "Беглеце" может вас ненароком и дезориентировать.
Итак, главное яблоко местного шпионского раздора зовут Харрис (Батлер), и он матерый "полевой" наёмник, в данный момент работающий на ЦРУ. Которое с помощью коварных рук Харриса и загруженного им, куда надо, вирусного "софта" взрывает подземный завод по производству ядерного "харда" в Иране. После чего диверсант собирается "отчалить" домой, в Лондон, дабы побухать на выпускном балу у дочери, однако не тут-то было. Ибо старый друг и щедрый наниматель Харриса, дубайский миллиардер Роман (Фиммел) просит его провернуть "бонусную" операцию вне графика в афганском Герате.
Разумеется, он соглашается, а как иначе-то? Иначе бы и это кино нам не показывали, а мы с вами сидели бы и тупо таращились на пустые экраны.
А между тем, пока Харрис пьянствует в Дубае и потом забрасывается в Афганистан, одна хитрая журналистка добывает сверхсекретные файлы ЦРУ обо всех недавних нелегальных операциях в Азии и на Ближнем Востоке. Включая список исполнителей, которые в этих мутных делах засветились. И да, девонька, конечно, понимает, что публикация этого списка обернётся для агентов если не смертным приговором, то наверняка тюрьмой и пытками. Поэтому сам список, в отличие от прочих файлов, она, добрая душа, обнародовать не хочет...
...Да только кого вообще волнуют эти её человеколюбивые "хотелки"? А тем паче обиженную Харрисом, иранскую разведку, которая и подавно не терзается муками совести. Поэтому беспардонно похищает саму журналистку и "прессует" ее, заставляя слить всю добытую ею "инфу" сначала Ирану, а затем мировым новостным агентствам.
Вот так скромные имена "невидимки" Харриса и многих его коллег вдруг стали известны на весь мир. Но если всё прочее человечество поохало-поахало, покачало головой и забыло, то вот мировые разведки взбудоражились не на шутку. Особенно те, которые проведали, что Харрис сейчас в диких "пампасах" Афганистана, а значит на него можно устроить крутое сафари.
Что было дальше, нетрудно догадаться и без шпаргалки.
Харрис и его спутник по текущей миссии, арабо-американский переводчик Насир шустро сматывают удочки и драпают к месту, откуда их можно эвакуировать через 30 часов. А это ой как неблизко: из Герата до Кандагара, почитай, ехать на юго-восток через полстраны. И не вальяжно, с перекурами, а в крови и поту, с кусающими за пятки, вражескими оперативниками, наемниками и боевиками.
Короче говоря, героям придется несладко. Зато нам, зрителям - очень даже нескучно, ведь за эти 30 часов (ужатых в 2 часа фильма) Харрис и Насир хлебнут уйму приключений на свои загорелые грязные головы, и встретятся с уймой замечательных недружелюбных людей.
***
В общем, да, есть что-то "родственное" у "Беглеца" Рика Романа Во и "Переводчика" Гая Ричи. Однако ричиев боевик, он всё же больше о суровой мужской дружбе, честности и человеческих взаимоотношениях. Тогда как "Беглец" - просто жесткий экшен-триллер про полевую драку разведок. А всё "человеческое", что в нём есть, изображено в виде "набросков". Просто, чтобы ведущие герои - а их тут много, - казались более живыми и драматичными. Да-да, почти как в "Совокупности лжи" Ридли Скотта, хотя, само собой, история Во и калибром помельче, и актеры в ней поскромнее.
Но всё равно, новая картина Рика Романа выдалась по всем критериям гораздо лучше и "смотрибельнее" предыдущей "Гренландии". И поэтому заслуживает пристального внимания всех любителей приключенческого кино - в самом широком понимании этой характеристики.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):