Найти тему

Наказ Святейшего Синода комиссии по написании нового Соборного Уложения в 1766 году.

Чтение екатерининского Наказа. Гравюра с рис. В. В. Верещагина, XIX в.
Чтение екатерининского Наказа. Гравюра с рис. В. В. Верещагина, XIX в.

Духовенство не было представлено как самостоятельное сословие на комиссии по созданию нового Соборного Уложения, и коллективные наказы оно не составляло. Но Святейший Синод свои пожелания сформулировал и передал на реализацию единственному представителю, синодальному члену, преосвященному Дмитрию, митрополиту Великоновгородскому и Великолуцкому. Этот документ дает нам очень яркую картину проблем, с которыми пытается справиться Русская православная церковь, из него мы можем составить достаточно полную картину положения священников и их отношению с местным населением в уездах и деревнях.

Самой важной для православной церкви остается задача , «чтобы все православные христиане в нелицемерном страхе Божии себя содержали, в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни в церковь Божью ходили, учения пастырей своих слушали, от всяких суеверий и праздности удалялись, и повсягодно по должности христианской исповедывались и святых тайн приобщались…». Синод предлагал сажать непрошедших исповедь и причащение на хлеб и воду, штрафовать, не продвигать по службе и "из числа честных людей исключать". Священников, которые составляют фальшивые ведомости, следовало наказывать тоже.

Церковное руководство выступало против того, чтобы светские граждане в любой форме рассуждали о «Боге и Его всемогуществе, о Святой Троице, о Христе Спасителе, о Священном писании и о всем, что до богопочитания касается».

Много внимания было уделено в Синодальном наказе следующим вопросам:

-Искоренению суеверий среди верующих. Речь шла о нераспространении вымышленных историй о святых, ложных церемониях, почитании непроверенных мощей, строгом соблюдении регламента службы. Запрещалось представителям церквей и монастырей ходить с образами по городам и собирать деньги. Смягчение наказания Святейший Синод требовал только для «волшебников». Если раньше их казнили, то теперь предлагалось для исправления отправлять в духовные команды и т.д.

- Вопросу положения священнослужителей. Духовенство оставалось открытым для других: «дать дозволение и светским из разных чинов, кто пожелает и достоин будет, вступать в духовные чины». От них требовалось точное выполнение своих обязанностей. Решения по преступлениям духовных лиц следовало выносить с согласия Святейшего Синода и Правительствующего Сената. Правительству необходимо было точно определить, сколько церковнослужителей должно быть при каждой церкви. Остро стоял вопрос с кадрами. Синод считал, что священники должны выбираться в приход епископами после окончания семинарии. В крайнем случае, когда не было подходящей кандидатуры, прихожане могли выбрать достойного человека из своих рядов. Были и другие вопросы, требующие внимания. Например, разрешение покупки духовенством крепостных, определение судьбы овдовевших священников и много других.

-Волновало Святейший Синод распространение «неискусно писанных святых образов». Их изымали из продажи. Запрещалось вешать иконы вне храмов. Требовали запретить ввоз непристойных изображений из-за границы, и в России их не писать. На книги надо было вести такой же запрет.

-Разрешалось открывать богадельни при церквях, существовать они могли на добровольные вложения граждан, но под контролем священника.

-Исправление мирских людей представлялось через запрет перехода в другие веры. Детей раскольников обязывали крестить в православие. Просили светские власти помощи в борьбе с преступлениями, направленных против священнослужителей и совершающихся в храмах. Питейных домов до окончания службы не открывать, и располагать оные на достойном расстоянии от церкви. Озабочен Синод был и борьбой с католичеством, особенно проникновением иезуитов и т.д.

- Новых храмов должно быть не больше, чем это необходимо.

-Много вопросов накопилось и по процедуре венчания: в какое время венчаться, что перед этим следует делать, кому из родственников нельзя вступать в брак, как производить развод. Например, Синод хотел запретить юные и неравные браки. Не венчать безумных. При венчании одинаково важным должно стать и согласие молодых, и согласие родителей, опекунов, командиров, попечителей. Не венчать людей с закрытыми лицами. Запретить вступать в брак виновным в разводе. Кровосмесительные браки между близкими родственниками не заключать. Восприемникам не разрешалось вступать в брак с крестниками и т.д.

Святейший Синод просил Ея Императорское Величество подтвердить свое покровительство как в прежние времена, через поддержку «излагаемых на соборах правил» силою гражданского закона.

Источник: Сборник российского исторического общества т.43.