Трагические события нашего времени, требующие сурового осмысления, в медийном пространстве настолько забалтываются, искажаются, что порою страшно становится за отечество, где столько болтливых, порою явно неразумных людей, возомнивших себя знатоками по любым вопросам, и чья болтовня, к сожалению, нередко выдаётся за «общественное мнение». А ведь недаром в народной сознании молчание считается золотом и является настоящим даром.
В начале шестидесятых годов прошлого века в русской литературе появилось стихотворение, которое для многих, и не только поэтов, стало своеобразным откровением. Это незамысловатое стихотворение называлось «Добрый Филя», а написал его молодой тогда и мало кому известный поэт Николай Рубцов:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живёт.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть…
– Филя! Что молчаливый?
– А о чём говорить?
Так получилось, что я услышал об этом стихотворении раньше, чем прочитал. В одной передаче по ТВ шла литературная дискуссия о глубинной мудрости народа, упомянули имя Николая Рубцова, и один из участников заявил: «Неужели вы думаете, что доброму Филе нечего было сказать?!»
В тот же день я прочитал стихотворение и сильно удивился: и это всё?! Я ждал большего! Чем же поразило это стихотворение читателей после стихов Кольцова, Никитина, Сурикова (автора народной песни «Степь да степь кругом»), Некрасова, Есенина, Исаковского, Твардовского и других народных поэтов? Конечно, всё дело было в заключительных строчках. С виду они просты, а вопросов вызывают много. Загадочная русская душа снова выступила на первый план. Невольно вспомнился Платон Каратаев из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, мужик Марей из детских воспоминаний Достоевского, Калиныч из «Записок охотника» Тургенева и так далее.
Что означает благодушное молчание Фили и означает оно что-то вообще? А может быть, его неразвитая душа просто не способна на самовыражение? Ведь большинство людей горит желанием высказать себя и страдает от непонимания окружающих. Общение – это то, что сделало человека человеком, выделило его из немой природы, в которой продолжает жить добрый Филя. «В начале было Слово», – кто же не помнит этой великой истины. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Или всё это «суета сует и томленье духа»? Может быть, только в молчании душа беседует с небом, накапливает те сокровища, которые составляют основу настоящей духовности человека.
«Мир такой справедливый, даже нечего крыть…» Да, так получается, что большинство наших словесных излияний носит негативный характер. Мы чаще всего злословим, жалуемся на жизнь, ругаемся друг с другом. Целыми сутками телевизионный ящик и интернет извергают на нас потоки словес, за которыми девяносто процентов пустоты, пошлости, грязи и лжи. Разве это то Слово, о котором говорится в Евангелии от Иоанна? То Слово родилось из великого и вечного безмолвия, потому оно и стало откровением.
«Молчание – золото», – говорит народная мудрость. Можно извлечь из этого выражения чисто практический смысл: помалкивай, целее будешь. Молчание часто порождается страхом, приспособленчеством. «Не могу молчать!» – на весь мир заявил когда-то Лев Николаевич Толстой, протестуя против жестокой действительности. Но тот же Толстой признавался, что за свою жизнь написал и наговорил много лишнего. И мы, грешные, чаще жалеем о том, что высказались, чем о том, что промолчали в тех или иных случаях.
Мне в народной поговорке представляется нечто иное. Золото называют благородным металлом не только за то, что оно красиво и обладает рядом замечательных свойств, но и за то, что оно укрыто от людских глаз и трудно достаётся людям. Так и в молчании сокрыты золотые россыпи мыслей и слов. Созревая в глубине души, они не торопятся показываться на свет до тех пор, пока не приобретут настоящую мудрость и благородство. Молчание называется даром, когда в душе идёт постоянная работа, когда глубокая мысль объемлет её, обретая плоть в прекрасных и ясных словесных образах.
Возможно, добрый Филя никогда не сможет высказать свои сокровенные мысли. Возможно, что их у него и нет. Кстати говоря, молчание не всегда бывает добрым, оно бывает и злым. Угрюмо молчат нелюдимые бирюки, обозлённые на весь белый свет. Большинство людей своих молчаливых собратьев недолюбливает. Для них даже придумана презрительная кличка – «Муму». И всё-таки в молчании всегда есть некая тайна. Настоящая мудрость немногословна. Лучший собеседник для нас не тот, кто тарахтит без умолку, а тот, кто умеет выслушать. Пытливый ум больше прислушивается к миру, чем высказывается сам. И если даже нам не дано узнать тайну молчания, одно её присутствие делает нас богаче.