Рисунки к книге об избрании царя Михаила Фёдоровича. Часть 3
1 июля 20231 июл 2023
5
Этот рисунок, равно как и три следующие – 12,13,14 – представляет внутренность Успенского собора с точки зрения от южных ворот. Подле иконостаса, по левую и правую сторону Царских врат, стоят два хора певчих дьяков.
По правую сторону амвона, к ступеням перед иконостасом, против певчих, приставлены три палоя: два одинаковых имею на себе блюда с крестом, скиптром, цепью и венцем царским; на третьем налое, пониже, стоянец и на нем владомое яблоко или держава.
Патриаршее место находится там же, где ныне, подле праваго переднего столба собора; царское место, с орлом не верху, подле патриаршаго, не много отступя к южным дверям.
Собор наполнен провожатыми Государя и остальным народом.
Но главное действие сосредоточено между четырьмя храмовыми столбами. Здесь, между двумя задними столбами, поставлено чертожное или великое место, о двенадцати ступенях; на нем царский, так называемы Персидский (т.е. присланный из Персии) престол. От чертога до самого иконостаса стоит духовенство.
Рисунок изображает ту минуту священнодействия, когда, на молебне перед литургиею, митрополит Ефрем возлагает на главу Михаила Федоровича царский венец; при ступенях чертожного места находятся по три высших иерарха: они держат принесенныя с налоев два блюда со скиптром и державою
Этот рисунок, равно как и три следующие – 12,13,14 – представляет внутренность Успенского собора с точки зрения от южных ворот. Подле иконостаса, по левую и правую сторону Царских врат, стоят два хора певчих дьяков.
По правую сторону амвона, к ступеням перед иконостасом, против певчих, приставлены три палоя: два одинаковых имею на себе блюда с крестом, скиптром, цепью и венцем царским; на третьем налое, пониже, стоянец и на нем владомое яблоко или держава.
Патриаршее место находится там же, где ныне, подле праваго переднего столба собора; царское место, с орлом не верху, подле патриаршаго, не много отступя к южным дверям.
Собор наполнен провожатыми Государя и остальным народом.
Но главное действие сосредоточено между четырьмя храмовыми столбами. Здесь, между двумя задними столбами, поставлено чертожное или великое место, о двенадцати ступенях; на нем царский, так называемы Персидский (т.е. присланный из Персии) престол. От чертога до самого иконостаса стоит духовенство.
Рисунок изображает ту минуту священнодействия, когда, на молебне перед литургиею, митрополит Ефрем возлагает на главу Михаила Федоровича царский венец; при ступенях чертожного места находятся по три высших иерарха: они держат принесенныя с налоев два блюда со скиптром и державою
Внутренность Успенскаго собора изображена на этом рисунке сходно с предыдущим; но самое действие представлено в нескольких последовательных обрядах. Во первых, Государь стоит во всех знака царскаго достоинства, в венце, с державою и скиптром, почему прежние налои перед иконостасом приняты уже прочь
Далее, протодиакон у амвона возглашает нововенчанному Царю торжественное многолетие; духовенство обратилось в сторону иконостаса с молитвою.
Наконец, в третьих, духовенство подходит к чертожному месту и с земными поклонами поздравляет Государя; со стороны светски сановников начинается тот же самы чин поздравления
Внутренность Успенскаго собора изображена на этом рисунке сходно с предыдущим; но самое действие представлено в нескольких последовательных обрядах. Во первых, Государь стоит во всех знака царскаго достоинства, в венце, с державою и скиптром, почему прежние налои перед иконостасом приняты уже прочь
Далее, протодиакон у амвона возглашает нововенчанному Царю торжественное многолетие; духовенство обратилось в сторону иконостаса с молитвою.
Наконец, в третьих, духовенство подходит к чертожному месту и с земными поклонами поздравляет Государя; со стороны светски сановников начинается тот же самы чин поздравления
Пространство между храмовых столбов Успенскаго собора, занятое на предыдущих двух рисунках, здесь оставлено открытым, с возвышением чертожнаго места посреди, и на нем государев престол по правую руку, а седалище первосвятителя по левую; отсюда до самых Царских дверей идут в два ряда дороги и пути, по обеим сторонам которых, скамьи для духовенства, от чертога до амвона. Перед действием, изображенным на рисунке, Государь стоял литургию на своем царском месте, за патриаршим, у правого переднего столба. По причащении духовенства в алтаре и по отверзтии Царских врат, он подошел к ним по особому постланному пути и стал на приготовленном ковре.
Между тем, из северных дверей алтаря, архиепископы и епископы выносят золотое блюдо со священным миром; митрополит Ефрем, в Царских дверях, помазует им приблизившагося Михаила Федоровича, который стоит без регалий; во время миропомазания и причащения, венец держит дядя Царя Иван Никитич Романов, скипетр – княз Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский
Пространство между храмовых столбов Успенскаго собора, занятое на предыдущих двух рисунках, здесь оставлено открытым, с возвышением чертожнаго места посреди, и на нем государев престол по правую руку, а седалище первосвятителя по левую; отсюда до самых Царских дверей идут в два ряда дороги и пути, по обеим сторонам которых, скамьи для духовенства, от чертога до амвона. Перед действием, изображенным на рисунке, Государь стоял литургию на своем царском месте, за патриаршим, у правого переднего столба. По причащении духовенства в алтаре и по отверзтии Царских врат, он подошел к ним по особому постланному пути и стал на приготовленном ковре.
Между тем, из северных дверей алтаря, архиепископы и епископы выносят золотое блюдо со священным миром; митрополит Ефрем, в Царских дверях, помазует им приблизившагося Михаила Федоровича, который стоит без регалий; во время миропомазания и причащения, венец держит дядя Царя Иван Никитич Романов, скипетр – княз Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский
В этом рисунке весьма мало отличий от предыдущаго. По совершении миропомазания, митрополит выносит из алтаря сосуд со Святыми Дарами и в Царских вратах причащает Государя.
Из протодиаконов, на предыдущем рисунке помещенных вдали, один служит здесь при таинстве; архиепископы и епископы держат светильники.
В этом рисунке весьма мало отличий от предыдущаго. По совершении миропомазания, митрополит выносит из алтаря сосуд со Святыми Дарами и в Царских вратах причащает Государя.
Из протодиаконов, на предыдущем рисунке помещенных вдали, один служит здесь при таинстве; архиепископы и епископы держат светильники.
На площади Кремлевской, между соборами, Грановитою и Золотою палатами, расположены треугольником рундуки – деревянные помосты. По ним происходило торжественное шествие Государя, по совершении венчания и помазания в Успенском соборе. Во первых, при выходе из южных дверей Успенскаго собора; во вторых, привыходе из собора Архангельскаго, и в третьих, при паперти Благовещенскаго собора; наконец Государь представляется уже идущим к Середней лестнице, для входа в Золотую палату.
В означенных трех местах нововенчаннаго осыпает деньгами Федор Иванович Мсиславский, в качестве перваго боярина; мису или блюдо с деньгами держит казначей (после утверждения в этой должности Никифор Васильевич Траханиотов).
На площади Кремлевской, между соборами, Грановитою и Золотою палатами, расположены треугольником рундуки – деревянные помосты. По ним происходило торжественное шествие Государя, по совершении венчания и помазания в Успенском соборе. Во первых, при выходе из южных дверей Успенскаго собора; во вторых, привыходе из собора Архангельскаго, и в третьих, при паперти Благовещенскаго собора; наконец Государь представляется уже идущим к Середней лестнице, для входа в Золотую палату.
В означенных трех местах нововенчаннаго осыпает деньгами Федор Иванович Мсиславский, в качестве перваго боярина; мису или блюдо с деньгами держит казначей (после утверждения в этой должности Никифор Васильевич Траханиотов).