Найти тему

ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Во вторую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Церковь празднует память Всех Святых, в Земле Русской просиявших. Дата празднования является переходящей.

Идея соборного празднования памяти всех русских святых появилась еще в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля).

Современное празднование Всех Святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. На заседании 7 (20) августа был заслушан доклад проф. Б.А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 – Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146–147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе.

Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование Дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками. Впоследствии служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений.

Служба пользуется большой популярностью, некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.

Официальный календарь Русской Православной Церкви: calendar.rop.ru



В публикации использованы материалы Официального календаря Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии.