Помните эту картину: водитель разгоняет автомобиль, а потом запрыгивает и, включив передачу, заводит автомобиль? Если не хотите заводить машину «с толчка», рекомендуем обратить внимание на состояние стартера. Как выявить причину неисправности стартера и что делать, если стартер перестал работать, рассказываем сегодня.
Функции стартера
Стартер, по сути – маленький электрический двигатель, задача которого – преобразовать аккумуляторную энергию в механическую работу кривошипно-шатунного механизма. Он запускает маховик, который приводит в движение коленчатый вал и добивается нужных для работы двигателя оборотов, а затем возвращается в состояние покоя.
Корпус стартера напоминает два скреплённых цилиндра (один с электродвигателем и один с втягивающим реле), детали которого показаны на рисунке. Попробуем описать принцип работы стартера простыми словами.
Как работает стартер?
Когда водитель переводит ключ в положение «стартер», питание от аккумулятора через контакт замка зажигания достигает втягивающего реле стартера. Ток через болт силовых контактов, щеточный узел и ротор замыкается на минус аккумулятора с помощью силового провода. Созданное в этот момент электромагнитное поле на обмотке втягивающего рыле воздействует на сердечник катушки индуктивности (он же соленоид). Тот втягивается, тянет вилку, а она, в свою очередь, передвигает бендикс стартера. Бендикс входит в зацепление с маховиком двигателя, но пока не вращается.
Когда контакты в верхней катушке замкнутся, электропитание достигнет электродвигателя стартера, и тогда бендикс начнет двигаться и разгонять маховик двигателя.
После того как водитель переключит замок в положение «зажигание», питание на двигатель стартера перестанет поступать, и бендикс выйдет из зацепления с маховиком, а стартер перестанет вращаться. При это двигатель будет продолжать работать, так как уже получил необходимый импульс.
Как понять, что стартер не работает, и что делать
Стартер – узел небольшой, но все его элементы работают напряженно. А значит, могут со временем выходить из строя.
Самые распространенные причины выхода реле из строя:
- Перегорание обмотки катушки.
- Деградация материалов.
- Перегорание контактных пластин.
Какие признаки указывают на неисправность стартера:
- При повороте ключа зажигания, стартер не реагирует.
- Стартер щелкает, но двигатель не заводится.
- Машина заводится, но во время старта вы слышите посторонние металлические звуки.
- Двигатель запускается медленнее обычного.
- Стартер продолжает работать после запуска мотора.
В такие моменты кажется, что дело именно в стартере. Однако, электродвигатель может не вращаться и по другим причинам:
- сел аккумулятор и его электрической энергии недостаточно, чтобы запустить описанные выше процессы;
- нарушилась проводка: реле щелкает, но стартер не крутит;
- на клеммах аккумулятора появилась накипь, которая препятствует передаче электрического контакта.
Вот почему, прежде, чем менять дорогостоящий узел, стоит исключить остальные варианты. В первую очередь проверяем аккумулятор.
- Стартер щелкает, но не крутит. Включаем фары или сигналим. Света нет, а сигнал, заработал, но звучит непривычно низко? Значит, АКБ разряжена.
- Аккумулятор заряжен, но на клеммах образовались окислы. Их можно увидеть невооруженным взглядом - надо только залезть под капот. Отложения снижают проводимость тока, в результате чего завести автомобиль не получается даже при полной батарее.
- Напряжение аккумулятора снизилось до 10 В или ниже, и сигнализация блокировала работу стартера.
- Повреждены провода или ослабли болты, затягивающие провода.
При выявлении данных проблем, заряжаем АКБ и/или очищаем клеммы. Проверяем контакт «массы», затягиваем болты, с помощью мультиметра проверяем напряжение на проводе, ведущем к стартеру.
Внимание! Если вы многократно пытались завести автомобиль и попытки не увенчались успехом, после очистки клемм АКБ скорее всего придется подзарядить, так как стартер очень сильно разрежает батарею.
Диагностика стартера
1. Неисправность втягивающего реле.
В такой ситуации после поворота ключа стартер молчит и бездействует или наоборот: продолжает работать даже после того, как двигатель завелся. В последнем случае стартер издает характерное жужжание.
Причиной тому может быть:
- обгорание или замыкание обмотки катушки (реле срабатывает, но издает дребезжащий звук),
- залипание или обгорание пластин (реле щелкает, но стартер не крутит),
- выход из строя возвратной пружины.
Втягивающее реле проверяют с помощью омметра и измеряют сопротивление его обмоток. К сожалению, если она прогорела, заменить ее нельзя. А вот очистить контакт, можно. Но только если реле разборное.
2. Неисправность замка зажигания.
Если стартер не может передать электричество от аккумулятора дальше по цепи, то при повороте ключа двигатель просто не заведется. Причиной повреждения замка может быт замыкание и как следствие перегрев.
Выявляется причина при помощи мультиметра. Можно попробовать снять контактную группу и зачистить контакты. Если это не поможет, придется заменить замок.
3. Повреждение втулки с передним фланцем. Втулка соединяется со ступицей коленчатого вала и при ударе может деформироваться. Решение – замена втулки.
4. О проблемах с электромотором стартера или заклине шестерни могут говорить щелчки и скрежет во время пуска мотора.
Причины выхода из строя электромотора разнообразны:
- Износ щеток стартера, которые во время длительной эксплуатации стираются и могут приобрести неправильную форму. В результате, контакт между щетками и якорем ухудшается;
- Заклинивание редуктора.
- Поломка бендикса.
Часть механических проблем можно решить заменой детали. Например, замене поддаются бендикс, угольные щетки, возвратная пружина. А вот поврежденную зубчатую шестерню уже не спасти. Обмотку якоря тоже нельзя отремонтировать – придется покупать новый стартер.
В случае проблем со стартером рекомендуется обращаться к специалистам, которые проведут грамотную диагностику и, если это возможно, помогут избежать замены недешевой детали.
______________________________________________________________
Стартеры и все необходимые комплектующие всегда есть в магазине грузовых автозапчастей «Автотяга».+7 (495) 104-98-10. Звоните!
Вам также будет интересно:
#автотяга #авторемонт #магазинзапчастей #hyundaiporter #hyundaiporter2 #hd72 #hd78 #hd120 #isuzu #hino #fuso #ремонтдвигателя #автосоветы #автолайфхаки #автомобильныехитрости