Коля, ну как же тебя так угораздило, а? Что же нам теперь делать? Снова разборки. А если до милиции дело дойдёт? Неужели ты не понимаешь, что это не шутки?
Коля стоял, опустив голову, а под глазом у него расплывался огромный "фонарь"
-Простите , Марина Васильна, я больше так не буду!
-Не будет он! Эх, Коля, Коля! Горе ты моё луковое...
Начало тут
-Он сам! Он первый начал! Пусть спасибо скажет, что легко отделался, я бы его за такие слова...
-Понимаешь, Николай, физическая сила, умение владеть кулаками- это всё хорошо, только голова у тебя на плечах не для того, чтобы в неё есть. И язык людям дан не для того, чтобы ругательства изрыгать. Ну помахал ты кулаками, подрался, а кому лучше от этого стало? Думаешь, что так ты свой авторитет заработал? Что вы не поделили с Илюшиным?
Коля удивлённо смотрел на свою учительницу: неужели она и правда не понимает?
- Я не могу вам сказать. Он за дело получил.
-Я тебе скажу так, Коля: авторитет зарабатывается не на пустом месте, а на том, что человек делает. Не кулаками, не бранью, а поступками.
Если бы ты свою честь, или честь близких таким образом защищал- это одно. Или за девушку вступился. И если бы противник твой был тебе ровней, а не на две головы ниже, махайте вы своими кулаками, сколько влезет. А так получается, что ты повёл себя низко. Низко и глупо, Коля. Из-за банального спора ты избил человека. Избил на пустом месте, просто потому, что у тебя закончились аргументы. Потому, что ты выбрал самое простое- пустил в ход кулаки там, где можно было просто поговорить. А представь на минуту, что будет твориться в мире, если каждый начнёт решать проблемы с помощью кулаков?
Отчего то так стыдно стало Коле, что покраснел он до кончиков ушей. Странно, как эта худенькая, хрупкая женщина одними словами, тихими, спокойными, может на него повлиять.
Вот это – авторитет!
На других учителей посмотришь- орут дурниной, что на уроках орут, что на переменах. До хрипоты, до слюней изо рта, а дети их всё равно ни во что не ставят. А Марина Васильевна не кричит, не ругается, говорит так тихо, что наоборот стараешься не шевелиться, чтобы не дай Бог слово не пропустить! Даже директор удивляется, мол такая тишина, аж слышно, как муха летит!
В его, Колькиной семье все вопросы, споры и конфликты решались с помощью кулаков. Отец ими махал по поводу и без, да и мать то и дело бралась за ремень, чтобы донести информацию до детей, а уж между собой и вовсе родители дрались не на жизнь, а на смерть.
И вот что интересно: всё это воспитание кнутом да кулаками почему то давало совсем обратный эффект. Ни Лада, ни мира, ни послушания в семье отродясь не было. Дети росли, как трава, дикая, колючая крапива, которая жалит всех, кто к ней прикасается.
Отец, Иван Ромашкин, всегда говорил, что настоящий мужик не трепло, и лясы по чем зря точить не будет.
- Ты, Колька, сразу в бубен бей, а уже потом спрашивай, понял или нет. Что толку демагогию разводить, да время тратить?
Вот и сегодня, когда Коля услышал, как Илюшин в красках описывает, какая Марина продажная, не выдержал, и сжал кулаки.
-Повтори, что ты сказал?
- А я что? Да вся деревня уже знает, что у неё муж бандит! Он в городе людей грабит, убивает, а баксы краденые у неё в доме прячет! Я сам видел, как к ней мужик в кожанке приезжает! А она тут добренькую из себя корчит, мол я не при делах!
-Это неправда!
- Правда! Зуб даю!
Сам не понял Коля, как началась драка. Валялись мальчишки в школьном коридоре, такая куча мала была, что и не понять, кто прав, а кто виноват, кто бьёт, а кто уворачивается от кулаков.
И сейчас, ну никак не мог сказать Коля правду. Зачем ей знать, что не просто так он кулаками махал, не зарабатывал дешёвый авторитет, а защищал честь и достоинство любимой учительницы...
Как бы ни отмалчивался Коля, а шила в мешке не утаишь. Узнала Марина причины драки.
Долго думала Марина, как поступить в этой ситуации. Пустить всё на самотёк? Вызвать родителей Илюшина и провести с ними беседу? Ведь не своими словами ребёнок говорит, явно повторяет то, что слышал от взрослых.
Нет, родителей вызывать глупо. Получится, что вроде как оправдывается Марина в чем- то. На каждый роток не накинешь платок. Люди всегда говорят, а в этом случае говорят почти правду... Ладно, поговорят, и забудут.
А вот с Колей побеседовать надо..
Маленький мужчина. Хоть и понимала Марина, что кулаки- это не выход, но так приятно было на душе. Не взрослые, здравомыслящие люди за неё вступились, а ребёнок, подросток, которому и самому несладко в жизни приходится.
Вскоре и случай удобный подвернулся.
После работы Марина принялась убирать территорию. Вот откуда этот мусор берётся? Вроде перед зимой и убирала всё Марина, а по весне столько мусора оттаяло!
- Марина Васильевна, давайте я вам помогу!
- Да мне уже немного осталось, Коля. Сейчас в кучу всё сложу, и подожгу.
Ни слова не говоря, молча, взял Коля вилы, и быстро сложил весь сухой мусор в одну кучу.
- Вы граблями сгребайте, а я всё соберу и унесу, так быстрее будет.
Стояли ученик и учитель, смотрели на то, как огонь пляшет по прошлогодней траве, как лижет своими дерзкими языками мусор, словно вовлекая его в свой безумный танец, и каждый думал о своём:
Первой тишину нарушила Марина.
- Коля, спасибо тебе.
- Да не за что, Марина Васильевна! Мне не сложно, вы говорите, если что помочь надо..
- Не за это, Коля. Марина обвела рукой территорию, вроде как показывая проделанную работу. Тоесть и за это, конечно.. Я сейчас о том, почему ты подрался с Илюшиным.
Спасибо за то, что ты защитил мою честь. Я не говорю, что это правильно, но меня радует, что ты растёшь хорошим человеком. Знаешь, Коля, не каждый взрослый человек совершит такой поступок по отношению к постороннему человеку. Да, кулаками махать плохо, но то, что ты не прошёл мимо, это хорошо.
Как педагог, как учитель, я уже высказала тебе своё мнение. Скажу ещё раз. Бывают ситуации, когда словами действительно ничего не решить, но попытаться стоит, хуже от этого не будет. Сейчас мир тебе видится в двух цветах, чёрный, и белый. Либо хорошо, либо плохо. И это нормально. Учись контролировать эмоции, учись пропускать мимо ушей то, что говорят другие. Людям нужно о чем то, или о ком то говорить, и не всегда надо обращать внимание на эти разговоры.
- Но ведь вы сами говорили, что словом можно убить! Да и как такое не замечать?
- Да, Коля, словом можно и оскорбить, и унизить, и ранить, и даже убить. Только слова посторонних людей чаще всего остаются вообще без эмоций, реже оскорбляют и унижают. Это можно пережить. Можно сказать что-то обидное в ответ, но не всегда нужно. А вот ранить и убить могут только слова близких людей. Вот это страшно.
Знаешь такую пословицу?
Собака лает, ветер веет.
Вот это как раз тот случай, со словами посторонних людей.
Вот ты о себе правду знаешь, так зачем кому-то что-то заказывать? Станешь сердиться, объяснять что-то глупому человеку, а он всё равно не поймёт, и на своём стоять будет.
- А почему глупому, Марина Васильевна?
- Потому что умный человек, Коля, не станет слухи приумножать, преувеличивать, да разносить по свету. Услышит умный человек слух, пожмет плечами, да дальше пойдёт, а глупый ещё и от себя добавит, да дальше понесёт.
И запомни, Коля, никогда и ничего никому не доказывай. Важно, что ты про себя знаешь, что близкие знают. А спорить да доказывать- это вообще последнее дело.
Долго костёр догорал, долго разговаривали Марина с Колей.
Многого не понял тогда Николай в силу возраста, только потом, повзрослел, дошёл до него смысл тех слов.
А потом, на большой, уютной кухне пили они чай с вареньем из чёрной смородины.
Никогда ни до, ни после не ел Коля такого вкусного варенья.
Мамка, когда не пила, тоже варила варенья разные. И с жимолости, и с ранеток, и из ревеня, и из смородины. Тоже вкусное было варенье. Только у мамки оно жидкое было, смородишное варенье, пока ложку до рта донесешь, весь стол в ярких пятнах.
А тут- вроде и варенье, а такое интересное, как холодец на ложке дрожит, трясется, сунешь его в рот, а оно словно и не варенье вовсе, а мармелад! Сначала вроде сладко, аж приторно, а потом кисло- кисло становится, аж глаза косятся в разные стороны, и снова такая сладость на языке, будто ложку сахара съел.
- Вкусно, Коля?
-Очень!
- Это пятиминутка. Самое простое варенье. Сначала сироп варится, а потом уже ягоды засыпаются. Закипело, и готово. А потом, когда остынет, вот такое чудо получается.
Я, когда маленькая была, тоже любила это варенье. Мы с родителями всегда его вместе готовили, а сейчас вот по привычке немного делаю, да и Катя его тоже очень любит.
Уже потом, дома, лёжа в постели, Коля вспоминал прошедший день. Какая же Марина Васильевна хорошая! Жаль, что она не его мама..
Признаться честно, Коля даже завидовал маленькой Кате. Повезло малявке, такая мама у неё! Вот бы и у него, у Кольки Ромашкина была такая мама...
Продолжение ниже по ссылке
Спасибо за внимание. С вами как всегда, Язва Алтайская