Найти тему

Почитай что-нибудь, займись полезным делом - родительские наказы ребёнку, которые он точно не выполнит

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Сижу в поликлинике. Слышу, как медсестра разговаривает со своим сыном-школьником по телефону: "Чем ты занимаешься? Ничем? Давай-ка почитай книжку! Треть лета прошла, а ты ещё не приступал к чтению книг на лето. Иди в библиотеку и возьми книжку. Что значит ты не знаешь, где библиотека? Значит почитай какую-нибудь книжку, любую! Хватит валять дурака. Займись чем-нибудь полезным. С тобой была проведена беседа про тюленей, а толку, я смотрю, ноль. Давай, начинай делать что-то полезное!"

Что не так в этом наказе? Абсолютно всё! Я на 90 % уверена, что ребёнок не сделает ничего из того, что велела мать. Почему? Потому что в послании мамы нет конкретики.

Начну с того, что мой сын ведёт себя абсолютно также, единственное отличие от того мальчика - он знает, где библиотека. "Давай почитай книжку" при отсутствие конкретной книжки - абсолютно невыполнимое пожелание. Современные дети, не любящие читать, НИКОГДА сами не возьмут книжку в руки, тем более "какую-нибудь". Современный ребенок читает в основном только по требованию школьной программы, когда есть чёткий список книг и ограничение по времени. Редкий ребёнок САМ возьмёт в руки книжку.

Недавно ходила в детскую библиотеку переоформлять сына на новую программу выдачи книг, электронную. Там были дети младшего школьного возраста с родителями и дети среднего школьного возраста со списками книг на лето. То есть желание читать у первых стимулируют родители, а вторые движимы исключительно требованиями школы. А сын медсестры, похоже, вообще ни разу не был в библиотеке даже с мамой, поэтому стимула и привычки идти и брать книгу у него нет. Тем более он не будет читать "какую-нибудь книгу". Дети читают только то, что им интересно, а помочь им в выборе, направить могут только родители. И для осуществления последнего требования нужна ещё одна важная вещь: чтобы почитать какую-нибудь книжку, в доме должны быть книги. Сейчас у большинства людей наличие книг в доме редкость.

В требовании "займись чем-нибудь полезным" тоже нет конкретики. Понятие полезного у мамы и подростка могут не совпадать. Убраться, помыть посуду, почитать - всё это полезно для мамы, но подросток, перед которым не поставили конкретной задачи, может даже не вспомнить про эти дела. Если я говорю своим детям убраться в квартире пока мы на даче, они будут перекладывать дела друг на друга, споря, кто должен пылесосить, кто мыть посуду, и в итоге ничего не будет сделано. Когда же я конкретно одному даю поручение вымыть посуду и стереть пыль с мебели, другому пропылесосить и помыть пол в конкретных комнатах, всё будет выполнено.

Мой младший сейчас читает "Тараса Бульбу". По 30 страниц в день. Не прочитал норму, на следующий день больше. Перессказывает мне, что там происходит в книге. На очереди "Повести Белкина". Книги нужно сдать в библиотеку до 23 июня, я постоянно напоминаю про сроки. Иначе читать не будет, всё отложит на последний момент. Только конкретика и временные рамки, всё остальное для подростков - назойливые нравоучения от родителей, которые они слушают вполуха.

Как у вас, читают дети? Строго по списку или по желанию? Пишите в комментариях, делитесь опытом и подписывайтесь на канал!