Произведение «Пурпурный Квадрат» показывает использование Ричардом Анушкевичем (годы жизни 1930-2020) модульных форм для подчёркивания и смещения цветовых отношений и является очень ярким примером его использования чётких краёв и граней, сплошного дизайна и весьма насыщенной цветности. Оно также показывает нам постоянный интерес Анушкевича к геометрической форме квадрата, его скрытым структурам и резонансам.
Картина состоит из четырёх квадратных концентрических линий, чьи взаимодействующие диагонали – иллюзорные линии, созданные расположением углов, создают впечатление большого ромба прямо в центре холста, усиленного тонким оранжево-пурпурным цветовым контрастом. Данный наклонный четырёхугольник, как кажется, парит над остальными четырьмя, способствуя напряжению между впечатлениями о плоскости и глубине, которое только сбивает с толку разум и глаз зрителя.
По словам Ричарда Х. Аксома (родился в 1943 году) эта картина была задумана, как «форма коллажа, созданного при помощи «Liquitex» – торговой марки высоковязкого, тяжёлого акрила на водной основе с консистенцией, похожей на масляную краску». Этот материал появился на рынках и стал доступен всем и каждому в 1963 году. Анушкевич и многие его современники нашли данный новейший материал весьма привлекательным и всё благодаря его особым свойствам и быстрому высыханию, что позволяло им рисовать чистые, а главное, чёткие линии.
Однако для создания именно этой работы он на самом деле обратился к технике вырезания и вставки, которая больше может ассоциироваться с дадаистским бриколлажем, чем с точностью стиля оп-арт. Как отмечает Аксом, «Анушкевич сначала создал подмалёвок пурпурного цвета, а затем добавил оранжевый ромб по центру композиции по касательной прямо к краю кадра». Затем он создал четыре квадрата из предварительно установленных полосок на основе материала «Liquitex» жёлтого, светло-бирюзового, светло-голубого и оранжевого цветов.
С помощью перочинного ножа из каждого цвета вырезались полые квадраты разной ширины, которые и приклеивались к холсту. Контрастные, выровненные по диагонали области оранжевого и пурпурного, замаскированные под полосами, тонкие, но заметные, они делят собой каждый квадрат на два немного разных цвета и заставляют зрителя внимательно присмотреться, дабы разгадать визуальную загадку.
Работа «Пурпурный Квадрат» имеет симметричную и сбалансированную структуру, но также создаёт ощущение движения и энергии за счёт использования цвета и линий. А ещё она предлагает органичные, естественные формы, такие как пики и долины.
Как пишет Аксом:
«В своих выразительных терминах Анушкевич сводит порядок и беспорядок в единую систему: геометрия и логическая последовательность сливаются воедино с колеблющимся светом и путаницей сетчатки глаза. Мы ловим себя на том, что пытаемся разрешить эти визуальные диссонансы, правда, безрезультатно. То, что мы не можем себе даже представить, и ведёт нас к сути дела – к поэзии сияющей неопределённости Анушкевича».
- Художник – Ричард Анушкевич
- Название – «Пурпурный Квадрат»
- Год создания – 1969
- Размеры – 91,5 х 91,5 сантиметр
- Материал – Ликвитекс на холсте
- Место нахождения – Крэнбрукский Художественный Музей (Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, США)