Найти тему
ИвашкинА | Рассказы

«Вам и не снилось…» : шекспировский сюжет в советских реалиях или всё гораздо глубже?

Когда я читала эту повесть в школе, мне запомнились Роман и Юлька. А сейчас я понимаю, что самый важный герой в книге - учительница Таня. 

Но обо всём по порядку. Повесть «Вам и не снилось…» впервые была напечатана в журнале «Юность» в 1979 году, и её автор - Галина Щербакова. (Есть одноимённый фильм 1980 года).

Сюжет до банальности прост: к советскому Ромео (он же Ромка) в класс приходит новенькая Джульетта (она же Юлька), и между 16-летними подростками вспыхивает любовь. По классике жанра родителям вообще не нравится выбор своих детей. Вернее, поначалу родителям пофиг. Они настолько заняты своей жизнью, что жизнь детей-подростков им попросту не интересна. У Юльки мама так вообще узнала, что её дочь с кем-то там встречается только через полгода, и то от учительницы. 

Кадр из фильма «Вам и не снилось…»
Кадр из фильма «Вам и не снилось…»

А вот когда родители узнают, то сразу встают в позу: кто угодно, только не эта девочка/ не этот мальчик! А всё почему? Потому что Ромкин папа когда-то с Юлькиной мамой любовь крутил. Ну не получилось. А виноваты, конечно дети. 

Самый многогранный персонаж в повести - учительница Таня. Молодая, увлечённая и несчастная. Танечка - 

моя ровесница, ей около тридцати. И потому, наверное, эту повесть надо читать дважды: в 16 и в 30.

Так чем интересна Танечка? В этой истории она наблюдатель, который видит всё через призму собственных травм и переживаний. В детстве Таня тоже была не интересна своей властной маме, которой она по гроб жизни должна. Должна, потому что просто её дочь. У Танечки за плечами неудачный опыт актёрства и любовь всей её жизни - Коля Рыженький, с которым её разлучила мать. Разумеется, история Юльки и Романа тронула Татьяну, ведь их любовь так похожа на её юные чувства. 

А сейчас Танечке около тридцати. И личная жизнь не складывается. А по советским меркам - так она вообще никому не нужная старая дева. Есть у неё Михаил, но по его рассуждениям в книге любой современный «шарящий в психологии» читатель (то есть почти каждый) определит, что Михаил - нарц, абъюзер и манипулятор. Танечке с ним не по пути, и она его отпускает с миром (а он её нет). А мать, как всегда, считает, что Таня не права, что это был её последний шанс и вообще «роди мне внука, уже неважно от кого».

И вот эта умная, но несчастная Танечка с токсичной авторитарной матерью и никчёмным Михаилом стоит меж двух огней. С одной стороны - глупые влюблённые школьники которые вообще не думают о будущем (либо представляют его слишком радужным), с другой стороны - их авторитарные недальновидные родители. И Танечка мечется. Она очень хочет, чтобы у этих ребятишек всё сложилось не так, как у неё. А с другой стороны - взывает к их чувству долга, который превыше любви (а чувство долга всем и каждому в ней вырастили огромнейшее).

Финал, закономерно, трагичный. Сначала Галина Щербакова хотела явно «убить» Романа, но финал повести не понравился Борису Полевому, редактору журнала «Юность». И конец переписали. Только от этого ситуация веселее не становится.

Был у меня знакомый мальчик. Постарше правда, и не Романом звали. Он тоже прыгнул и совсем не с 3го этажа, как в повести. И бьюсь об заклад, что его родителям тоже было на него немножко наплевать.

Может, поэтому мне хочется перечитать эту повесть?