Спрашивали? Отвечаем!
Был запрос на статью про архетипы.
Конечно, архетипы богинь— это не про юнгианские архетипы, но все же.
На мой взгляд, в мифах и сказках описаны именно социальные стандарты и нормы поведения. Вот прямо на уровне «как вести себя, чтобы получить полцарства и царевну» и «какое наказание последует, если вести себя неправильно».
Например, мы с вами обсуждали сказки про Золушку и про Русалочку, которые именно про жесткие социальные нормы.
Но так же в мифах есть и про личное, экзистенциальное.
Про то, как человек может выходить за рамки уровня потребностей и социальных норм, и что из этого может получиться. Например, миф о Медее об этом.
Мне кажется, в мифах о людях именно про это, про рамки и экзистенциальное, про ничтожность человека и бесконечность мира, частью которой человек является.
А вот мифы про богов — это про правила, стандарты, нормы, законы. И, пожалуй, про иерархию в смысле фрактальной структуры мироустройства.
Сегодня — про Геру. И про то, почему я ее считаю одной из главных феминисток.
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Подборка
Архетипы, мифы, символы
В античной мифологии главными феминистическими богинями считаются богини-девственницы: Артемида и Афина. Оба эти архетипа, кстати— дочерний тип. Особенно Афина. Она вообще любимая дочь главного патриарха Зевса.
Про Афину я не делала публикацию, но вот миф о Медузе немного темы касается.
И есть еще один интересный, и, на мой взгляд, ключевой момент.
Это подметила в одной из своих публикаций Жанна Бурлак, а я запомнила.
В феминистских архетипах есть выгодоприобретатель (это Афина), а есть выгодосозидатель (Артемида).
Возможно, поэтому есть такая разница в феминистском движении. В современном обществе
часть женщин не хочет иметь с мужчинами никаких дел,
выбирают самодостаточность и самостоятельную независимую охоту.
Но
есть женщины, которые прекрасно встраиваются в мужское общество,
играют по правилам мужского мира и выигрывают. Есть женщины в бизнесе, науке, политике.
Ярко описан типаж несостоявшейся «по правилам» Афины, использовавшей тактики Артемиды, в фильме Большая Игра:
А вот почему Гера — про феминизм?
Она же такая замужняя, в этом архетипе нет отрицания мужского начала. И это не дочерний тип женщины.
В скобках отмечу: как и среди мужчин есть отцы, есть сыновья , и есть между ними конфликт, так и среди женщин есть женщины-матери, есть женщины-дочери. Среди них тоже может быть конфликт, конечно.
Так вот, Гера обладает социальным статусом, признанным в патриархальном обществе. Как жена, она имеет и права, и защиту и прочие плюшки, которые получают женщины в браках.
Для уточнения, сравните архетипы жен: мужнюю жену Персефону (та, которая да убоится мужа) и мужнюю жену Геру, (которой да убоится ее муж).
Из Википедии:
Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[3][4]; вер. 'охранительница, госпожа'[5]) — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов.
Знакомство Геры с Зевсом состоялось в лучших традициях стиля главного патриарха: она ему отказала, он не принял отказа. Как известно мужчинам, «женское НЕТ означает на самом деле ДА».
После пережитого насилия Гера заставила Зевса на ней жениться, благодаря чему получила статус и расширила свою власть. Поэтому нет, она не жертва.
Она перестала быть жертвой патриархальной концепции использования женщин, как только проявила здоровую агрессию с опорой на свой равный (!) с мужчиной статус
(Гера — сестра Зевса, они на одном уровне семейной иерархии).
В патриархальном обществе власть и ресурсы передаются от отца к сыну, при условии, что сын развивается в патриарха. Патриархат — это власть отцов, а не власть мужчин, как , может, кому-то и хотелось бы. Если «сын» не хочет или не может эволюционировать в «отца», то сын власти не получит и может быть принесен в жертву «отцу». Маскулинный мир, такие правила.
В такой концепции место и роль женщины незавидны, так как сводятся к обслуживанию сменяемой мужской власти. Женщины становятся функциями для воспроизводства потомства, ресурсы аккумулируются в руках мужчин. Права наложницы сильно отличаются от прав жены.
Архетип Геры, как покровительницы брака, как раз про женскую власть и права женщин, родивших в браке, заключивших с мужчинами социальный договор в виде брака.
Это и про права детей и матерей, права законных наследников тоже.
Чтобы мужчины не вели себя с женщинами, словно бабуины, появляется тот самый институт брака, который так раздражает некоторых последователей одного известного современного мужского культа.
Все эти пособия в декрете, маткапитал, выплаты на рождение детей, закон о разделе имущества в браке, право на алименты — все это достижения феминизма, привычные в нашем обществе. И все это — проявление архетипа Геры, женского начала, адаптированного под агрессивные к женщинам патриархальные условия , но при этом обладающего властью. Да, мужчины сильнее. Да, мужчины берут то, чего хотят, силой. Но мужчины подчиняются правилам и законам, причем добровольно. Достаточно создать вменяемые правила, которые учтут интересы общества, которое состоит не только из мужчин, но и из женщин, стариков и детей — и вот, патриархи начинают уважать своих жен. В том числе материально и юридически.
Архетип Геры — это про то, как женщины получают и пользуются правами, влияя на мужчин.
И это архетип феминистки, не воюющей с мужчинами, но феминистки, обладающей реальной властью.
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.