Свет. Свет везде. Золотой свет. Золотые стены. Золотые деревья с золотыми листьями, нежно шелестящими на ветру. И голый человек среди одетых людей с крыльями. Человек среди ангелов, в их абсолютной красоте, в их вневременном совершенстве.
Такой предстает перед нами картина Джона Мелхуиша Струдвика "Бастионы Божьего дома".
Когда художник Джон Мелхуиш Струдвик (1849–1937) написал эту картину, ему был сорок один год.
Даже ничего не зная о художнике, можно сказать, что это настоящее произведение искусства прерафаэлитов. Яркое, равномерно освещенное изображение, которое кажется почти плоским. В нем есть дотошность, точность и большое внимание к орнаментальным и архитектурным деталям, которые обычно присущи живописи прерафаэлитов. Художник создал комбинацию реалистичного стиля, почти фотографического, с продуманным символизмом.
Струдвик, британский художник, не входил в само Братство. Но он жил поблизости от Эдварда Бёрн-Джонса , дружил с ним, помогал в работе. И, несомненно, перенял во многом его стиль.
Темой картины "Бастионы Божьего дома" он выбрал "Книгу Еноха", один из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета. В ней, от лица Еноха, ветхозаветного персонажа, жившего до Всемирного потопа, потомка Сифа, рассказывается о том, как в награду за благочестие и веру Бог «взял его» с земли и перенес на небеса. Там-то он и познакомился с Ангелами.
На картине Струдвик изобразил стоящего обнаженным Еноха среди Ангелов.
Енох смиренносклонил голову, но на лице у него нет страха. Ведь его окружают свет и тепло. Он свободен, цепи сброшены ему под ноги.
И он не одинок. На картине есть еще один персонаж только-только входящий на бастионы Божьего дома.
А вокруг него Ангелы с умиротворенными лицами. С огромными прекрасными крыльями.
И как же тщательно и детально нарисованы крылья. Даже у маленьких фигурок, выступающих их глубины.
В представлении Струдвика таков Рай, поднятый над небом.
А в Раю обязательно есть Древо познания с запретными яблоками.
У художника прямая отсылка к мифу об Адаме и Еве. В данном случае, Енохе и безымянной девушке, готовой присоединиться к нему.
А в райском саду всегда звучит божетсвенная музыка.
Струдвик любил музыку, сам играл. Поэтому и появление лютни и арфы на картине закономерно.
На своей картине Струдвик создал воображаемое пространство. Никто не знает, как выглядел Енох. Действительно ли Небеса могут быть такими, какими их нарисовал Струдвик? Может быть, именно из-за некоторой жесткости стиля и довольно безличного характера его персонажей картина кажется вневременными. Она предлагает нам заглянуть в невидимое царство, мощные врата в рай. Потерянный рай. То "Прекрасное далеко", к которому стремится каждая Душа.