С наступающим Новым годом, урааа! Зазвенели бокалы, сегодня на работе у Николая* отмечали мини-корпоратив. Да, празднование в этом году было не такое роскошное как в прошлом, дела у фирмы шли не самым лучшим образом. Но для создания настроения перед самым любимым праздником в году вполне неплохо: в офисе нарядили елку, девушки принесли из дома закуски и салаты. Генеральный директор выделил бюджет на шампанское.
Вячеслав*, коллега из отдела продаж, предложил сделать групповое фото – недавно у него был день рождения и теперь он не упускал случая похвастаться новеньким RU23 ** с 6 ГБ оперативки и сверширокоугольной камерой, на которую получались фотографии по качеству не хуже, чем на хорошую зеркалку.
О таком телефоне можно было только мечтать, тоскливо подумал Николай. Будет ли новогодняя премия было неясно, а с зарплаты на такой мобильник пришлось бы откладывать несколько месяцев. А тут жена попросила в подарок новое платье и c отпуском уже пора определяться.
По пути домой, пролистывая предложения от различных компаний с новогодними акциями, Николай натолкнулся на объявление о продаже мобильного телефона со скидкой 15%***. Не такого крутого как у коллеги, но по характеристикам гораздо лучше, чем был у мужчины сейчас. Нужно было отправить фразу HAPPYNEWYEAR на официальный сайт продавца через мессенджер. Николай поспешил отправить код, так как срок действия предложения истекал через пару часов. Через несколько минут на почту пришло ответное сообщение со ссылкой на страницу оплаты. Николай был так обрадован мыслью о новеньком телефоне, что не заметил, что ссылка, ведущая на сайт интернет-магазина «продавца», заканчивалась на com.de**, а не на com, как обычно. Быстро оплатив товар по открывшейся ссылке, а также комиссию за перевод, Николай стал ждать подтверждения о покупке на почту. Подтверждение не приходило. Более того, в приложении магазина-продавца, которым Николай пользовался ранее, он не обнаружил сведений о заказе. Стало ясно, что он стал жертвой мошенников.
На следующий день Николай позвонил в свой банк с просьбой заморозить транзакцию и выполнить обратный платеж (chargeback). Однако банк отказал в просьбе, так как операции подтверждались одноразовыми паролями, полученными на личный номер телефона.
Кроме того, мужчина направил в адрес интернет-магазина досудебную претензию с просьбой передать ему оплаченный товар или вернуть за него деньги. Ответа от магазина не поступило.
Мужчина обратился к финансовому уполномоченному с просьбой разрешить спор в отношении действий банка, заморозить транзакцию, не допустить передачу денег мошеннику и выполнить возвратный платеж (chargeback). Обращение потребителя было принято к рассмотрению финансовым уполномоченным, однако по его итогам в удовлетворении требований Николая было отказано.
Ремарка финансового уполномоченного
В ситуациях аналогичных той, в которой оказался герой данной истории, считается, что банк удостоверился при проведении операции в праве распоряжаться денежными средствами в полном соответствии с требованиями частей 4, 5.1, 5.2, 5.3 статьи 8 Закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ.
В частности, финансовый уполномоченный по результатам анализа материалов спора пришел к выводу, что Николай, заключив договор на банковское обслуживания, согласился с условием о том, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом его собственноручной подписи, при этом как держатель карты обязался нести ответственность за хранение паролей. При введении паролей, направленных банком Николаю на номер его мобильного телефона для подтверждения операции, предполагается, что последняя производится от его имени и у банка отсутствует обязанность дополнительно проверять личность лица, использовавшего пароли.
При таких обстоятельствах у финансового уполномоченного отсутствовали правовые основания для взыскания суммы перевода в пользу Николая.
* - имена всех героев изменены
** - марка мобильного телефона, а также домен сайта указаны произвольно
*** - все суммы и цифры изменены, совпадения случайны