Вязкость масла – характеристика, которая сильно влияет на скорость износа деталей и адекватную работу двигателя. В период весенних работ по подготовке машины к жаркому сезону поговорим о том, как подобрать масло для двигателя с учетом ее текучести.
Несмотря на то, что до сих пор существуют зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и летние моторные (0,30,40,50,60) масла, универсальные масла, которые можно использовать в любом сезоне, используются намного чаще, так как не требуют регулярной смены. Именно о таких маслах: SAE 10W40 и SAE 15W40 – мы и поговорим.
На что влияет вязкость и индекс вязкости масла
Вязкость масла – один из важнейших параметров смазывающей жидкости. Он показывает, какое сопротивление может оказать смазывающая жидкость и связано с динамической и кинематической вязкостью.
Индекс вязкости в отличие от вязкости невозможно выразить в условных единицах. Но именно от этого показателя зависит как будет работать масло в условиях той или иной температуры окружающей среды.
Недостаточно вязкая смазывающая жидкость не сможет в должной мере выполнить свои смазывающие функции и защитить детали двигателя от быстрого износа и трения. В худшем варианте это приведёт к трению «на сухую», перегреву силового агрегата и дальнейшей поломке. Слишком жидкое масло негативно отразится на гидрокомпенсаторе и работе системы привода клапанов. Кроме того, низкая вязкость приводит к снижению давления в масленой системе и повышенному расходу масла.
Слишком густое масло тоже не спасает от перегрева, но уже по другой причине – ему трудно отвести тепло от трущихся деталей. Более того детали могут смазываться неравномерно, поскольку масло будет с трудом проходить через масленый каналы к трущимся деталям.
Классификация вязкости моторных масел
Вязкость, указанная на канистрах с маслом, – параметр сложный, и определяется он по итогу различных замеров, в том числе динамической и кинематической вязкости, о которых мы говорили выше.
Вязкость масла по классификации SAE (Society of Automotive Engineers) на упаковке масла обозначается буквенно-цифровым кодом по форме ххW для зимних, хх для летних и ххW-хх для универсальных, где х – это цифры.
Цифры с буквой W указывает на вязкость в морозы (Winter). Чем меньше эта цифра, тем ниже температура, при которой масло остается жидким. 0W говорит о том, что такое масло можно использовать в холода, поскольку оно замерзает только при температуре -40C. Оно обладает высокой динамической вязкостью и позволяет провернуть коленчатый вал и завести машину даже в сильные морозы.
Одна или две цифры без буквы говорит о текучести масла при высоких температурах. Этот индекс гарантирует, что при температуре 100 С (условно – температура работающего двигателя) вязкость масла не ухудшается. Масло будет достаточно густым, чтобы образовать хорошую смазывающую пленку, защищающую детали от излишнего трения. Если на канистре с маслом вы видите 40, такое масло будет хорошо работать при температуре до +40, 30 – до +30-35, 50 – до +50. Оно будет отводить от двигателя тепло (что немаловажно в летний сезон) и медленно нагреваться.
Разница между SAE 10W40 и SAE 15W40
Оба масла универсальные, так как в индексе мы видим два цифровых обозначения – вязкость в зимних условиях и вязкость при высоких температурах.
Максимальная «летняя» температура масел достигает 40 градусов. В жару они будут вести себя одинаково: сохранять вязкость и хорошие смазывающие свойства. Такие масла даже при высоких температурах образуют на поверхности трущихся деталей защитную масляную пленку.
А вот нижняя рабочая температура масел отличается. Для W10 это -25 – -30 по Цельсию, для W15 -15 – -20 градусов. Таким образом:
- SAE 15W40 можно использовать при температуре -20 до +40.
- SAE 10W40 – при температурах от -30 до +40. Оно будет лучше прокачиваться по масленым каналам и достигать рабочих поверхностей в сильные морозы. Такое масло более актуально для средней полосы России, где температура редко опускается ниже -25 С.
Однако тут мнения разняться. Так, Лукойл не рекомендует использовать масла со значением 10W и 15W как всесезонные. И советует использовать масла с показателями 0W или 5W.
Что лучше: 10W-40 лучше или 15W-40?
Долгое время по буквенному обозначению вязкости автолюбители определяли не только текучесть масла, но и базу, на которой произведено масло. Если на канистре стояло 5W-40, перед вами было синтетическое масло, 10W-40 – полусинтетическое, если 15W-40 – минеральное. А потому, 15W-40 считалось лучше, только связано это было не с вязкостью, а с составом смазывающей жидкости.
Этот стереотип изжил себя после того, как на рынке стали появляться синтетические масла с вязкостью от 10W-40 до 20W-60 и другие варианты синтетических и минеральных масел. Сейчас за класс вязкости отвечают прежде всего загустительные присадки.
Оба масла могут работать в широком диапазоне температур. Поэтому выбор масла будет зависеть от климатических условий, в которых эксплуатируется машина. При этом надо понимать, что водитель, выбирающий масло, должен руководствоваться прежде всего рекомендациями своего автопроизводителя.
_______________________________________________________________________________
Предпочитаете всесезонные масла или меняете масло раз в полгода? Пишите в комментариях.
И не забудьте поставить лайк, ведь это быстрый способ сказать «спасибо» за полезные статьи 🙂
Вам также будет интересно:
- Когда менять резину на летнюю? Регламент по закону
- Производители грузовых шин: кто остался на российском рынке резины для грузовиков?
- Изменения в ПДД с 1 марта 2023: ТОП основных пунктов
#автотяга #магазинзапчастей #hyundaiporter #hyundaiporter2 #hd72 #hd78 #hd120 #isuzu #hino #fuso #маслодлягрузовиков #купитьмасло #заменитьмасло #автосоветы #автолайфхаки #автомобильныехитрости