Предыдущий сезон "Чёрного зеркала" меня, мягко говоря, разочаровал. Казалось, что Чарли Брукер, неизменный автор сериала, просто выдохся. А может, во всём виноват "Нетфликс" и его желание попасть в тренды. Или сама идея "Чёрного зеркала" уже подзатёрлась и сказать уже больше нечего?
Как бы то ни было, нового сезона пришлось ждать аж четыре года. Да, официально задержка была вызвана какими-то проблемами с авторскими правами на сериал, но даже если это и правда так, пауза весьма показательная. Редко какой сериал может пережить такой долгий "отпуск", не растеряв фанбазу, а то и просто не закрывшись.
Так каким же вышло возвращение "Чёрного зеркала"? Воспользовались ли авторы перерывом для того, чтобы набраться сил и вдохнуть в свою концепцию новую жизнь? Или идея окончательна протухла, и теперь никому не нужна? Что ж, давайте посмотрим!
Поехали!
Ужасная Джоан (Joan is awful)
Режиссёр: Элли Панкив
Автор сценария: Чарли Брукер
В ролях: Энни Мёрфи, Сальма Хайек
Девушка по имени Джоан работает на руководящей должности и живёт обычной жизнью. Однажды она обнаруживает, что по её жизни стриминговый сервис «Streamberry» снимает сериал «Ужасная Джоан».
Что ж, нужно признать, что шестой сезон "Черного зеркала" зашел с козырей. "Ужасная Джоан" — один из лучших эпизодов всего сериала в принципе. Здесь есть всё, за что лично я полюбил этот проект. Любопытная идея в центре сюжета, яркий и запоминающийся сюжет, жуткий подтекст происходящего и неплохой твист в конце.
Будучи черной комедией, "Ужасная Джоан" проходится и по сути стримингов, и по создателям контента, и по его зрителям. Достается всем — и зрителям, не читающим пользовательское соглашение, и продюсерам, готовым на все ради рейтингов. И пусть стеб Нетфликса над собой выглядит несколько лицемерно, в целом эпизод получился более чем достойным.
"Ужасная Джоан" — смешной, но при этом жутковатый эпизод, который подарит яркие эмоции, но и без пищи для размышлений тоже не оставит. Юмор в рамках "Черного зеркала" может сработать на ура, как уже показывал нам "Нырок" в третьем сезоне. Но "Ужасная Джоан" все же чуть более дурашливая серия, нежели антиутопия про социальный рейтинг, но здесь это к месту.
В общем и целом, этот эпизод действительно заставляет думать, что "Черное зеркало" вернулось, и Чарли Брукер всё еще в форме. И раз уж начало вышло таким классным, то и остальной сезон будет под стать, так ведь?
Впрочем, чтобы это понять, нужно посмотреть сериал дальше. Так что продолжим.
Лох-Генри (Loch Henry)
Режиссер: Сэм Миллер
Автор сценария: Чарли Брукер
В ролях: Сэмюэль Бленкин, Миха'ла Херролд
Пара студентов киношколы, Дэвид и Пия, приезжают в родной город Дэвида, чтобы снять документальный фильм о защитнике природы. Но городок хранит куда более жуткую и интересную историю...
Итак, перед нами еще один "реалистичный" эпизод "Черного зеркала". Такое я люблю. Пусть истории без фантастических технологий заглядывают в сериал довольно редко, но в мою память они врезаются весьма сильно. Тот же "Заткнись и танцуй" до сих пор вызывает мурашки. А уж "Национальный гимн"... Да, куда уж я без упоминаний "Национального Гимна".
К сожалению, в этот раз такой же бомбы не вышло. Сам комментарий на тему тру-крайма и того, как рядовая публика одержима убийцами и маньяками вышел довольно слабеньким. Да, любовь к тру-крайму — штука довольно неоднозначная, но все фанаты жанра об этом и так уже в курсе. И уж поверьте, во времена ютуба, историю здешних убийств блогеры обсосали бы вдоль и поперек еще до того, как об этом позаботился бы местных Нетфликс.
Кстати, о местном Нетфликсе. Тема коммерциализации трагедии через стриминги и награды, по сути, и оправдывает "чернозеркальность". Представителей каналов интересует лишь то, сколько именно человек заманьячил местный убийца, а личные истории местным продюсерам по боку. И как-то это... неинтересно. Подан посыл слишком уж дубово, чуть ли не схематично. Еще сильнее портит подачу и тот факт, что в "Ужасной Джоан" Брукер говорил в принципе о том же самом, только остроумнее и интереснее.
Кстати, аналог Нетфликса из "Лох-Генри" — тот же, что и в "Ужасной Джоан" (в первой серии можно даже заметить отсылку). И такое соседство выглядит странно. Как-то бестактно, что ли... Возможно, это такой метакомментарий о том, что в стримингах смешное делит место с ужасным, но больше смахивает на обычный фансервис.
Окей, "Черное зеркало" из серии вышло е самое интересное, но что с историей "в вакууме"? А здесь все весьма неплохо. "Лох-Генри" — крепкий слоуберн-триллер с достойной историей, гнетущей атмосферой и неплохим твистом в конце. Но привязка к "Черному зеркалу" ему будто бы даже мешает. И "Национальный Гимн", и "Заткнись и Танцуй" весьма умело встраивали современные технологии в сюжет, а потому не создавалось впечатления, что те эпизоды "Черному Зеркалу" не подходят. Здесь же добавление стримингов, кинонаград и прочего выглядит несколько вымученным, почти необязательным. Не будь их, сюжет бы толком не изменился. Да и посыл бы особо не потускнел — слишком уж топорно и карикатурно он здесь раскрыт. Честно говоря, я бы глянул "Лох-Генри" в виде самостоятельной полнометражки, подробнее рассказав про сам городок и добавив чего-то более детективного.
В итоге, у меня сложилось ощущение, что триллерная история про маньяка в "Лох-Генри" была для Чарли Брукера важнее, чем дух "Черного Зеркала".
Но что это — разовая запинка или симптом чего-то большего?
Я продолжил смотреть...
За морем (Beyond The Sea)
Режиссер: Джон Кроули
Автор сценария: Чарли Брукер
В ролях: Аарон Пол, Джош Хартнетт, Кейт Мара
Альтернативные 60-е. Два астронавта, Клифф и Дэвид, бороздят космос, временами вселяясь в собственные копии, чтобы провести время со собственными семьями. Но однажды Дэвид сталкивается с ужасной трагедией...
Эту серию я ждал с самого первого трейлера сезона. Шикарные актеры, космос — ну не чудо ли? И да, космос был в "USS Каллистер", но там это были декорации, а тут... Было интересно, как Брукер поступит с этим сеттингом.
Да никак.
Здесь это точно такие же декорации, даже хуже. Как и вообще весь фантастический элемент. Потому что "За морем" — это банальнейшая драма почти на полтора часа. Это один из самых длинных эпизодов всего сериала, и до чего же он нуууудный... Это один из тех случаев, когда ты давно уже понял, к чему все идет и чем закончится, а до конца эпизода остается еще минут 40.
Но чтобы объяснить все свои претензии к этой серии, мне придется прибегнуть к жесточайшим спойлерам. Не то что бы здесь был какой-то интригующий сюжет (все как раз наоборот), но имейте в виду...
Итак.
Начинается все бодро. Первые пару минут ты задаешься вопросом, кого и почему тебе показывают, в чём фишка. Потом фишка раскрывается. Оказывается, в местных шестидесятых человечество изобрело технологию, позволяющую астронавтам в космосе подключаться к своим копиям на Земле. Что-то вроде смеси "Аватара" Кэмерона и "Бегущего по лезвию" Скотта. И вот эти самые астронавты, сидя в корабле, проводят какие-то опыты, что-то чинят, делают зарядку, а потом ложатся в особую камеру и "подключаются" к своим телам на Земле, проводя время с семьей.
И вот однажды семью Дэвида у него на глазах убивают какие-то сектанты (прозрачный намек Брукера на "Семью" Чарльза Мэнсона). "Погибает" и копия Дэвида, из-за чего тот остается не только без семьи, но и без возможности "вернуться" на Землю.
Неплохая такая завязка для психологического триллера про одиночество и отчаяние. И номинально "За морем" — это он и есть. Номинально. А по факту...
Чтобы поддержать друга Клифф (по совету супруги) предлагает Дэвиду время от времени пользоваться его, Клиффа, копией. И вот тут-то эпизод и скатывается в мелодраму. Ибо "вселившись" в копию Клиффа, Дэвид разумеется начинает подкатывать к клиффовой жене, ну и так далее. И да, все это приводит к вроде как классической жесткой развязке в духе "Чёрного зеркала", но к финалу ты уже успеешь уснуть, проснуться, понять, что ничего не произошло, и опять уснуть. Медленно, нудно и банально. То самое "Да понял я, давайте дальше!"
И уже даже не обидно, что большая часть эпизода происходит в декорациях фермы, а не космического корабля. С космосом трейлер меня обманул, бывает. Триллера тоже толком не получилось. Та жуткая секта нужна была лишь для запуска сюжета. Смешно, но после того, как они расправились с целой семьей, они просто САМИ пришли к копам и сдались. Почему? Да потому что Чарли Брукер не придумал, что с ними делать дальше. Но ведь и драма толком никак не раскрывается. При том, что персонажи предлагают немалый простор для реализации (про Клиффа можно отдельную историю снимать), никаких интересных ситуаций сюжет не создает. В общем, жаль, что такие шикарные актеры были потрачены на такой проходной сюжет.
То же самое касается и показанной технологии.
Сама по себе идея хоть и не оригинальна, но всё равно любопытна. Но вот ее реализация вызывает столько вопросов, что быстро понимаешь, что "За морем" — это тот эпизод "Черного зеркала", где никто не думал над контестом технологии.
И нет, я не буду придираться к тому, что в 1969 году люди научились передавать сознание на расстояние. Все же на дворе альтернативное время, ретрофутуризм, все дела. Также я не буду особо придираться к тому, что благодаря этой технологии астронавты проводят на корабле меньше времени, чем я на работе, и целыми днями спокойно живут со своими семьями. Как-то это сбивает градус драматичности, как по мне. Ну да ладно, черт с ним. Придираться я буду к другому.
Почему за копиями никто не следит?
Судя по всему, Дэвид и Клифф — единственные астронавты, обладающие копиями, а их миссия — первый эксперимент по использованию этих копий. Кроме того, сюжет заявляет, что создать еще одну копию любого из этих астронавтов невозможно, пока корабль не вернется на Землю (а до этого аж 4 года еще). Посему можно сделать вывод, что копии — штуки невероятно дорогие и редкие. Но никакой охраны у них нет. И никаких ограничений на передвижение.
С этим, кстати, еще смешнее. Нам показывают: в случае тревоги на корабле, герои сломя голову бегут к специальным креслам, с помощью которых их сознание возвращается в тело на корабле. И в случае Клиффа вопросов не возникает. Он живет с семьей где-то в глуши, в отдельном доме, и его кресло всегда находится в шаговой доступности. Но Дэвид...
В самой первой сцене он сидит с женой в кино, в километрах от своего дома. Позже, уже в образе Клиффа, он сваливает в город за покупками. А что произойдет, если Дэвид срочно потребуется на корабле? Да, можно возразить, что работают астронавты посменно, так что время у Дэвида есть. Но это же не касса в Пятерочке, черт возьми! Это космический корабль! Корабль, рассчитанный на управление двумя членами экипажа. Клифф сам говорит, что в одиночку он не справится. И даже если Дэвид настолько раздолбай, что не думает о возможных сложностях и спокойно уезжает куда угодно, то где начальство? Где НАСА? Их вообще не парит, что один из их особо ценных астронавтов просто не успеет среагировать в чрезвычайной ситуации?
Впрочем, сцена расправы с семьей Дэвида намекает, что возвращение через кресло не обязательно. Можно и просто вырубить копию. Зачем тогда делать такой акцент на этих креслах?
Да и вообще...
Почему астронавты и их семьи живут черт знает где?
Я понимаю, что вся эта чехарда с копиями затеяна ради того, чтобы астронавты не расставались со своими семьями аж на 4 года. Но почему эти копии находятся прямо у них дома? А дома эти... где вообще? Дэвид живет в оживленном городе, где может случиться всё что угодно. А Клифф... С Клиффом все еще смешнее. После трагедии с Дэвидом, Клифф говорит жене, что начальство может выслать охрану, но семья Клиффа живет слишком уж далеко от Калифорнии. То есть, случись что с Клиффом, помощь ехала бы несколько часов. Ну не бред ли?
Еще раз, фактически Клифф и Дэвид в данный момент находятся не в отпуске, а на службе. На Земле же остается чрезвычайно сложные и критически важные устройства, за которыми требуется постоянный уход.
Так не легче ли поселить семьи астронавтов вместе с копиями на какой-нибудь военной базе вблизи от ЦУП? Здесь вам и охрана, и куча спецов, готовых экстренно прийти на помощь, если что-то вдруг пойдет не так. Но в "За морем" ничего подобного нет. Так что если вдруг копия или кресло начнут барахлить, то люди из НАСА, судя по всему, просто разведут руками.
А если семьи Дэвида и Клиффа просто отказываются жить на военной базе, то, извините, идут они нафиг. Либо живите отдельно, где хотите (пока ваши мужья на службе, если что), либо подчиняйтесь правилам.
Ну и последний важный вопрос...
Почему у Дэвида нет второй копии?
Забавно, но конкретно этот вопрос сценарий задает сам. И сам же на него отвечает. Клифф говорит, что копии делались тогда, когда оба астронавта были на Земле, и без их фактического присутствия сделать новую копию невозможно. Но... почему? Если дело в каких-то биологических параметрах, то неужели все нужные данные не хранятся в базе данных той же НАСА? Я было подумал, что личное присутствие оригинала нужно для первой активации копии. Что без своего оригинала копия просто не запустится. Ну там, сличения ДНК (как в "Аватаре" Кэмерона или еще что-то в том же духе)...
Но нет же! Дэвид абсолютно спокойно, без каких-либо трудностей, подключается к копии Клиффа. И всё работает без проблем. Значит, человек может подключаться к любым копиям. Так почему не сделать запасную копию, так, на экстренный случай? Хотя бы базовую болванку, манекен?
Конечно, можно предположить, что копии эти — штука невероятно дорогая, и на еще одну просто нет ресурсов. НО! Во-первых, сам эпизод о дороговизне не говорит ни слова, используя тухлую отмазку про фактическое присутствие. А во-вторых, если штуки эти и правда настолько дорогие, то первые два вопроса становятся еще актуальнее.
Технологии всегда были сердцем "Черного зеркала". Его сутью. Его козырем. Но когда технология в центре сюжета настолько не продумана, то всё просто сыпется. Чарли Брукер в который раз отказывается подумать о фантастическом аспекте чуть глубже. Он вновь придумывает концепт, но абсолютно забивает на то, как это должно работать в контексте мира. Так было и в "Броске Гадюки" с ее идиотской виртуальной реальностью, и в "Рейчел, Джек и Эшли Два", где программисты использовали технологию оцифровки сознания для создания банальной "умной колонки".
Но в тех же "Гадюке" и "Эшли Два" вопросы к технологиями делали нелепым сам мир сюжета, но не ломали саму историю. Во всяком случае, так критично, как это происходит в "За морем". Ведь если бы ответ на любой из трех озвученных мою вопросов был продуман, сюжета этого эпизода просто не случилось бы. Если бы семьи астронавтов жили на военной базе или хотя бы под охраной, поехавшие сектанты до них никогда бы не добрались. А если бы у Дэвида хотя бы была запасная копия, то он не вторгся бы в семью Клиффа. Но Чарли Брукер снова выносит за скобки логику технологии и мира ее породившую. Пренебрегает технологией ради истории. И это могло бы сработать, будь сама история стоящей. Но здесь у нас банальнейший унылый пшик...
Оттого еще обиднее, что умирает "Черное зеркало" именно на такой жалкой ноте.
"Погоди-ка", — скажете вы. — "Впереди же еще две серии!"
Вы правы.
Но и я еще не все сказал.
Мэйзи Дэй (Mazey Day)
Режиссер: Ута Бризевиц
Автор сценария: Чарли Брукер
В ролях: Зази Битц, Клара Ругор
2006 год. Бо, разочаровавшаяся в профессии папарацци, решает вернуться в игру, когда на горизонте маячит целая куча денег за фото пропавшей актрисы Мэйзи Дэй...
"Черное зеркало" мертво. Я хотел оставить этк фразу на вывод, но использую ее прямо здесь. И "Мейзи Дэй" — это даже не надгробие сериала, а хулиганское граффити на нем.
И проблема не в том, что никаких технологий в серии вроде бы как и нет. В конце концов, уж я-то точно не отказался бы от еще одного "Национального гимна" или "Заткнись и танцуй". Но здесь нет ни напряжения, ни остроумия, ни толковой истории в целом.
Типа... 2006 год? Папарацци? Серьезно? "Черное зеркало" всегда метило в злободневность и актуальность, разве нет? К чему такой экскурс в прошлое? И вся история такая же устаревшая, как и сеттинг. Карикатурно злые и мерзкие папарацци (именно папарацци, а не журналюги даже!) творят свои злые и мерзкие делишки, которые (надо же!) выходят им богом. Беспринципные фотографы беспринципны, а беспринципность — это плохо. Вот это мораль! Вот это свежо!
Неудивительно, что даже Чарли Брукер не смог размазать эту банальщину дольше, чем на 40 минут. "Мэйзи Дэй" — самый короткий эпизод всего сериала. Но главная уникальная черта этого эпизода далеко не в скромном хронометраже...
Ух, блин...
Когда я сказал, что "Черное Зеркало" умерло именно здесь, я говорил практически буквально. Штука в том, что "Мэйзи Дэй" (спойлер!!!!!) — первый паранормальный эпизод этого шоу. Да, технологии и актуальность Брукер променял на дешевый твист в конце. Причем сделал это настолько нагло, что фактическая завязка истории стартует под трек "Supermassive Black Hole" группы Muse. Таким образом, люди, которые помнят вторую половину нулевых и знают, где еще играла эта песня, разгадают твист практически в самом начале. Даже если посчитать эту отсылочку остроумной, то это — максимум здешнего остроумия.
Неожиданный ли это твист? Ну да, конечно. Но по совершенно неправильным причинам. Это примерно то же самое, если бы в "Возвращении Короля" Арагорн не привел армию призраков, а вывел бы зомби-вирус в лабораториях "Амбреллы", Гендальф прилетел бы не на орлах, а на инопланетных летающих тарелках, а Саурон оказался бы злобным суперкомпьютером. Неожиданно? Да. Хорошо ли? При исходных данных — едва ли.
В случае с "Властелином колец" вы с автором (не важно, имеем ли мы в виду Толкиена или Джексона) как бы договариваетесь на вполне определенные условия: автор дает вам эпичное фэнтези, а вы им наслаждаетесь. Так же и "Черное зеркало" все предыдущие сезоны обещало нам если не научную фантастику, то как минимум технотриллер. "Дейзи Мэй" это обещание нарушает.
И ради чего? Ради устаревшего сюжета, карикатурной морали, абсолютно мерзких героев и дешевого ужастика.
Абсолютное посмешище и однозначно худший эпизод всего сериала. Лучше посмотрите фильм "Стрингер" (Nightcrawler). Тема там примерно та же, но сделано все несравненно лучше и остроумнее.
Демон-79 (Demon 79)
Режиссер: Тоби Хейнс
Авторы сценария: Чарли Брукер, Биша К. Али
В ролях: Анджана Васан, Паапа Эссьеду
1979 год. Застенчивая продавщица обуви Нида Хак случайно призывает демона Гаапа. Теперь у нее есть три дня, чтобы убить трех человек. А иначе наступит конец света...
Это еще один паранормальный эпизод в сериале. Но, по-первых, после "Мэйзи Дэй" это уже не удивляет. А во-вторых, на паранормальность "Демона-79" намекали изначально. Это первый эпизод, выпущенный под лейблом "Красное зеркало". В-третьих...
В-третьих, это неплохая история. Стильная и забавная черная комедия с замечательным дуэтом на главных ролях. Да, антирасистский посыл подается довольно очевидно, ну да и черт с ним. Я с удовольствием посмотрел "Демона" несколько раз и без проблем пересмотрю ещё разок.
Есть лишь одна большая проблема.
Это не "Черное зеркало". Вообще.
Садясь смотреть шестой сезон, я рассчитывал увидеть пять серий "Черного зеркала". Но получил только четыре, да и то с натяжкой. Да, учитывая качество, потеря невелика, но я все равно чувствую себя обманутым.
Штука здесь вот в чём. Если бы кто-то мне сказал, что Чарли Брукер хочет замутить еще и антологию ужасов, я был бы рад. Если бы Брукер назвал новый сериал "Красным зеркалом", я бы оценил отсылку и радовался еще больше. Но в нынешнем виде релиз "Демона-79" в рамках "Черного Зеркала" воспринимается именно как обман. Как подлый трюк. Более того, Брукер сам заявлял, что в случае успеха "Демона" эпизоды "Красного зеркала" продолжат появляться в сезонах зеркала черного.
Почему не запилить под этот формат отдельный сериал — я не понимаю.
Тем более, что у "Красного зеркала" потенциал есть. А у "Черного" — практически нет. Честно, не знаю, сколько в сценарий "Демона" внес Чарли Брукер, а сколько — сценаристка Биша К. Али, но я почувствовал, что работать над "Демоном" Брукеру хотелось. А вот формат "Черного зеркала"Брукеру будто бы надоел. Об этом говорит и общее качество последних сезонов, и идиотский твист в конце "Мэйзи Дэй", и, чего уж греха таить, весь "Демон-79".
Я всегда считал "Черное зеркало" авторским проектом Чарли Брукера. Но теперь считаю, что к этому сериалу пора подключать новых сценаристов. Тем более, что такое уже бывало, и бывало удачно (обожаемый мною "Заткнись и танцуй" Брукер писал в соавторстве с Уильямом Бриджесом). В текущем виде "Черное зеркало" мертво. И удачный эпизод "Ужасная Джоан" теперь выглядит как парадоксальное прояснение рассудка перед тем, как разум окончательно покинет бренное тело этого некогда уникального проекта.
И тем не менее, седьмому сезону быть. И у руля снова Чарли Брукер. И уже заявлено, что один из шести эпизодов станет сиквелом "USS Каллистер" из четвертого сезона. То есть, в седьмом сезоне сериал впервые выпустит прямое продолжение одой из старых историй. Если это не симптом изнашивания идеи, то я не знаю... И это при том, что сиквел "Белого медведя" (2 сезон, 2 серия) Брукер в свое время забраковал.
Как бы то ни было, я, разумеется, жду седьмой сезон. И я съем этот кактус до конца. Что еще остается нам, фанатам того самого "Черного зеркала".
Эх...
Пересмотрите старые сезоны. Или перечитайте мои обзоры на них.