Кинолента "Сказка странствий" (1982) - образец оригинального творчества и удивительная история о том, как в СССР под видом детского кино смогли снять то ли фэнтези, то ли фильм ужасов.
Отечественные киносказки в целом соответствовали стандартам, которые задал классик - режиссёр Александр Роу. Опиравшийся на сюжеты русских народных сказок, постановщик старался делать их подчёркнуто волшебными, позитивными, с обаятельными и всепобеждающими добрыми героями и пусть на вид отвратительными, но в большей степени смешными, чем страшными, злыми героями.
Подавляющее большинство сказочных фильмов СССР соответствовали "стандартам Роу". Однако в 1982 году Александр Митта в сотрудничестве с чехословацкими и румынскими кинематографистами (ещё один, после "Мамы", пример удачной международной кооперации) создал совершенно другую по характеру историю - "Сказку странствий".
Советская сказка - фэнтези в духе Стивена Кинга
Сюжет, написанный Миттой в соавторстве с драматургами Юлием Дунским и Валерием Фридом, в большей степени походит на мрачное фэнтези, а то и вовсе на ранние триллеры Стивена не к ночи будь помянут Кинга. В некоей стране, напоминающей европейское Средневековье, появляется мальчик, имеющий талант находить золото. Его похищают в корыстных целях два злодея, а сестра отправляется на многолетние поиски. Её спутником становится бродячий врач, учёный и философ, вместе с которым девочка, постепенно выросшая в девушку, проходит через множество испытаний.
Достаточно один раз увидеть "Сказку странствий", в которой одну из лучших своих ролей сыграл Андрей Миронов, чтобы запомнить этот фильм надолго и уж точно не спутать его ни с каким другим. Да и сказкой произведение Митты может считаться лишь условно - ни по сценарию, ни по драматургическим приёмам, ни по "картинке", ни по музыкальному сопровождению его нельзя назвать в чистом виде детским фильмом.
Страх как художественное средство
По признанию самого режиссёра, он намеренно использовал страх как одно из основных художественных средств картины. Но не как в западных фильмах ужасов - страх ради страха, а в педагогических целях - показать зрителю-ребёнку реальность опасностей взрослого мира и научить его адекватно реагировать на них.
При этом, по воспоминаниям участников съёмок, режиссёр максимально серьёзно и жёстко подходил к процессу создания картины. Так, девочку, которую утвердили на роль юного "золотого" мальчика, Митта не постеснялся больно ущипнуть перед сценой, в которой персонаж должен был горько плакать. Не церемонился постановщик и со взрослыми актёрами, в том числе и с исполнителем главной роли прославленным Андреем Мироновым. Впрочем, сам артист, чрезвычайно заинтересованный и увлечённый необычной для себя ролью, показал себя не только талантливым, но и дисциплинированным актёром. В результате Александр Митта впоследствии вспоминал опыт совместной работы с Мироновым исключительно в превосходных тонах.