Найти в Дзене

Экспедиция замечательных друзей и чудеса большого искусства

Оглавление

По родине Петра Ильича Чайковского снова проехал фирменный музыкальный фестиваль Бориса Анатольевича Андрианова

Вечером 16 июня в Ижевске в фан-пространстве парка имени Кирова стартовал очередной – третий кряду – фестиваль «Музыкальная экспедиция» Бориса Андрианова и его друзей на родине Петра Ильича Чайковского. В мини-интервью для Удмуртской филармонии большинство из наших гостей вспомнили личные истории дебютного вхождения в состав этого «экспедиционного корпуса», а арт-директор события и его супруга поведали о возможном кулинарно-гурманском сюжете в дальнейшем фестивальном развитии…

В экспромте с пылу-с жару

– Как-то так получается, что в последнее время мы с Борисом все чаще стали встречаться на сцене в различных проектах и потому моё участие в «Музыкальной экспедиции» произошло самым естественным образом, – поделился не только молодой и талантливый российский пианист Арсений Тарасевич-Николаев, но и тонкий чувствующий музыкант и человек. – Хотя, должен сказать, что идеи и творческие предложения от Бори поступали мне за рамками обычного концертного планирования и стали во многом экспромтными. Что называется, с пылу-с жару, и я очень рад тому, что впервые влился в состав этой экспедиции. А началось наше тесное творческое взаимодействие с недавнего фестиваля Vivarte, который проходил в столице России в начале июня. Причем проходил едва ли не параллельно с фестивалем «МузЭкс», снова взявшим старт во Владимирской области. Поэтому сыграв в Москве и на Владимирщине, я сразу переехал в Удмуртию, где тоже сыграю впервые в карьере…

-2

Великолепие каждого предложения

Для флейтистки, лидера кроссовер-квартета «Черный квадрат» и педагога Зои Вязовской гастрольный выезд в составе концертной бригады «МузЭкс-2023» тоже получился дебютным.

– Может быть, Боря очень просто сказал вам: «Зоя! Пойдем играть с нами!» и вы согласились? – предположил интервьюер.

– Мое знакомство с Борей началось с… детей, потому что я не только музыкант, а еще и педагог по классу флейты в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, – фраза Зои прозвучала приятным интересным сюрпризом.

– Обеим дочкам Бори и Ани еще, наверное, рановато учиться музыке, – филармонический обозреватель недоуменно «выронил язык».

– Я поясню, о ком идет речь, – красиво улыбнулась красивая девушка. – Все дело в том, что одно время ко мне на занятия приходила Борина крестница – совершенно замечательная девочка. Поэтому иногда Боря заглядывал на наши занятия послушать родственницу и однажды пригласил принять участие в каком-то очередном своем проекте. Мы поиграли вместе, как мне кажется, это получилось классно, и после чего я решила, что если Боря снова пригласит меня поиграть, то я не буду отказываться. Потому как что бы он ни предложил, все великолепно! А потом в какой-то момент Боря начал приглашать в свои программы не только меня, но и наш кроссовер-квартет «Чёрный квадрат». И это особенно дорого для нас. Почему спросите?! Да потому, что квартет как участник филармонических проектов и программ с симфоническим оркестром для меня является отдельной амбицией, которую мне давно хочется воплотить в реальность.

«Я буду играть с тобой!»

Начиная с прошлого года, отечественная музыкальная жизнь постепенно набирает темп и событийную насыщенность, которые были присущи ей до пандемической истории трехлетней давности. Это наблюдение подтвердили и вывели в новый культурный тренд не только именитый скрипач Павел Милюков, но и творческий и семейный дуэт Бориса Андрианова и Анны Кошкиной.

– Именно в прошлом году я вдруг прямо сказал Боре: «Я буду с тобой играть!» И всё! – всегда желанный давний и добрый друг Удмуртской филармонии Павел Милюков легко и с улыбкой восстановил в памяти эпизод не слишком отдаленный в минувшем. – И это был даже не вопрос, а утверждение. Как бы странно не воспринималось, но до прошлого года мы с Борей никогда не играли вместе. Ни разу! И, видимо, реагируя на мой «ультиматум», Борис Анатольевич сразу согласился на него, и мы поехали в «Музыкальную экспедицию» на Вологодчину, где в разных исторических усадьбах играли фантастическую музыку. Ну а нынче мы проследовали уже из Владимирской области в Удмуртию.

– Более того, состав участников недавнего Vivarte плавно перетек, выражаясь спортивным сленгом, в ростер «МузЭкс-2023».

– Этот июнь действительно получается исключительно наполненным на события.

– А можно ли в таком случае говорить о тенденции, что актуальный концертный график ведущих музыкантов страны по своей плотности постепенно догоняет густоту «доковидной» эпохи?

– Самое удивительное состоит в том, что еще в 2022 году гастрольная жизнь многих российских музыкантов поставила их личные карьерные рекорды. В конце прошлого года у меня был концерт с одним очень знаменитым российским пианистом, имя которого я специально называть не стану. Сами догадайтесь. Это происходило в канун новогодних торжеств и после выступления, уже за праздничным столом, наш пианист поднял бокал и произнес: «Не поверите, но в уходящем году я сыграл столько концертов, сколько никогда прежде не играл! Максимальное количество за четверть века своей концертной жизни»! На что я в ответ тихонько так сказал: «И я тоже». «Во! И Милюков тоже!» – громогласно на весь зал воскликнул музыкант. Повторюсь, что я сыграл какое-то безумное количество концертов для моего организма и мозгов. При этом помимо концертов у меня сейчас много педагогической работы с детьми в «Сириусе», курсы повышения квалификации для российских педагогов, преподающих скрипку… Поэтому, оглядываясь назад, я не очень понимаю, как мне удалось совместить и выдержать настолько большую нагрузку?!

-4

Клубника с шоколадными трюфелями

– Скажу, может быть, парадоксальную вещь – нам хочется проводить еще больше экспедиций, чтобы продолжать расширять российскую географию фестиваля, – в ответ на предложение порассуждать на заданную тему сознался Борис Андрианов. – Ну, а в июле нам хочется найти время для того, чтобы немножечко отдохнуть, и затем вернуться к привычной насыщенной жизни и её темп нам очень нравится. А как иначе, если ты едешь по нашей удивительной стране, и кайфуешь от того, что видишь, слышишь и чувствуешь. К тому же мы время зря не теряем и еще детей рожаем.

– Поэтому «Музыкальную экспедицию» надо называть нашим совместным семейным отдыхом, – дополнила суженого Анна Кошкина.

– Но нынче вы решили не брать с собой в дорогу Софию и кроху Сару.

– Надеемся, что в ближайшем будущем эти экспедиции станут у нас семейным отдыхом в полном составе, – продолжала Анечка. – Потому что ко всем прочим организационным моментам нам приходится решать сложные логистические задачи для того, чтобы привезти дочек бабушкам. Вот сейчас София и Сара уехали в Калининград на клубнику к моей маме.

– И какой она там растет на Балтике – эта вкусная ароматная сочная и живописная ягода?

– У моей мамы в огороде всё растет вкусным, сочным, ароматным и живописным. И не только клубника, но персики, абрикосы, дыни, арбузы и даже голубика! – с чувством гордости и чувством юмора перечислила Аня. – Поэтому сейчас мы раздумываем над тем, чтобы отправить новый заезд «Музыкальной экспедиции» как раз в Калининград.

– Чтобы провести её в мамином огороде, – Борис Андрианов сфокусировал локацию до конкретики места.

– Наверное, только для широкого круга ваших друзей-музыкантов – поиграли прекрасную музыку и тут же дегустировали все дары природы, – вообразил журналист.

– Отличная идея! Так и поступим, – в один голос откликнулся дуэтный семейный экипаж. – С прямой трансляцией в интернет процесса поедания фруктов.

– Кстати сказать, не только фруктов, но и сладостей, которые готовит моя талантливая мама, – добавила Анна Кошкина.

– Потрясающий кондитер, фирменными блюдами у которой остаются разнообразные полезные десерты и потрясающие конфеты – шоколадные трюфели, – «проглотил язык» один из лучших виолончелистов планеты.

Между прочим, можно не сомневаться в том, что поток «Музыкальной экспедиции» в грядущем не иссякнет, потому что у Бориса Андрианова круг друзей необъятно широкий.

– Мне действительно очень повезло в том, что у меня есть множество замечательных друзей и среди них есть множество хороших музыкантов. Так что в приглашении их на фестивали я полагаюсь только на собственный человеческий и музыкальный вкус, – еще два года назад в интервью Удмуртской филармонии заявлял арт-директор двух крупнейших виолончельных форумов Vivacello, VivaArt и по совместительству локомотив «Музыкальной экспедиции». – Причем в этих приглашениях мне не приходится исходить из принципа обменов, которые повсеместно практикуются сегодня, когда «ты меня приглашаешь, а я потом я приглашаю тебя». Этот принцип мне не нравится и категорически не подойдет…

Магия музыки Аркадия Шилклопера

Несмотря на то, что 16 и 17 июня по всей Удмуртии стояла солнечная погода без единого «облачного хранилища», с выходом на авансцену мульти-инструменталиста Аркадия Шилклопера вспомнилось его по-настоящему магическое умение… разводить тучи.

Если не руками, то с их помощью точно. Впрочем, как и благодаря неимоверной силе духа и положительно настроенной энергии, которую музыкант выдувает через линейку своих видных духовых инструментов, излучает её в эфир и вместе с друзьями стараясь сделать этот мир чуть лучше, напитывая человеческую природу гуманностью и способностью к сопереживанию.

– История моего появления в «Музыкальной экспедиции» получилась очень интересной, – уже в первом предложении заинтриговал Аркадий Шилклопер. – Поначалу со стороны Бориса это были некие творческие «осторожные прикосновения» ко мне, когда мы впервые пересеклись на фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале» в Иркутске. Тогда я переложил пьесу «Боги Йоруба» знаменитого афроамериканского тенор-саксофониста Сонни Роллинза для двух виолончелей, контрабаса, ударных и валторны. В своем переложении я расписал сольные фрагменты для Бори и Борислава Струлёва. Как мне кажется, получилось очень интересно, и я запомнил неподдельную восторженную реакцию Кати Мечетиной, впервые услышавшей меня. Это было удивительно и очень приятно. Затем мы с Борей сыграли в большой компании в совместном концерте в Доме художников, а чуть позже он ангажировал меня на один из двух своих виолончельных фестивалей, где я сыграл сольную программу. После этого Борис пригласил меня, Сережу Старостина и Володю Волкова поучаствовать в проекте «Музыка в затерянных храмах» (несколько лет назад виолончелист воплотил его в реальность в Тверской области совместно с образовательным порталом Arzamas, посвященным истории культуры России – прим. авт.) и, наконец, взял с собой в «Музыкальную экспедицию». И уже первый концерт в этой поездке по Владимирской области ознаменовался знаковым сюжетом. Когда пошёл дождь, то, несмотря на непогоду, я вышел на очень свежий воздух со своим телескопическим альпийским рогом из карбона и начал играть. И что вы думаете – очень скоро дождик прекратился, и из-за туч выглянуло солнце… Причем такое явление повторилось со мной уже не в первый раз. Однажды похожий случай произошел много лет назад в Австрии, когда за пару часов до начала фестиваля под открытым небом я также с рогом вышел на улицу попытаться остановить дождь. Я начал крутить рогом, заиграл, и… дождь пусть не мгновенно, но прекратился. Скажу больше, вскоре на небе образовалась двойная радуга и все, кто был тогда рядом со мной, обалдели. «Ты вообще кто?!» – спросила меня моя подруга. Это поразительная ситуация позволила мне убедиться в том, что в любом большом искусстве сила намерений и вдохновения способны делать чудеса, помогая решить даже подобные погодные сверхзадачи…

-6

17 июня в Удмуртии артисты «Музыкальной экспедиции» дали два концерта в живописном городе на Каме – в Сарапуле, а 18 июня в Воткинске на малой родине Чайковского сыграли еще дважды – днем в музее-усадьбе Петра Ильича Чайковского, а вечером вышли на сцену Дворца культуры «Юбилейный».

Текст: Александр Поскребышев
Фото: Руслан Хисамутдинов