Давая Израилю Закон, Моисей к очередному запрету иногда прибавлял слова: «Сделавший это истребится из народа». Например, за поклонение идолам Бог определил такое наказание:
«…Я обращу лицо Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха. И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20:5, 6).
Для человека, жившего в присущей Ближнему Востоку тесной родовой связи, не было наказания более сурового, чем отделение от своего народа. Когда человека отправляли в изгнание, это было страшным наказанием. После завоевания Иудеи Вавилоном весь народ был изгнан из родных мест. Из Вавилона один такой изгнанник горестно вопрошал: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136:4).
Тема изгнания неизменно проходит по всей Библии. Авраам вошел в Ханаан как странник и поселенец. Для всех народов земли он был пришельцем. Но вот умерла его жена Сарра. Живой может куда-то пойти, а мертвый — нет. Поэтому ему нужен был клочок земли, чтобы похоронить ее. Свою ситуацию местным жителям Ханаана он объяснил так: «Я у вас пришелец и поселенец…» (Быт. 23:4).
Чувство изгнания, пребывания не дома, которое испытывал Авраам, никогда не покидало израильский народ. Через несколько веков Моисей вывел потомков Авраама из Египта. В пустыне он дал им полученный от Бога Закон. Среди его постановлений было такое: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). Израиль поселился в Ханаане, но никогда не чувствовал там себя вполне дома.
К концу жизни Давид сделал все приготовления для строительства храма в Иерусалиме. Царь благословил Господа и помолился: «Потому что странники мы пред Тобой и пришельцы, как и все отцы наши» (1 Пар. 29:15). Ту же мысль царь выразил в одном из своих псалмов: «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» (Пс. 38:13).
На этом богатом историческом фоне пришельцев и изгнанников Петр строит свое обращение к читателям. Первые читатели письма страдали за веру. И поэтому апостол хочет, чтобы они поняли три истины.
Во-первых, верный Богу народ в этом мире никогда не был и никогда не будет вполне дома. Если они чувствуют, что их образ жизни, их идеалы, их вера в Бога не сообразуются с временами, то они в славной компании. Так жили благочестивые в мире I века; так они живут и сегодня.
Тот мир, в котором жили первые читатели этого письма, имел больше сходства с современным миром, чем различий. Безнравственность была вопиющей. Когда мужчина покупал рабыню, она становилась его собственностью. Браки между рабами были запрещены, а рабов было много. Развод, как и аборт, были обычным явлением. Нежеланных детей просто выбрасывали. Насилие приняло угрожающие размеры. Грекоговорящий мир, где жили читатели Петра, перенял самое захватывающее развлечение римлян. В публичных театрах проходили гладиаторские бои. На арену выпускались свирепые звери. В более гуманных случаях они дрались друг с другом, но нередко их выставляли против осужденного преступника, которому для защиты давали нож или сеть. В мире, где царили насилие, жестокость и безнравственность, христиане чувствовали себя не в своей тарелке. Они чувствовали себя изгнанниками.
Провести параллель с XXI веком нетрудно. Нарковойны выходят на городские улицы. Порнография, проституция и даже сексуальное рабство — нередкие явления в современном мире. Ночные новости заставляют христиан качать головой. Пока люди воспринимают Христа серьезно, пока христиане подражают Иисусу Назарянину, в этом мире они чувствуют и будут чувствовать себя изгнанниками, пришельцами.
Во-вторых, наперекор страданию, Петр хотел, чтобы его читатели знали, что они Божьи избранники. О своем избрании мы склонны думать как о пассивном событии, подобно тому как покупатель выбирает одежду. Человек пассивно ждет, когда его изберут. В религиозном мире существует распространенное учение, что, когда грешник переходит от смерти к жизни во Христе, Бог берет на Себя всю инициативу. Бог избирает. Бог дает веру. Бог гарантирует спасение. И ничего не говорится о том, что же требуется от самого грешника.
Но разве переход от смерти во грехе к жизни во Христе совсем уж пассивен? Петр так не думал. В день Пятидесятницы тот самый апостол, который написал 1 и 2 Петра, выступил с первой проповедью евангелия. Когда он закончил, народ стал спрашивать, что им делать. И Петр сказал, что им нужно покаяться и креститься для прощения грехов (Деян. 2:38). Они должны были что-то сделать. Лука добавляет такое важное замечание: «И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: “Спасайтесь от рода этого развращённого”» (Деян. 2:40). В Современном Переводе такая трактовка: «Оберегайте себя от зла живущих ныне!» Как бы это наставление ни звучало, Петр учит своих слушателей, что они должны предпринять какие-то действия. Да, действительно Бог взял на Себя инициативу в спасении рода человеческого. Когда грешные люди шли к погибели, не имея надежды, Бог действовал. Он призвал верного Авраама. Он вывел порабощенный народ из Египта. Он подготавливал мир к приходу Спасителя. Он послал Своего единородного Сына. Все это так, но в конечном итоге человек должен ответить на Божий зов. Приходящий ко Христу не вовсе пассивен. Христиане становятся избранными Божьими, когда они слышат весть о спасении, когда верят, что Иисус есть Христос, и поступают в соответствии со своей верой.
В-третьих, Петр хотел, чтобы страдающие христиане, к которым он обращается, знали, что они освящены. Их связь с Богом, их упование на Иисуса Христа стало возможным «при освящении от Духа». Освятиться — значит стать святым. Это значит быть отделенным для Бога. Бог не только избрал христиан, которые первыми прочитали это письмо, но и сделал их Своим святым народом.
Когда стоящий на краю погибели грешник слышит евангелие, верит ему и повинуется Богу, Бог освящает его. Сам человек освятить себя не может. Бог освящает его посредством крови Иисуса, пролитой на кресте. Освященные Богом люди становятся святыми. Они — святые Божии. Большинство христиан слету не скажет: «Я святой [святая]». Но Петр говорил об этом не колеблясь. Быть христианином — значит быть святым. Вместе со всем Новым Заветом Петр убеждает: раз Бог сделал вас святыми, то живите в святости как святой народ, каким Он вас сделал. Святость не зависит от человеческих заслуг. И все же верная жизнь требует верного отклика. Павел хорошо сказал: «…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот уже две тысячи лет христиане встречают сопротивление со стороны нечестивых людей. Иногда страдание бывает физическим, а иногда психологическим. Но без него не обходится. Петр не обещает своим читателям убежища от противостояния. Он так утешает их: (1) Когда христиане страдают, они вместе с большим количеством святых. Божий народ всегда понимал, что в этом веке они едва ли дома. Они изгнанники, поселенцы, странники в мире. (2) Что бы мир ни думал о них, во Христе они — избранный народ Божий. (3) Бог сделал их святыми. Они освящены. А будучи освященными, они должны жить в святости.