Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект об обязательном привлечении школьников к общественно-полезному труду. Об этом сообщает ТАСС. Законопроект, который был внесен на рассмотрение в мае 2023 года, прошел первое чтение. Предполагается, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» при этом нововведении будет исключена норма о запрете привлекать школьников к труду без согласия родителей.
В последнее время в обществе ведётся оживлённая дискуссия о том, должны ли школьники трудиться в школе или нет. О каком детском труде идёт речь? Надо думать, что речь ведётся о дежурстве по классу, субботниках по уборке территории школы и вокруг школы, о благоустройстве места жительства (например, посадка деревьев в микрорайоне), о летней практике на цветниках, пришкольных участках.
То есть о тех видах трудовой деятельности, к которым привлекались дети и в советские времена. Если так, то сюда же можно добавить и уборку урожая картофеля, свёклы, моркови и других культур (льна, например).
А кроме того, старшеклассников некоторые предприимчивые директора школ смогут без зазрения совести привлечь к таким работам на территории школы, которые, вообще-то, должны выполнять штатные школьные работники (дворники, завхоз и прочие), потому что они за это получают деньги. А почему бы не воспользоваться властью и не отправить детей чистить снег или переносить пиломатериал, например. Иногда прямо на уроках - ребятам в удовольствие прогулять урок-другой.
Поэтому депутатам перед принятием закона, следовало бы очертить возможный круг трудовых обязанностей, к которым могут привлечь школьников без ведома их родителей.
Ведь до сих пор согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Если заглянуть в Конституцию РФ, то новый закон прямо противоречит ей:
«Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Лично я считаю, что посильный труд только принесёт пользу школьникам и их родителям тоже. Умение трудиться всегда пригодится в жизни. А пока не так уж и мало родителей, запрещающих труд своих детей в школе.
И как учителю объяснить остальным учащимся, что вот они (их родители не против) будут убирать класс, а такие-то Коля и Петя, намусорившие больше других, имеют право не убирать, потому что мама и папа им не разрешают "возить грязь"? Да ещё подобные недоросли могут насмехаться и издеваться над остальными ребятами, согласными трудиться.
Думаю, что в документе нужно просто чётко ограничить виды труда школьников, чтобы школа не смогла злоупотреблять новым законом.
Председатель комитета по просвещению Ольга Казакова считает, что вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо. «Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будет учитываться возраст и особенности здоровья», — добавила она.
«Урок труда должен так и называться «Урок труда» и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии», — отметила Казакова.
Многие за возвращение ТРУДА в школу. Стоит прочесть комментарии, и в этом можно убедиться. Пишут читатели Дзена. Привожу их высказывания (без имён):
"Читаю подчас и страшно становится. Общество потребителей и "господ" сформировалось. В советской школе, как бы её не кляли недоумки, уроки трудового воспитания и обучения были направлены в первую очередь на то, чтобы мальчик гвоздь мог забить, полку повесить, ремонт сделать, а девочки и шить и готовить учились. А сейчас? Общество неумёх и пассивных ожидателей".
"Дачи строить педагогам, я думаю, детей не заставят. А вот уроки труда, где девочек научат шить, готовить, а мальчиков повесить картину, сменить гибкие шланги на кухне или кассеты в кране и пр., и уроки профориентации были бы очень полезны для нынешней молодежи. Ничегонеделание наших детей принимает ужасающие масштабы".
Думаю, что и у моих читателей есть своё мнение по этому поводу. Заранее благодарна, если вы напишете, что думаете на сей счёт. Всем желаю мира и благополучия! И до новых встреч!