Начало, первая глава
— Маргарита Ивановна, — подошла Александра к педиатру, — Я бы хотела усыновить этого отказника или оформить над ним опеку… В общем, забрать его к себе любым путем. Вы опытный человек, в вашей жизни уже не раз бывали такие случаи. Подскажите, с чего лучше начинать? И я знаю, что на новорожденных очередь, очень многие пары хотят взять младенца, нельзя ли как-то пока подержать его в больнице, чтобы я успела все оформить? Диагноз какой-то придумать…
Маргарита Ивановна только вздохнула:
— Что уж так в сердце запал? Знаю, бывает такое… Только посмотришь на малыша, и сразу решишь, что это твой ребенок. Но, может быть, все-таки подождешь? Ты еще ну очень молода, в ближайшие годы выйдешь замуж, этого парнишку твой жених может не принять. Вон, родная мать от него отказывается, говорит, что он ей обуза, а ты сама голову в ярмо суешь. Ты хорошо подумала?
Но Саша не колебалась ни минуты. Маргарита Ивановна ее поддержала, но все же дело оказалось хлопотным. Пришлось закончить школу приемных родителей, пройти медкомиссию… К тому времени девушка жила в скромной двухкомнатной квартире, доставшейся ей по наследству. Так что площадь позволяла взять на воспитание мальчика.
Саша очень переживала. Вдруг ее кто-то опередит? А стать мамой малышу ей хотелось просто отчаянно. Девушка считала, что это ее долг – подарить любовь и заботу сыну того мужчины, которого она продолжала любить, хотя его уже и не было на свете. Говорят же, что души встречаются в том, потустороннем мире. Может быть, хоть там она сможет быть с Валентином неразлучно?
И, надо сказать, что в данной ситуации Борис Андреевич повел себя великодушно.
— Я слышал о твоих проблемах, — сказал он Саше, — Предлагаю тебе официально оформить брак со мной. Ребенка с большей охотой отдадут в полную семью, чем потенциальной матери-одиночке. Мы оба работаем, на хорошем счету, если станем супругами — я уверен, что мальчика нам передадут очень быстро. Если не хочешь стать мне женой, я согласен даже на то, чтобы брак наш был фиктивным. Усыновишь малыша – и разойдемся.
Впервые Саша коснулась плеча мужчины с подлинной нежностью.
— Спасибо вам большое, Борис Андреевич, — сказала она, — Обманывать вас не хочется, чувств у меня к вам нет. Попробую все-таки взять мальчика, а уж если мне одной не дадут, тогда приду к вам на поклон – оформим фиктивный брак. Вы очень добрый и благородный человек. Я бы никогда этим не воспользовалась. Но негоже малышу оставаться сиротой.
После долгих томительных ожиданий младенца всё-таки отдали Саше. Она назвала мальчика Ленькой и всем сердцем привязалась к нему. Вскоре малыш стал отвечать ей полной взаимностью. А девушка каждый день отмечала, как похож мальчик на своего отца. Не только внешне, но и мимикой. Она надеялась, что сходство это сохранится и в дальнейшем, когда Ленька подрастет.
Когда мальчику исполнилось три года, Саша повезла его к морю.
— Трудно тебе будет, сама не отдохнешь, — пророчили подруги,— Только и станешь смотреть, чтобы Ленька не утонул, не съел чего-нибудь неположенного, на солнце не обгорел.
— Ничего, мы с ним уже как одно целое. Нам эта поездка будет в радость, — вдохновленно отвечала Саша.
И она оказалась права. Девушка выбрала для отдыха небольшой курорт в Краснодарском крае. Тут не было шумных вечеринок, но родители с ребятами приезжали регулярно, так что Ленька быстро нашел себе компанию сверстников, и играл с ними на детской площадке. Также Саше удалось отыскать участок мелководья, где можно было не опасаться за малыша. Ленька в полном восторге ходил, разглядывая рыбок, которые плескались у его ног, доставал из моря красивые ракушки и камушки. Очаровали его и удивительные светящиеся насекомые, которые по вечерам летали в парке, словно маленькие огоньки.
Конечно, не обходилось и без трудностей. Оба путешественника слегка обгорели под солнцем, и Ленька капризничал, потирая покрасневшие ручки.
Приходилось тщательно следить за питанием. Все-таки юг… Сухомяткой маленького ребенка кормить нельзя. В хороших кафе – дорого, в дешевых столовых боишься отравиться. Саша стала ходить на рынок, покупала овощи, мясо, рыбу, готовила сама, хозяйка разрешила пользоваться посудой.
И вот, проходя по базару, держа за руку Леньку, Саша увидела Валентина. В первую минуту она не поверила своим глазам. У них в больнице был врач, брюнет, имевший типичную усредненную внешность. И однажды подруга сказала Саше:
— Поехала я в Питер, и вот, через каждые сто метров встречала там Олега Викторовича. Когда мне попался тридцать третий человек, похожий на него, как две капли воды, мне стало казаться, что я теряю то ли зрение, то ли рассудок. Ну, прямо клоны шли навстречу, идеально подходящие для передачи про двойников.
И Саша решила, что с ней происходит то же самое. Мужчина, похожий на Валентина, явно здесь работал. Он сидел возле одного из магазинчиков, отдыхал, привалившись к стене и прикрыв глаза. Саша остановилась рядом и была не в силах сделать ни шага. Рассматривала мужчину, буквально прилипнув взглядом к его лицу. Похудел, постарел, но не может быть второго такого… Даже шрам над бровью тот же самый. Когда-то они вдвоем – Саша и Валька — катались в парке на машинках, это был любимый их аттракцион. Их автомобильчик столкнулся тогда с другим. Вальку резко бросило вперед, и он разбил лоб в кровь. Саша уговаривала его пойти к врачу, наложить швы, а он отказался.
— Мам, — теребил Сашу за руку Ленька, — Пойдем уже…На пляж, купаться…
— Погоди минутку, — голос у девушки был хриплым, она продолжала смотреть на мужчину. И, видимо, Валентин почувствовал этот взгляд. Открыл глаза. Недоумевающе взглянул на Сашу.
— Простите, вам что-то нужно?
И голос Валькин, что за наваждение! При этом мужчина явно не узнавал ее, решил, что перед ним просто какая-то мать с ребенком.
— Нет-нет, ничего, спасибо, — и с этими словами Саша поспешно ушла, увлекая за собой сынишку.
Весь этот день она отвечала сыну невпопад, а ночь провела и вовсе бессонную. Маленький балкон их номера выходил на склон горы, поросшей лесом. Саша временами вставала, наливала себе очередную чашку кофе, и вспоминала прошлое. Она поняла, что просто не сможет забыть эту встречу, и не разузнать всех подробностей об этом человеке.
На следующий день она пришла на рынок и стала наводить о нем справки. Расспрашивала небрежно, упоминала, что прежде знала человека, похожего на того, что теперь работает тут грузчиком.
Саше удалось узнать весьма интересные вещи. Оказывается, мужчина, который ее заинтересовал, появился в поселке примерно три года назад, может, чуть больше. О себе он рассказать ничего не может, не помнит даже, как его зовут. Торговцы называли его Ванькой.
Ясно было, что человеку в таком состоянии на официальную работу устроиться невозможно, и лечиться тоже его вряд ли кто-то возьмет. Это ведь только говорится, что медицина у нас бесплатная, а на самом деле все иначе…
Пригрел Ваньку один из местных предпринимателей. В горячий сезон рабочие руки ох, как нужны! Ванька трудится грузчиком – ростом он высокий, руки сильные, тяжести таскать – самая подходящая для него работа. Зимой покупателей гораздо меньше, поэтому мужчина в это время берет на себя обязанности дворника. Деньги ему, похоже, не нужны, доволен, если его просто накормят, дадут ненужные вещи, взамен износившихся. Живет он тут же, вон там стоит что-то среднее между вагончиком и сторожкой. Хорошо еще, что климат здесь мягкий, зимы теплые. Где-нибудь в Центральной России околел бы мужик в декабре-январе.
Какое-то время спустя Ванька-Валька снова попался на глаза Саше и ее приемному сыну. На этот раз мужчину чем-то привлек мальчик. Он присел перед ним на корточки и завел с малышом незатейливый разговор. Первый ли раз он приехал на море? Нравится ли ему тут? Научился ли он плавать? Ванька принес ребенку крупные южные персики, но Саша поспешно перехватила пакет и сказала, что дома тщательно вымоет фрукты.
Девушка задавалась вопросом – замечает ли мужчина то, что мальчик очень похож на него? Это бросалось в глаза всем, кто видел их рядом.
— А что ж вы, вдвоем приехали? Папу дома оставили? — как бы невзначай спросил Ванька.
— Да, мы без папы, — ответила Саша...
СЛЕДУЮЩАЯ, ТРЕТЬЯ ГЛАВА