Автор: Hoomkeen
Итак, мы остановились на моменте, когда делегация недовольных правлением Усмана арабов отправилась в Медину, чтобы потребовать справедливости.Это был не единственный отряд недовольных арабов - узнав про выступление Египтян к ним уже спешили присоединиться отряд арабов из Басры и Куфы. Недовольство подогревалось тем, что множество авторитетных арабов также открыто выражали несогласие с политикой халифа, и протестующие всегда могли опереться на слова уважаемых последователей пророка.
Вообще собрание, на котором шесть указаных Умаром людей выбрали Усмана было собранием шести кандидатов на высшую должность государства. Получается в государстве было шесть человек, которых халиф Умар посчитал достойными кандидатурами, и если для некоторых его решение и было поначалу неожиданным, с годами отношение общества к этим людям заставило их всегда помнить, что следующим халифом вполне могут быть и они.
Делегация к Усману успела обратиться к Али ибн Абу Талибу c предложением стать новым халифом, но тот отказался, так как у арабов уже был живой и действующий халиф. Кроме того, как выяснилось, с подобными отношения обращались к Тальхе и аз-Зубайру. Это тоже два кандидата на власть, родственники жены Мухаммеда Аиши, которая тоже активно пропагандировала против Усмана. Оба поддержали восстание, но возглавить его также отказались.
Оставшиеся два кандидата в заварушке участия не принимали. Абдуррахман ибн Ауф, пожилой человек, который когда то отказался выбираться халифом тоже успел рассориться с Усманом так, что не разговаривал с ним, но незадолго до описываемых событий умер. Остался Саад ибн Аби Ваккас, по прозвищу "львиные когти". Ещё один из лучших военачальников халифата доживал свою жизнь в Куфе, в которой он какое-то время был губернатором, но потом смещен (из-за долгов перед ростовщиками) и заменен родственником Усмана. Родственника Усмана менее чем через год прогнали за пьянство и отсутствие способностей, но Саад ибн Аби Ваакас не вернулся в политику, прекратив политическую активность. Его позиция, к которой примкнула часть арабов, состояла в невмешательстве чтобы не расшатывать лодку халифата.
Итак, недовольные "египтяне" собрались вокруг дворца Усмана и предъявили ему список претензий, которые халиф пообещал уладить. Он вручил грамоту, гарантирующую безопасность просителям и обещал вернуться к идеалам Корана и заповедям пророка. С момента смерти Мухаммеда, заметим, прошло всего 24 года.
Воодушевленные арабы отправились обратно, но бдительность не утратили и вскоре перехватили гонца, который вёз приказ наказать участников беспорядков. Стало ясно, что халиф ведёт двойную игру и только прикрывается обещаниями, на самом деле продолжая свои тёмные схемы. Повстанцы вернулись, осадили дворец халифа и потребовали объяснений. Усман клялся и божился что не имеет понятия о секретном приказе, подозрение сразу же пало на его личного секретаря - Марвана ибн аль-Хакама, молодого двоюродного брата халифа, его главного любимца и "правой руке". Хотя "голова" и не знала, что делает "рука", но выдать Марвана для объяснений халиф тоже отказался. Началась осада, причем по совету Тальхи (а все авторитетные претенденты на роль халифа участвовали в этом политическом кризисе) было решено перекрыть осажденным доступ к еде и воде. При этом у Усмана было много слуг и сторонников, они превосходили числом осаждающих, но халиф боялся кровопролития в столице и запрещал решать дело силовыми методами.
Из-за осады халиф не мог выполнить свои обязанности по ежегодной встрече паломников, ситуация накалялась, а после того как в одного из осаждающих, который стоял у дома Усмана и уговаривал его покориться народу бросили камень и убили, начался штурм и драка. Во время этой толчеи в дверях дома Усман уже призывал не сопротивляться толпе, но Марван и его спутники отстояли здание, правда при этом Марван получил тяжелое ранение в шею и был тайно вывезен и спасен от расправы личным врачом халифа.
Наконец всё закончилось простым убийством. Ночью несколько осаждающих перелезли через забор и пробрались в окно спальни халифа. Усмана ибн Аффана стали рубить мечами. В завязавшейся схватке жене халифа, которая пробовала защитить мужа, отрубили пальцы. Кто-то из слуг пробовал атаковать нападающих, убив одного, но в итоге защитники халифа погибли. Убийцы пробовали обезглавить труп, но две вдовы с криками обнимали тело и отстояли останки от осквернения.
Через три дня, когда Усмана хоронили его противники не дали процессии попасть на мусульманское кладбище, так что могила Усмана находится за забором, в еврейской части кладбища Медины.
Смерть Усмана частично смыла с него множество обвинений в коррупции и непотизме, так что будущие поколения мусульман (суннитов) вспоминают в основном только хорошее, что произошло при этом халифе. Для того, чтобы как-то сгладить события еврейское кладбище объединили в будущем с мусульманским, и, таким образом, халиф Усман посмертно присоединился к своим товарищам.
Почти сразу собрание в Медине потребовало избрание нового халифа. Утверждается, что ни Али, ни Тальха, ни аз-Зубайра не торопились принимать заманчивое предложение, но собравшиеся мусульмане (а среди них особой активностью отличались те, кто прибыл из Египта, Куфы и Басры и участвовали в осаде и убийстве) давили и ставили крайний срок принятия решения в один день. В итоге общим собранием был выбран новый халиф - Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат Мухаммеда. Напомним, что это был первый человек, рожденный в Каабе, первый мужчина который принял ислам во младенчестве под надзором Мухаммеда. Но, конечно, не только по праву родства и рождения Али обеспечил себе огромный авторитет и из всех деятелей после Мухаммеда именно Али привлекает наибольшее внимание у последующих поколений. Человек обладал огромным количеством достоинств, возможно не совместимых с должностью правителя огромного и сложного государства.
Во время своего избрания он объявил о возвращении к светлым традициям братства и идеалов первых лет ислама. Идеалист и философ, Али обладал большим авторитетом, но сразу по избранию он совершил две крупных стратегических ошибки - во-первых, он объявил возвращение братства и мира среди арабов, и простил убийц Усмана. Во-вторых он объявил борьбе с коррупцией и приказал сместить всех родственников халифа Усмана - Омейядов.
К чести арабов его пытались отговорить, но Али был старой закалки - непреклонен и последователен. В итоге во множество провинций понеслась весть про события в Медине, убийства, избрание и смещение губернатора (очередного родственника Усмана). Элита страны, в которой было много разбогатевший Омейядов и их приспешников с неудовольствием восприняли все эти указы, по которым Али собирался пересмотреть дела разбогатевших на торговле землей и должностями "новых арабов". Если в старой Аравии, среди племён, власть Али постепенно укрепилась не встретив большого сопротивления, то в новоприобретенных богатых провинциях были проблемы.
Сирия, большая и богатая провинция, объединенная с Палестиной под властью Муавии ибн Аби Суфьяна, потомка из клана Бану Умайя или Омейядов, предпочел открыто поднять восстание. Он отказался признавать Усмана неправильным халифом, назвал его убийство преступлением и не признал власть Али. К Муавии присоединился Египет, где он восстановил старого губернатора Амр ибн ас-Ас-Сахми. Вместе с этим опытным полководцем Муавия, не гнушавшийся набирать в свою армию христиан и евреев мог вполне рассчитывать на успех своего восстания.
Кроме того часть арабов, вернувшихся в Басру по дороге изменили своё мнение о новом халифе. Под влиянием Аиши Тальха и аз-Зубайр объявили о том, что убийство Усмана это преступление, и Али, простив убийц, простил преступников, которые возвели его на трон.
В ответ на справедливые упреки о том что сам Тальха подстрекал арабов к восстанию и радикальным действиям. он не моргнув глазом говорил о свержении и суде, а не об убийстве. Итак партия Аиши подошла к Басре, которая уже признала нового халифа. Через некоторое время они зашли в город, заняли егои устроили резню, в которой погибло около 600 активистов - убийц Усмана и сторонников свержения Усмана.
Второй крупный город арабов - Куфа занял открыто нейтральную позицию. Все арабы, которые не желали убивать арабов потянулись на север. Итак, начался период фитны, большого гражданского конфликта который навсегда расколет исламскую цивилизацию на части, которые не удается соединить по сегодняшний день.
Али с трудом собирал армию для поход против своих прежних сторонников. Мечей "которые отличают правильного мусульманина от неправильного" у него не было. Но гражданский конфликт зашел слишком далеко и халиф направил войска к Басре...
Что будет дальше, читайте через неделю.
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
Кнопки для поддержки проекта больше нет, яндекс кошелек
4100 1158 9072 2253
Также рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой