Советские автомобили были вещью в себе. Эти скромные машины редко попадали в мировые рейтинги в силу политической обстановки на планете. Да и само становление русской инженерной школы было весьма тяжёлым и растянутым по времени процессом. Тем не менее, уже после Революции в СССР автопромышленность постепенно наращивала обороты. Уже во Второй мировой Вождь пролетариата ездил на собственном транспортном средстве.
Речь пойдёт о правительственном бронированном авто ЗИС-115, который использовал И.Сталин. Но сразу изучать машину несколько бессмысленно. Нужно понять среду её формирования. После событий 1917 года страну наводнили ТС из Великобритании. На бульваре в столице можно было видеть сотни Роллсов, Бентли, Моррисонов, Роверов… Все эти автомобили пользовались устойчивым спросом у партийной элиты страны. Однако силы власти были также направлены на создание собственных автомашин.
Сталин питал уважение к американским авто. Особенно ему нравились Паккарды. Те могли ездить быстро и точно, сохраняя при этом комфорт. Не секрет, что относительно молодой Джугашвили любил сам сидеть за рулём, даже когда у него уже был водитель. Packard был популярной маркой не только у Сталина, но и на родине, в США. Зная о слабости Вождя, американский Президент подарил один из белых Паккардов своему союзнику. Фактически не базе этого авто был сконструирован ЗИС-110.
А вот следующая модель носила индекс 115 и была внешне очень похода на свою предтечу. Почти тот же (с виду) кузов скрывал бронекапсулу под названием «изделие 100». Шасси тоже было от заокеанского трака Dodge. Мотор был форсирован, а салон выполнен по мировым стандартам класса люкс. Дизайн ЗИСа имел почти 100% сходство с Паккардом. Длинный и низкий силуэт, круглые фары, высокий монументальный и хромированный щит фальшрадиаторной решётки. Капот вытянутой формы, который заканчивался раздвоенным стеклом. Кстати, все стёкла были толщиной 7.5 см и сделаны по особой технологии. Фактически это разнесённая броня с парой прослоек воздуха.
Борта советского лимузина были строгими. Кстати, кузов красили только в чёрный цвет, в отличие от модели 110. Задние двери открывались против хода, что подчёркивало важность пассажиров на диванах. Также у автомобиля были подножки. Корма «щеголяла» крышкой багажника да хромированной полосой бампера.
Познакомившись с наружностью ЗИСа, теперь можно переходить к его нутрянке. Она не менее занимательна, чем внешний образ.
Технические особенности
· Под капотом находится монструозный 8-цилиндровый мотор с отдачей от 140 до 162 сил. В обиходе было несколько его модификаций. Хотя принято считать по официальным данным, что ставили только самые мощные его типы. Питался ДВС бензином сорта АИ-74.
· В паре с силовой установкой работала механическая 3-скоростная коробка передач. Она имела синхронизаторы на всех ступенях, что нехарактерно для агрегатов того времени. Привод на задние колёса.
· Ходовая часть от грузовика. Автомобили рамный. Задний мост фирмы Додж имеет неразрезную конструкцию. Подвеска спереди независимого вида. При кажущейся низкопрофильности автомобиля его дорожный просвет составлял 200 мм. Тормозные механизмы барабанного вида. Общая масса ЗИСа составляет 4.2 тонны.
Автоломбард в СПБ: 6467878.ru
Бронированный лимузин понравился вождю. Тот напоминал ему Паккард. Внутри советского автомобиля было ожидаемо богатое убранство. Салон был практически как у 110-го ЗИСа. Только отделан ещё лучше. В качестве материалов использовалась кожа, шерсть, сукно, велюр, гагачий пух, дерево. В общем, всё натуральное и самого высокого качества. У машины имелись стеклоподъёмники с гидравлическим приводом. Форточки имели редукторные механизмы. Это нормально, учитывая вес бронестекла.
Данный авто был нишевым. Выпускался он с 49 по 55 годы на заводе им. Орджоникидзе. Каждый экземпляр был протестирован на бронирование индивидуально. Все машины имели клеймо мастера, который занимался бронекапсулой. Сейчас подобный лимузин представляет высокую коллекционную ценность, в основном, для российских автолюбителей. Только самые обеспеченные и влиятельные из них могут лишь задуматься о поиске такого редкого автомобиля.