Найти тему
Блог Эвелины Гаевской

Русалочка: нарциссическая жертва ради несуществующего идеала

Оглавление

Разборы сказок вызвали интерес у читателей моего канала. Мою психологическую точку зрения на сказки про Золушку, Рыбака и рыбку, Синюю бороду, Принцессу на горошине, а также на античные мифы можно узнать в подборке по тегу #мифы_eg (на рубрику можно подписаться).

Эта статья — вариант коллаборации с одним из авторов Ядзен— Жанной Бурлак. Жанна пишет о «языке одежды», и для меня это про смыслы, а не про потребности, ведь мода — это один из способов коммуникации между людьми. На канале Жанны By Burlak: язык одежды вы найдёте точку зрения стилиста на #архетипы из сказки Русалочка

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Так же рекомендую #мужчинаиженщина_eg

Сначала я хотела назвать статью по-другому: «Русалочка: жертва ради бессмертия». Но, хоть и идёт речь в сказке о бессмертной душе, которую Русалочка хотела получить посредством любви думаю, не в бессмертии дело.

Русалочка — это сказка о нарциссической зависимости, об отказе от своей личности, от своей сути, ради иллюзии.

А ещё, как всегда бывает в сказках (даже у мрачного Андерсена), история Русалочки имеет счастливый конец.

Статья с разбором сказки получилась довольно большая, но и сказка эта непростая, так что начнем.

Итак, кто такая Русалочка?

Это юная русалка, рано оставшаяся без матери:*

"Морской царь давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла его старуха мать"

*здесь и далее: цитаты из сказки Андерсена в переводе Анны и Петра Ганзен, ссылка на источник в конце статьи.

Какой-то эмоциональной связи с отцом у Русалочки не было, он вообще в сказке, может, пару раз всего упоминается. А бабушка воспитывала Русалочку в традициях, которые, с одной стороны, не предполагали наличия для русалок какой-то личности и индивидуальности, с другой - обесценивали настоящее, реальную жизнь: Русалочка жила ожиданиями будущего, но будущее было таким же как для всех, бессмысленным для нее:

— Когда вам исполнится пятнадцать лет, — говорила бабушка, — вам тоже разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть, при свете месяца, на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!
— Ах, когда же мне будет пятнадцать лет? — говорила она. — Я знаю, что очень полюблю и тот свет, и людей, которые там живут!

Сценарий будущего, оно предопределено:

— Будем жить — не тужить! — сказала старуха. — Повеселимся вволю свои триста лет — это порядочный срок, тем слаще будет отдых по смерти! Сегодня вечером у нас при дворе бал!

Бабушка явно воспитывала в своей внучке терпеливость, то есть отказ от личных потребностей. Ради великой цели, конечно:

— Ради красоты приходится и потерпеть немножко!

Слабая личность

То есть, несмотря на видимую поддержку семьи, на отца-царя, бабушку-царицу, сестер, Русалочка была воспитана так, что ее личность не была сформирована. Русалочка может лишь догадываться о своей индивидуальности, о талантах и действительно уникальных качествах, которые могли бы быть ей ресурсом и опорой. Но она не только не может полноценно ощутить свою уникальность, направить на нее внимание, она просто не знает, что с этим делать, кроме как утешить свою нарциссическую часть личности, кроме как "похвастаться" тем, что больше никто и нигде не владеет тем, чем владеет она:

«На минуту ей было сделалось весело при мысли о том, что ни у кого и нигде — ни в море, ни на земле — нет такого чудесного голоса, как у нее»
Статуя Русалочки в Копенгагене, Дания
Статуя Русалочки в Копенгагене, Дания

Из-за несформированной личности, у Русалочки, по сути, нет выбора: когда в себе не на что опереться, приходится искать опоры вовне. Русалочка не могла не влюбиться в нарисованный ею самой себе образ принца, этот образ был ей необходим, чтобы хоть что-то изменить в своей жизни, чтобы пройти этот процесс взросления и обретения каких-то смыслов.

Отношения без отношений

Повторю, Русалочка не влюблена в принца, она его вообще не знает, и он ее тоже, они вообще не разговаривают, каждый общается с каким-то существующим только в фантазиях образом партнера. И ее привязанность (зависимость от "несуществующего принца") -- это просто проекция. Русалочка (подобно, кстати, принцессе из другой сказки Андерсена, про Свинопаса) отвергает реальное в пользу искусственно созданного воображением:

"ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, что стоял у нее в саду"
"Единственною отрадой было для нее сидеть в своем садике, обвивая руками красивую мраморную статую, похожую на принца, но за цветами она больше не ухаживала"

Принц и Русалочка по сути, два незнакомца друг для друга. Он не знает, что именно она спасла его от смерти, он даже не догадывается о ее чувствах и желании получить бессмертную душу. И, тем более , ему и в голову не приходит, что его свадьба означает неминуемую гибель для Русалочки. Неудивительно, что, сравнивая Русалочку с какой-то другой девушкой, которую он смутно запомнил после своего спасения из моря, точно так же общается не с настоящей, реально существующей Русалочкой, а неким идеальным образом в своём воображении. Принц задает вопросы Русалочке, но поскольку она не может ответить, он отвечает за нее. То есть, как и она, он общается сам с собой, по сути, с собственной фантазией о Русалочке.

Отсутствие голоса Русалочки — метафора отсутствия контакта между ней и Принцем. Отсутствия диалога, реальных отношений.

Не в сказке, а в обычной жизни такое сплошь и рядом:

Умеют ли женщины общаться с мужчинами?

Мужчины, что вы сделали, чтобы с вами говорили?

Никто ни с кем не знаком?

После отказа от русалочьего хвоста, у героини только усиливается отказ  от себя самой, все по классическому сценарию нездоровых созависимых отношений, где одна сторона надеется и безуспешно ожидает действий от другой стороны, а другая сторона, что называется, ни сном ни духом:

«День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла обрести бессмертной души и должна была, в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену.»

Принц, конечно, тоже нарциссичен в этом смысле. Для нарциссов вообще характерно иметь видимость очень близких отношений ( а, как мы помним, принц практически не расставался с Русалочкой), при этом не понимать и не чувствовать партнера от слова совсем. Ну, и не на равных они, не на равных:

«Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.»

Бархатная подушка -- это вам не коврик, но все же...

-3

Жертва

Ради обретения бессмертной души требуется жертва:

  • Физические страдания: «ты будешь ступать как по острым ножам, так что изранишь свои ножки в кровь»
  • Отказ от всех прежних связей, образа жизни, привычных и любимых вещей: «тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе больше ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер.»
  • Зависимость от чужого решения и риска все потерять: «если принц не полюбит тебя так, что забудет для тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не велит священнику соединить ваши руки, так что вы станете мужем и женой, ты не получишь бессмертной души»
  • Риск ранней и мучительной смерти: «после его женитьбы на другой, твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской!»

Цена высока, гарантий нет, а риск очень велик. И локус контроля, ответственность за свою судьбу и жизнь, с лёгкостью отдан вовне:  сначала ведьме (материнская фигура) , потом принцу (воображаемый объект). Возможно , потому что у русалочки нет души. Возможно—потому что нет собственной воли.

А возможно - это все привитая бабушкой мифология жертвенной любви и согласия на страдания "ради красоты"?

Статуя Русалочки, пляж Хэундэ, Южная Корея
Статуя Русалочки, пляж Хэундэ, Южная Корея

Сценарий жертвенной любви

Большое влияние на выбор Русалочки оказывает та романтизация жертвенной любви, которую она получает от своей бабушки и от ведьмы (обе материнские фигуры, о них чуть ниже). Романтизация любви:

"пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и ты будешь участвовать в вечном блаженстве человека. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою."
.
"Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему бы я охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла ради него и бессмертной души! "

Любовь как способ отказаться от себя

Русалочка использует свою "любовь" к принцу в качестве рычага для достижения цели: обретения бессмертной души.

Ради этой идеальной цели Русалочка отказывается от лучшего в себе, от своей уникальности, от своего голоса, от того ценного и значимого, что в ней действительно было. Чтобы избавиться от внешних атрибутов (хвоста), она обменивает то, что действительно могло быть быть и ресурсом, и опорой для ее собственной воли,  на другие внешние атрибуты, опять же, воображая, что это то, что нужно другим:

— Если ты возьмешь мой голос, что же останется у меня? — спросила русалочка.
— Твое прелестное личико, твоя скользящая походка и твои говорящие глаза — довольно, чтобы покорить человеческое сердце! 

Нарциссическое расщепление

Интересно, что именно здесь обозначается суть нарциссического расщепления. Нарциссическая часть личности русалочки - Ничтожное я, защищается с помощью Грандиозного Я. Поэтому и звучит это как высокомерно-снисходительное «понимание» мотивов людей, которых так легко покорить лишь внешностью, чья «истинная» (жертвенная) любовь зависит лишь от «прелестного личика».

Речь не о патологии, подчеркиваю, речь о типе личности и, возможно, о психотравме.

Напомню, нарциссизм характеризуется такой полярностью: личность человека как бы "расколота" на две части - Грандиозное Я (то, что предъявляется социуму) и Ничтожное Я (то, что прячется, и защищается с помощью " инструментов" Грандиозного Я - высокомерия, хвастовства, позерства, манипуляций, имиджа и т.д.)

еще статьи на тему #нарциссизм_eg

Страстное желание Русалочки обрести душу основано еще и на том, что Русалочка чувствует себя ничтожной, обделенной чем-то важным, без чего она не имеет никакой значимости. И снова здесь нарциссическое отвергание своей природы и сравнение (характерная опять же для нарциссов зависть). Русалочка сравнивает себя с людьми, у которых есть то, что по традиционному сценарию недостижимо для русалок, и ей говорит об этом ее бабушка:

"Мы живем триста лет, зато, когда нам приходит конец, от нас остается одна пена морская, у нас нет даже могил, близких нам. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда уже не воскреснем для новой жизни; мы, как этот зеленый тростник: вырванный с корнем, он уже не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает тогда в синее небо, туда, к ясным звездочкам! Как мы можем подняться со дна моря и увидать землю, где живут люди, так они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!"

Чувство ущербности и ничтожности проецируется на вполне конкретный атрибут русалок, делая его недостатком. Русалочке хочет отделаться от своего рыбьего  хвоста, получив взамен «две подпорки, чтобы ходить, как люди» (снова презрение к людям), в надежде, чтобы «молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!»

Поэтому Русалочка так легко обменивает свою природную суть на имидж, на внешность. Меняет смыслы на впечатления, содержание на упаковку. Все дело в том, что " упаковка" - то, что предъявляется социуму, воспринимается, как нечто более значимое и важное, одна часть личности (Грандиозное Я) важней другой.

Статуя Русалочки, Масатлан, Мексика
Статуя Русалочки, Масатлан, Мексика

Если вспомнить миф о Нарциссе, нимфа Эхо тоже отдала все, что делало ее собой, остался лишь голос, но  и здесь исчезла уникальность: голос Эхо не существует сам по себе, не выражает ее саму, это лишь «отражение» чужих голосов, слов, мыслей, чужой уникальности.

Нарциссическое расщепление проявляется и в отсутствии права говорить, то есть заявить миру и людям о себе, в «добровольном» принятии своих страданий как самого собой разумеющегося, ради внешних атрибутов "красоты", ради соответствия идеалам других людей. Обязательным становится производить впечатление на аудиторию, то есть локус контроля опять вовне. И здесь не просто про жертву насилия, здесь именно про нарциссическую травму, так как одновременно с «естественными» страданиями само собой разумеется и сохранение имиджа, вне зависимости от личных потребностей:

"с каждым шагом русалочка как будто ступала на острые ножи и иголки, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем легкая, воздушная, как водяной пузырь"

Материнские фигуры: бабушка и ведьма

Важно отметить, что запрет на самовыражение Русалочка получает от другой материнской фигуры в сказке — от ведьмы. Возможно, это как раз информация о нарциссической травме.

В реальной жизни подобные истории запретов от родителей на право иметь голос встречаются БУКВАЛЬНО! У меня однажды с одной знакомой состоялся такой диалог:

— Я петь не умею!
— В смысле не умеешь, у тебя слуха нет? (я не понимаю, что значит «не умею петь», если человек может нормально говорить, и у меня есть свои детские воспоминания про пение )
— Мне мама в детстве петь запрещала, говорила, что я кричу, я не пою теперь 

И удивительное дело— глубокий, красивый, сильный голос этой женщины резко менялся, как только она начинала петь. Чем не «психотравма Русалочки»?

Одна материнская фигура (бабушка) "приучила" героиню сказки "терпеть ради красоты" и следовать сценарию, а другая (ведьма) - запретила выражать свою индивидуальность, отняв голос.

В этом смысле сказка о Русалочке - это про темную сторону Женского начала, про Темную сторону Анимы.

Морская пена, в которую Русалочка должна превратиться после смерти - тоже метафора.

Отказ от самой себя приводит к превращению в "пену", в нечто незначимое, поверхностное, быстро исчезающее. Но по русалочьему сценарию, иначе и быть не могло, это предопределено.

Выражаясь современным психологическим " сленгом", у Русалочки было токсичное окружение. Показательно, что ее сестры тоже не избежали обязательства принести жертву ради русалочьего сценария. Пытаясь "спасти" Русалочку, вернуть ее "домой к папе", сестры отдали свои волосы ведьме взамен на волшебный кинжал, которым Русалочка должна была убить Принца, чтобы остаться в живых.

И вот именно в этот момент Русалочка впервые делает самостоятельный выбор не ради какого-то идеала, в который она верит, а ради смысла. Выбирая оставить жизнь Принцу, выбирая умереть, как было предначертано, Русалочка проходит трансформацию: становится не пеной морской, а дочерью воздуха, ее жизнь обретает смысл (помощи людям), а она сама обретает бессмертную душу.

— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!

Следуя чужим правилам, притворяясь тем, кем не являемся, мы рискуем потерять себя, превратить свою жизнь в страдания, а себя - в пену. Принимая самостоятельное решение, часто мы осознанно идем на жертвы. Но сохраняем душу. Или обретаем.

Цитаты взяты из сказки Русалочка, полностью прочитать здесь

Lib.ru/Классика: Андерсен Ганс Христиан. Русалочка

Вариант разбора сказки Русалочка от стилиста Жанны Бурлак:

Ваш реалистичный психолог

 Эвелина Гаевская

В связи с изменением на платформе ЯДзен, публикации каналов могут быть доступны только подписчикам каналов. Если вам интересен контент этого канала, пожалуйста, подпишитесь, чтобы продолжить читать.

Спасибо вам за ваши лайки и активность ❤️

Еще сказки:

метки: #сказки #андерсен #психология