Разборы сказок вызвали интерес у читателей моего канала. Мою психологическую точку зрения на сказки про Золушку, Рыбака и рыбку, Синюю бороду, Принцессу на горошине, а также на античные мифы можно узнать в подборке по тегу #мифы_eg (на рубрику можно подписаться).
Эта статья — вариант коллаборации с одним из авторов Ядзен— Жанной Бурлак. Жанна пишет о «языке одежды», и для меня это про смыслы, а не про потребности, ведь мода — это один из способов коммуникации между людьми. На канале Жанны By Burlak: язык одежды вы найдёте точку зрения стилиста на #архетипы из сказки Русалочка
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Так же рекомендую #мужчинаиженщина_eg
Сначала я хотела назвать статью по-другому: «Русалочка: жертва ради бессмертия». Но, хоть и идёт речь в сказке о бессмертной душе, которую Русалочка хотела получить посредством любви думаю, не в бессмертии дело.
Русалочка — это сказка о нарциссической зависимости, об отказе от своей личности, от своей сути, ради иллюзии.
А ещё, как всегда бывает в сказках (даже у мрачного Андерсена), история Русалочки имеет счастливый конец.
Статья с разбором сказки получилась довольно большая, но и сказка эта непростая, так что начнем.
Итак, кто такая Русалочка?
Это юная русалка, рано оставшаяся без матери:*
"Морской царь давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла его старуха мать"
*здесь и далее: цитаты из сказки Андерсена в переводе Анны и Петра Ганзен, ссылка на источник в конце статьи.
Какой-то эмоциональной связи с отцом у Русалочки не было, он вообще в сказке, может, пару раз всего упоминается. А бабушка воспитывала Русалочку в традициях, которые, с одной стороны, не предполагали наличия для русалок какой-то личности и индивидуальности, с другой - обесценивали настоящее, реальную жизнь: Русалочка жила ожиданиями будущего, но будущее было таким же как для всех, бессмысленным для нее:
— Когда вам исполнится пятнадцать лет, — говорила бабушка, — вам тоже разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть, при свете месяца, на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!
— Ах, когда же мне будет пятнадцать лет? — говорила она. — Я знаю, что очень полюблю и тот свет, и людей, которые там живут!
Сценарий будущего, оно предопределено:
— Будем жить — не тужить! — сказала старуха. — Повеселимся вволю свои триста лет — это порядочный срок, тем слаще будет отдых по смерти! Сегодня вечером у нас при дворе бал!
Бабушка явно воспитывала в своей внучке терпеливость, то есть отказ от личных потребностей. Ради великой цели, конечно:
— Ради красоты приходится и потерпеть немножко!
Слабая личность
То есть, несмотря на видимую поддержку семьи, на отца-царя, бабушку-царицу, сестер, Русалочка была воспитана так, что ее личность не была сформирована. Русалочка может лишь догадываться о своей индивидуальности, о талантах и действительно уникальных качествах, которые могли бы быть ей ресурсом и опорой. Но она не только не может полноценно ощутить свою уникальность, направить на нее внимание, она просто не знает, что с этим делать, кроме как утешить свою нарциссическую часть личности, кроме как "похвастаться" тем, что больше никто и нигде не владеет тем, чем владеет она:
«На минуту ей было сделалось весело при мысли о том, что ни у кого и нигде — ни в море, ни на земле — нет такого чудесного голоса, как у нее»
Из-за несформированной личности, у Русалочки, по сути, нет выбора: когда в себе не на что опереться, приходится искать опоры вовне. Русалочка не могла не влюбиться в нарисованный ею самой себе образ принца, этот образ был ей необходим, чтобы хоть что-то изменить в своей жизни, чтобы пройти этот процесс взросления и обретения каких-то смыслов.
Отношения без отношений
Повторю, Русалочка не влюблена в принца, она его вообще не знает, и он ее тоже, они вообще не разговаривают, каждый общается с каким-то существующим только в фантазиях образом партнера. И ее привязанность (зависимость от "несуществующего принца") -- это просто проекция. Русалочка (подобно, кстати, принцессе из другой сказки Андерсена, про Свинопаса) отвергает реальное в пользу искусственно созданного воображением:
"ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, что стоял у нее в саду"
"Единственною отрадой было для нее сидеть в своем садике, обвивая руками красивую мраморную статую, похожую на принца, но за цветами она больше не ухаживала"
Принц и Русалочка по сути, два незнакомца друг для друга. Он не знает, что именно она спасла его от смерти, он даже не догадывается о ее чувствах и желании получить бессмертную душу. И, тем более , ему и в голову не приходит, что его свадьба означает неминуемую гибель для Русалочки. Неудивительно, что, сравнивая Русалочку с какой-то другой девушкой, которую он смутно запомнил после своего спасения из моря, точно так же общается не с настоящей, реально существующей Русалочкой, а неким идеальным образом в своём воображении. Принц задает вопросы Русалочке, но поскольку она не может ответить, он отвечает за нее. То есть, как и она, он общается сам с собой, по сути, с собственной фантазией о Русалочке.
Отсутствие голоса Русалочки — метафора отсутствия контакта между ней и Принцем. Отсутствия диалога, реальных отношений.
Не в сказке, а в обычной жизни такое сплошь и рядом:
Умеют ли женщины общаться с мужчинами?
Мужчины, что вы сделали, чтобы с вами говорили?
После отказа от русалочьего хвоста, у героини только усиливается отказ от себя самой, все по классическому сценарию нездоровых созависимых отношений, где одна сторона надеется и безуспешно ожидает действий от другой стороны, а другая сторона, что называется, ни сном ни духом:
«День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла обрести бессмертной души и должна была, в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену.»
Принц, конечно, тоже нарциссичен в этом смысле. Для нарциссов вообще характерно иметь видимость очень близких отношений ( а, как мы помним, принц практически не расставался с Русалочкой), при этом не понимать и не чувствовать партнера от слова совсем. Ну, и не на равных они, не на равных:
«Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.»
Бархатная подушка -- это вам не коврик, но все же...
Жертва
Ради обретения бессмертной души требуется жертва:
- Физические страдания: «ты будешь ступать как по острым ножам, так что изранишь свои ножки в кровь»
- Отказ от всех прежних связей, образа жизни, привычных и любимых вещей: «тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе больше ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер.»
- Зависимость от чужого решения и риска все потерять: «если принц не полюбит тебя так, что забудет для тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не велит священнику соединить ваши руки, так что вы станете мужем и женой, ты не получишь бессмертной души»
- Риск ранней и мучительной смерти: «после его женитьбы на другой, твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской!»
Цена высока, гарантий нет, а риск очень велик. И локус контроля, ответственность за свою судьбу и жизнь, с лёгкостью отдан вовне: сначала ведьме (материнская фигура) , потом принцу (воображаемый объект). Возможно , потому что у русалочки нет души. Возможно—потому что нет собственной воли.
А возможно - это все привитая бабушкой мифология жертвенной любви и согласия на страдания "ради красоты"?
Сценарий жертвенной любви
Большое влияние на выбор Русалочки оказывает та романтизация жертвенной любви, которую она получает от своей бабушки и от ведьмы (обе материнские фигуры, о них чуть ниже). Романтизация любви:
"пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и ты будешь участвовать в вечном блаженстве человека. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою."
.
"Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему бы я охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла ради него и бессмертной души! "
Любовь как способ отказаться от себя
Русалочка использует свою "любовь" к принцу в качестве рычага для достижения цели: обретения бессмертной души.
Ради этой идеальной цели Русалочка отказывается от лучшего в себе, от своей уникальности, от своего голоса, от того ценного и значимого, что в ней действительно было. Чтобы избавиться от внешних атрибутов (хвоста), она обменивает то, что действительно могло быть быть и ресурсом, и опорой для ее собственной воли, на другие внешние атрибуты, опять же, воображая, что это то, что нужно другим:
— Если ты возьмешь мой голос, что же останется у меня? — спросила русалочка.
— Твое прелестное личико, твоя скользящая походка и твои говорящие глаза — довольно, чтобы покорить человеческое сердце!
Нарциссическое расщепление
Интересно, что именно здесь обозначается суть нарциссического расщепления. Нарциссическая часть личности русалочки - Ничтожное я, защищается с помощью Грандиозного Я. Поэтому и звучит это как высокомерно-снисходительное «понимание» мотивов людей, которых так легко покорить лишь внешностью, чья «истинная» (жертвенная) любовь зависит лишь от «прелестного личика».
Речь не о патологии, подчеркиваю, речь о типе личности и, возможно, о психотравме.
Напомню, нарциссизм характеризуется такой полярностью: личность человека как бы "расколота" на две части - Грандиозное Я (то, что предъявляется социуму) и Ничтожное Я (то, что прячется, и защищается с помощью " инструментов" Грандиозного Я - высокомерия, хвастовства, позерства, манипуляций, имиджа и т.д.)
еще статьи на тему #нарциссизм_eg
Страстное желание Русалочки обрести душу основано еще и на том, что Русалочка чувствует себя ничтожной, обделенной чем-то важным, без чего она не имеет никакой значимости. И снова здесь нарциссическое отвергание своей природы и сравнение (характерная опять же для нарциссов зависть). Русалочка сравнивает себя с людьми, у которых есть то, что по традиционному сценарию недостижимо для русалок, и ей говорит об этом ее бабушка:
"Мы живем триста лет, зато, когда нам приходит конец, от нас остается одна пена морская, у нас нет даже могил, близких нам. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда уже не воскреснем для новой жизни; мы, как этот зеленый тростник: вырванный с корнем, он уже не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает тогда в синее небо, туда, к ясным звездочкам! Как мы можем подняться со дна моря и увидать землю, где живут люди, так они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!"
Чувство ущербности и ничтожности проецируется на вполне конкретный атрибут русалок, делая его недостатком. Русалочке хочет отделаться от своего рыбьего хвоста, получив взамен «две подпорки, чтобы ходить, как люди» (снова презрение к людям), в надежде, чтобы «молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!»
Поэтому Русалочка так легко обменивает свою природную суть на имидж, на внешность. Меняет смыслы на впечатления, содержание на упаковку. Все дело в том, что " упаковка" - то, что предъявляется социуму, воспринимается, как нечто более значимое и важное, одна часть личности (Грандиозное Я) важней другой.
Если вспомнить миф о Нарциссе, нимфа Эхо тоже отдала все, что делало ее собой, остался лишь голос, но и здесь исчезла уникальность: голос Эхо не существует сам по себе, не выражает ее саму, это лишь «отражение» чужих голосов, слов, мыслей, чужой уникальности.
Нарциссическое расщепление проявляется и в отсутствии права говорить, то есть заявить миру и людям о себе, в «добровольном» принятии своих страданий как самого собой разумеющегося, ради внешних атрибутов "красоты", ради соответствия идеалам других людей. Обязательным становится производить впечатление на аудиторию, то есть локус контроля опять вовне. И здесь не просто про жертву насилия, здесь именно про нарциссическую травму, так как одновременно с «естественными» страданиями само собой разумеется и сохранение имиджа, вне зависимости от личных потребностей:
"с каждым шагом русалочка как будто ступала на острые ножи и иголки, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем легкая, воздушная, как водяной пузырь"
Материнские фигуры: бабушка и ведьма
Важно отметить, что запрет на самовыражение Русалочка получает от другой материнской фигуры в сказке — от ведьмы. Возможно, это как раз информация о нарциссической травме.
В реальной жизни подобные истории запретов от родителей на право иметь голос встречаются БУКВАЛЬНО! У меня однажды с одной знакомой состоялся такой диалог:
— Я петь не умею!
— В смысле не умеешь, у тебя слуха нет? (я не понимаю, что значит «не умею петь», если человек может нормально говорить, и у меня есть свои детские воспоминания про пение )
— Мне мама в детстве петь запрещала, говорила, что я кричу, я не пою теперь
И удивительное дело— глубокий, красивый, сильный голос этой женщины резко менялся, как только она начинала петь. Чем не «психотравма Русалочки»?
Одна материнская фигура (бабушка) "приучила" героиню сказки "терпеть ради красоты" и следовать сценарию, а другая (ведьма) - запретила выражать свою индивидуальность, отняв голос.
В этом смысле сказка о Русалочке - это про темную сторону Женского начала, про Темную сторону Анимы.
Морская пена, в которую Русалочка должна превратиться после смерти - тоже метафора.
Отказ от самой себя приводит к превращению в "пену", в нечто незначимое, поверхностное, быстро исчезающее. Но по русалочьему сценарию, иначе и быть не могло, это предопределено.
Выражаясь современным психологическим " сленгом", у Русалочки было токсичное окружение. Показательно, что ее сестры тоже не избежали обязательства принести жертву ради русалочьего сценария. Пытаясь "спасти" Русалочку, вернуть ее "домой к папе", сестры отдали свои волосы ведьме взамен на волшебный кинжал, которым Русалочка должна была убить Принца, чтобы остаться в живых.
И вот именно в этот момент Русалочка впервые делает самостоятельный выбор не ради какого-то идеала, в который она верит, а ради смысла. Выбирая оставить жизнь Принцу, выбирая умереть, как было предначертано, Русалочка проходит трансформацию: становится не пеной морской, а дочерью воздуха, ее жизнь обретает смысл (помощи людям), а она сама обретает бессмертную душу.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!
Следуя чужим правилам, притворяясь тем, кем не являемся, мы рискуем потерять себя, превратить свою жизнь в страдания, а себя - в пену. Принимая самостоятельное решение, часто мы осознанно идем на жертвы. Но сохраняем душу. Или обретаем.
Цитаты взяты из сказки Русалочка, полностью прочитать здесь
Lib.ru/Классика: Андерсен Ганс Христиан. Русалочка
Вариант разбора сказки Русалочка от стилиста Жанны Бурлак:
Ваш реалистичный психолог
В связи с изменением на платформе ЯДзен, публикации каналов могут быть доступны только подписчикам каналов. Если вам интересен контент этого канала, пожалуйста, подпишитесь, чтобы продолжить читать.
Спасибо вам за ваши лайки и активность ❤️
Еще сказки:
метки: #сказки #андерсен #психология