Если набрать в поисковике слово «граффити», то можно утонуть в разнообразии трактовок этого термина. Часто под граффити подразумевается вообще любое изображение на поверхностях в городе, от любого текста до огромной монументальной картины на весь фасад. В качестве примеров авторы приводят и надписи на стенах древних русских храмов, и панно авторства А. Родченко и В. Степновой 1920-х гг на здании Моссельпромторга, а чаще всего под граффити понимаются симпатичные изображения на стенах домов, вызывающие обычно позитивную реакцию у публики.
Чтобы не пытаться разобраться сразу и во всем уместно будет сузить область исследования и конкретизировать сам объект, то есть определить, что мы будем подразумевать под граффити в целях данного мини-исследования, направленного на начинающих любителей современного искусства.
Посмотрим, что думают о граффити современные эксперты и непосредственные участники этого движения.
Игорь Поносов, художник, куратор, автор книги «Искусство и город» и вообще легендарная личность для российского стрит-арта:
«Базовым элементом граффити является никнейм в стилизованном шрифтовом исполнении» («Искусство и город», 2021)
Денис Vertigo, действующий райтер и соведущий канала «Дух Провинции» (@denisvertigo, VGA Crew), дает такой комментарий по этому поводу:
«Граффити это не только шрифт, но и привязка к персонажу. Но в основном классическое граффити – это конечно же шрифт. Стрит Арт — это больше про посыл и яркие элементы, связанные с красивой подачей материала на поверхности, чтобы заинтересовать зрителя. Граффити — это больше для тех, кто в нем варится.»
Работа петербургского художника Максима Има очень понятно объясняет суть вопроса (публикуется с согласия автора).
В целом, даже в профессиональной среде нет четкого определения того, что можно считать граффити. Сами художники зачастую употребляют этот термин очень широко, например, Дамир Бозик, стрит артист из Казани, считает, что «граффити – это тоже уличное искусство, стрит арт. Это все [разделение терминов] работает до тех пор, пока есть необходимость вешать на эти понятия ярлыки. Если это нужно – можно разделять».
Итак, вот это - НЕ граффити (это мурал из музея Стрит Арта, Амстердам).
Вот это – граффити (работа художника Максима Има, публикуется с разрешения автора).
Таким образом, в данном мини-исследовании будет правильнее под граффити понимать композицию, основанную на шрифте с возможным добавлением рисунков-тегов (личных символов). Создаются граффити в городских и около городских пространствах представителями субкультуры (графферами), главная их цель – коммуницировать с другими членами коммьюнити. Также бывает важно оставлять знаки для тех, кто существует за пределами этой субкультуры. В этих знаках содержится основной посыл: я здесь, это моя территория, я крут и смел, я часть чего-то большего. Граффити при этом в отличие от некоторых видов уличного искусства (согласованного паблик арта, например) часто находится на грани законной деятельности и вандализма (ст. 214 УК РФ). Поэтому виды быстрого и относительно быстрого создания шрифтовой композиции (райтинг, тэггинг, богмбинг, скратчинг) прекрасно подходят для этих целей.
Немного о формах граффити
«Теггинг» – самое примитивное написание имени или названия команды, просто подпись без особых прикрас в одном цвете; «бомбинг» – тоже быстрый в исполнении, но уже более интересный вид написания шрифта, где стили и цвета намного богаче, обычно время создания работы – от нескольких минут до пары часов; «райтинг» – самый красивый вид, настоящие шрифтовые картины с использование нескольких цветов, работа надо которыми занимает несколько часов. Отдельно выделяют «трейн бомбинг» - очень быстрое оставление «бомб» на вагонах.
Теперь стало яснее, что и для кого создают графферы. Самое время постараться понять, что ими движет. И тут исследователи (да, есть целые исследования на эту тему, ссылка на одну и статей ниже) различают разные мотивы для создания граффити, начиная от маркера территории и осознанного вторжения в чужое информационное пространство до экзистенциальных практик. Если же создать облако тегов из высказываний самих райтеров, то самыми яркими будут такие понятия: самоутверждение, самоидентификация, адреналин, эмоции, провокация, недолговечность, общность, протест, причастность, команда. Это передает суть движения граффити. Не зря его сравнивают с полулегальным командным видом спорта, в котором самое важное – обозначить себя как часть молодого и дерзкого сообщества в недружелюбной урбанистической среде. Часто вопреки общественным нормам. Необходимость действовать и творить на грани закона и беззакония стимулирует объединение в группы, потому что так проще оставлять свои знаки быстро и в больших количествах.
Или как объяснил мне Graffiti Insider: «Настоящее граффити - для каждого оно что-то своё. Для кого-то это просто рисовать и не заморачиваться. Для кого-то это тиражирование своего имени каждый день по многу раз. Для кого-то это общение и поиск друзей по всему миру».
И кстати преступление границ действующих законодательных норм не говорит о полной анархии среди представителей субкультуры. Как раз наоборот. Известны неписаные правила «не перекрывать чужие «куски» (от piece – работа райтера)», «не трогать памятники и религиозные сооружения», да и просто «не делать г*вна пацанам», потому что «улица – это наш дом» (цитаты райтеров по материалам канала Дух Провинции).
Как и когда движение граффити появилось в России. Немного истории
Авторы сходятся в датах, когда граффити впервые стали появляться в городах СССР – 80-е гг прошлого века. Проникновение нового явления началось с республик, близких к Европе – нынешние страны Балтии, Украина, Беларусь. Странами, где граффити зародилось, обычно называют США и Францию, но все же именно американская субкультура улиц, куда нужно отнести еще и музыкальные направления типа хип-хоп, брейк-данс и проч., сформировала молодежные движения Европы, а позже и России. Игорь Поносов в книге «Искусство и город» (Москва, 2021) объясняет период и географию изменениями эпохи перестройки, направленными на демократизацию общества. И конечно более простым доступом к информации и материалам именно в этих регионах (например, вещание западного телевидения, снабжение импортными красками и печатными изданиями и т.п.). Неудивительно, что первые яркие представители граффити-движения были выходцами из западных крупных городов: Макс Навигатор из Калининграда, Олег Баскет из Санкт-Петербурга, Крыс (Вадим “Крыс” Мейкшанс) из Риги. Но все же «с 1980-х и до середины 1990-х годов граффити в СССР и России носят эпизодический характер и только к концу 90-х приобретают наибольшую массовость» (там же, И.Поносов, «Искусство и город», Москва, 2021 стр. 196).
Только в 90-е гг открываются специализированные магазины, где можно приобрести журналы, краски, просто потусоваться. Граффити все больше проникают в крупные города, а в 1997 г. уже проводятся целые граффити-фестивали, например, «Красочный город» с участием пионеров российского движения. В 2002 Олег Баскет организовывает первую выставку «Современное активное искусство». В 2000-х гг движение граффити уже широко распространяется по России, в 2011 стартует знаковый проект Петрографф (загляните в этот магазин или хотя бы на сайт https://petrograff.ru, особенно в раздел Блог), а в 2013 открывается музей Уличного Искусства в Санкт-Петербурге, то есть стрит арт по всех его проявлениях стали изучать и помещать в музеи.
О граффити - фестивалях стоит сказать отдельно (часто корректнее называть такие события Фестивалями Уличного Искусства или даже Уличной (Суб)Культуры, так как участие принимают не только графферы или уличные художники, но и все команды улиц – от скейтеров и паркуристов до танцоров и музыкантов). Самые значимые из тех, где обязательно участвовали уже известные создалтели граффити:
· Фестиваль SNICKERS URБАNиЯ проходил в крупных городах России в период c 2001—2010 года
· в 2006 году прошел фестиваль «Граффити. Винзавод»,
· с 2009 года в Красноярске проходит международный фестиваль уличного искусства «Крась»,
· в 2010 году Фестиваль «Стенограффия» стартовал в Екатеринбурге, а с 2015 проходит уже в разных городах,
· с 2014 года в Москве проходит Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА»
· сразу ряд фестивалей проходит в Нижнем Новгороде: «Новый Город: Древний» (с 2015), «Место» (2017), Intervals (2017),
Особо интересен фестиваль «Карт-бланш» с 2018 года в Екатеринбурге, который уникален тем, что это - партизанский самоорганизованный фестиваль уличного искусства.
Здесь заметны два тренда: с одной стороны, желание властей легитимизировать (что можно читать и как «контролировать») молодых активистов, «красящих» стены, с другой стороны – растущий интерес общественности.
Про легитимизацию и контроль все понятно. Опыт Нью-Йорка 80-х гг показал, что граффити могут покрыть абсолютно все городские поверхности – от вагонов метро внутри и снаружи до стен и скамеек. Поэтому в России коммунальщики пытаются активно бороться с уличным творчеством при помощи «баффинга» («замазывание» несанкционированных работ). Широко известным стал кейс с уничтожением портрета С.Бодрова в образе Данилы в 2018 г в Санкт-Петербурге. Это далеко не первый, но резонансный случай из истории противостояния коммунальщиков и уличных художников. Уже давно власти основательно взялись за регламентирование любого художественного проявления в крупных городах, в результате стрит арт и граффити движение больше сместились на периферию или на согласованные площадки и (что примечательно) в интернет и даже галереи.
Усилия властей и живой интерес публики как два встречных движения привели к тому, что многие графферы расширили арсенал техник и жанров, некоторые ушли из граффити в другие направления.
С граффити или бомбинга начинали такие известные сегодня художники как Дмитрий Аске (его панно радует нас в интерьере Ленинградского вокзала Москвы), Кирилл Кто (известен ироничными высказываниями, оформленными как живопись или графика), граффити-команда «Зачем» (многие видели их работы на крышах и фасадах), Миша Мост (наверняка вы встречали его панно на тему взаимоотношений человека и машины) , Паша 183 (который за недолгую, к сожалению, жизнь смог стать легендой российского стрит-арта, одна из его самых известных работ – плитка «Аленка»), Покрас Лампас (не нуждается в представлении, пожалуй), Евгений Ches (автор техники «Целлограффити», когда работы, созданные на прозрачной основе, натянутой между деревьями, как бы парят в воздухе), Максим Има (автор афоризмов на стенах, работы и комментарии которого использованы при написании статьи, замечательный молодой художник из Петербурга) и многие другие. При чем выход в новые жанры не означает полный разрыв с истоками, многие продолжают создавать граффити, даже будучи представленными в собраниях музеев, галерей и частных коллекционеров и в согласованных городских пространствах.
А есть и такие, кто остается верным чистому граффити. Такие райтеры по-прежнему не имеют дел с властями, часто не открывают лиц и не называют своих имен. Бывает, что они не зарабатывают (или почти совсем не зарабатывают) своим искусством, редко кто связан профессионально со сферой иллюстрации и дизайна (как beat.cc из PW.ZOO), чаще встретишь тех, кто трудится на пятидневке на «обычной работе» как Pashok, который говорит в интервью каналу «Дух Провинции», что вы никогда не догадаетесь о том, кто он, встретив его на работе. Для них граффити – это все то же классическое «вот я написал свое имя там, и там, и там, и еще 300 раз». Как рассказывает член команды PW.ZOO этому же каналу: «Граффити - это просто встретиться с друзьями и провести время. Кто-то в футбол играет, кто-то в настолки, а у меня вот такой способ провести досуг и разделить его с друзьями». Есть и другие подходы, например, Pashok (также на «Духе Провинции») говорит о том, что ему никто не нужен для творчества, он создает свои работы сам и не для граффитчиков, а для обычных людей «потому что я хочу, чтоб меня все знали».
Maksow из команды NoWe пишет о том, что такое быть в граффити и о возможности оставить след в истории: «Граффити – это субкультура, чтоб называть себя граффитчиком, нужно пройти «все огни и воды» этого элемента искусства. А это не так просто! “Пусть время стирает краску и разрушает все! Путь НеМы придумали граффити, но НеМы в истории оставили свой след”!»
Graffiti Insider так объясняет граффити в своей жизни: «Для меня лично граффити - это был отдельный мир. Моё имя в граффити - это моё альтер эго. Днём я обычный человек, который ходит на обычную работу. А рисуя на различных поверхностях - я уже кто-то другой».
Такое граффити-движение продолжает оставаться очень закрытой субкультурой, где не так просто познакомиться с настоящим граффером, еще сложнее попасть в команду. Сложно даже проследить преемственность команд, линию творчества одного райтера (который мог десятки раз сменить ник и не показывать лицо для фото и видео). Тем не менее разыскать некоторую информацию об этом сообществе можно, если покопаться в интернете.
Интернет в какой-то мере решил проблему недолговечности работы и в то же время оставил ощущение временности, свойственной настоящему граффити. Фото в сети не заменит живую стену, но расскажет о том, какой она была. Поэтому райтеры и целые команды постепенно осваивают и это пространство, дискуссии на тему «соц сети - это норм или зашквар?» становятся все менее эмоциональными, появляются новые аккаунты в YouTube, VK и других сетях, растет число подписчиков в старых каналах.
В блогах (не обязательно их ведут сами художники, часто автором выступают просто ценители) можно в частности узнать о работах таких знаковых представителей граффити-движения как команды SAR, 158, Зачем, NoWe, VGA, Nanož, Dups Crew, Inline Crew, райтеров Super, Zmogk, Rasko, Maiz, Magu. А свои собственные аккаунты таких звезд уже имеют тысячи подписчиков. Например Weckman (Tagmachine на youtube, 442 тыс подписчиков на май 2023), В_маске (B_maske на youtube, 80,9 тыс подписчиков), группа Зачем (@3a4em больше 85 тыс подписчиков в сети, запрещенной в России).
Субъективно, но, похоже, что интерес у интернет-сообщества к граффити в разных его проявлениях резко вырос. Много новых аккаунтов появилось в последние 3 – 5 лет, а старые, которые стартовали в далеких 2012 - 2015 годах, явно активизировались. О граффити стали больше говорить. Известный среди школьников блогер Спрутель (более 700 тыс подписчиков только на youtube) выпускает Tik-Tok и youtube видео, где рассказывает о тегах, граффити и о создании своей команды. Канал «Дух Провинции» (для аудитории постарше уже) делает ряд материалов о граффити-райтерах, в том числе о том самом Weckman. Выставочные залы делают целые экспозиции объектов искусства, навеянного граффити, а площадки, торгующие предметами современного искусства, все больше продвигают работы графферов и стрит-артистов. Есть ощущение, что граффити ждет новая волна популярности.
Перед самой публикацией пришел комментарий от Graffiti Insider, которым хочется подвести итог: «Граффити - это целый мир, со своими традициями и правилами. Он у нас перед глазами каждый день, но не все его видят».
Читать и смотреть про граффити и стрит-арт
«Искусство и город», И.Поносов, Москва 2017
https://rosstreetartnadzor.ru/ - статьи и подкаст
https://crossarea.ru/category/graffiti/ - статьи и лекции
https://cyberleninka.ru/article/n/germenevtika-graffiti-nyu-yorkskiy-bombing/viewer - А.Ю.Тылик, «Герменевтика граффити»
https://petrograff.ru/ - классный блог от магазина граффити-предметов
https://russianartarchive.net/ - онлайн-каталог «Гаража»
https://www.youtube.com/watch?v=Y4sxRlk4Rmc фильм «В открытую» Никиты Nomerz
https://www.youtube.com/watch?v=DrTPxnkfS88 - фильм о команде NoWe на youtube
@TagMachine – Weckman на youtube
Дух Провинции - @provincial_spirit на youtube и в ТГ @Duh_provincii (https://t.me/Duh_provincii)
SPRAAY | Graffiti - @spraaychannel (https://t.me/spraaychannel) - Russian graffiti magazine
Канал российского печатного граффити-журнала MOVEBACK - https://t.me/m0veback
ТГ канал о граффити Graffiti Insider - https://t.me/graffitiinsider
Спасибо за подготовку материала замечательным ребятам: команда NoWe и лично Maksow, Максим Има, Vertigo из VGA, Graffity Insider, SPRAAY | Graffiti
Текст: Трифонова Ольга