Приветствую! 🎩
Решил порассуждать на тему понятия стратегической сессии (стратсессии) и ее пользы в бизнесе. Я общался с представителями разных компаний и часть из них говорили, что уже когда-то делали стратсессию и результат им не понравился. А некоторые под стратсессией понимают тимбилдинг 🤯. После прочтения Вы сможете составить собственное мнение об эффективности.
Лонгрид на 10-12 минут. ⏳
🙂 Меня зовут Валентин. У меня высшее образование по менеджменту и коучингу, а так же опыт работы в найме в крупной страховой компании и предпринимательский опыт в различных сферах: торговля, сервис, производство на заказ.
А так же я преподаватель учебного центра по дисциплине "Стратегическая сессия: как провести сессию с нуля до результата"
Если хотите больше узнать больше или заказать стратегическую сессию или командный коучинг, то напишите мне. Мой личный телеграмм
На практике убедился, что в любом деле важно не просто ставить цель, а определить именно ту, которая приведет в бОльшим результатам. Она по сути и факту является стратегической целью. 🎯
Не люблю ввязываться в бессмысленные споры о том, что является стратегией, а что нет, учитывая как быстро меняется мир и какие невероятные события происходят с завидной регулярностью.
Когда у меня заказывают стратегические сессии, то я руководствуюсь понятием, что стратегия - это истинная цель, которую хочет достичь компания в обозримом будущем (1-2 года) с примерным представлением за счет чего эта цель будет достигнута.
Т.е. точка "Б" это стратегия, которая даст компании что-то большее "В".
Пример стратегии:
- Выйти на рынок Санкт-Петербурга в 2023 году
- Снизить уровень брака на производстве до 0.3%
- Производить оборудование из отечественных компонентов до конца 2024 года
- Стать подрядчиком городской администрации
Так же, когда заказчик ставит цель на сессию - разработать стратегию, то мы обсуждаем с ним проведение 2х стратегических сессий:
1. Стратсессия для руководителей уровня топ-1: Ген.Директор, собственник, совет Директоров. Именно эти люди стоят у руля компании и только в их голове есть пониманием куда компания должна прийти. На этой стратсессии определяем приблизительную стратегию, которая будет исходным документом для стратсессии с сотрудниками других уровней.
2. Стратсессия с участием сотрудников. Ее эффективность в том, что сотрудник, который принимал участие в разработке плана достижения цели, будет эффективнее, чем тот, которому этот план спустили сверху.
Эффективность решения = Решение х Приверженность решению
Выгода от проведения двух сессий предложения очевидна. Как правило линейные сотрудники, а в некоторых случаях и руководители подразделений не обладают навыками стратегического планирования. Поэтому позволить рядовым сотрудникам ставить истинную цель компании - не эффективно и очень рискованно.
Чем больше компания, тем больше уровней стратегий в ней применяется: стратегия компании в целом и стратегия каждого подразделения.
Стратегия высшего уровня компании на уровне "Быть", т.е. кем компания хочет быть на рынке. На основе высшей стратеги формируется стратегия каждого подразделения "Делать", так как именно руками этих сотрудников будет получен непосредственный результат "Иметь".
Что же такое стратегическая сессия?
К сожалению, под стратегической сессией стали понимать разные корпоративные мероприятия, в том числе тимбилдинг, и я поделюсь своим.
Это формат командной работы для совместной разработки значимых решений компании, с участием ключевых руководителей и ключевых сотрудников компании.
Стратсессия нужна для принятия решений и утверждению принципиальных стратегических инициатив.
Кто должен принимать участие в стратсессии, чтобы она имела положительный результат?
Должен быть тот, кто имеет власть в компании, должен быть тот, кто имеет влияние и экспертизу, а так же тот, кто имеет полномочия выполнять принятое решение. И это не один и тот же человек. А в некоторых случаях на стратсессию можно пригласить представителя поставщика, дистрибьютора или юриста, если такого специалиста нет в штате.
На мой взгляд стратегическая сессия - это часть командной коучинговой сессии и вот мои аргументы.
Командная коуч-сессия состоит из двух блоков: помощь команда сформироваться как команда, а второй решить как один будут достигать, поставленную, цель.
Если сотрудники не являются сплоченной командой, то и работать они будут разнонаправленно, а не синегрично.
Командный коучинг решает софт-вопросы. "Кто мы?" и часто связаны с чувствами и эмоциями участников команды.
Стратегическая сессия решает хард-вопросы: "Куда мы идем? / "Как мы будем идти?", которые требуют комплексных решений и часто имеют материальную или денежную ценность.
Иногда в стратсессию включают и первый день командообразования, но тогда она становится командной коучинговой сессией. Вот такая метаморфоза.
Мое убеждение, что это два взаимодополняющий мероприятия, но моя задача создать для команды заказчика условия, в которых они найдут решение своей проблемы. А как это уже он это назовет "стратсессия", "Стратегическая сессия" или "командная коучинговая сессия", не столь важно.
Примеры запросов для стратегической сессии
Вот примеры запросов с которыми я работал в рамках командного коучинга, по смыслу на стратегическую сессию можно вынести только один запрос "Разработка стратегии", но по факту любой из них может стать запросом для стратсессии.
Как организовать эффективную стратегическую сессию?
Как я уже написал выше, эффективнее проводить 2 сессии для одной компании. На первой сессии руководство компании создает готовую сессию или ее полуфабрикат, затем проводится вторая сессия для сотрудников компании.
На второй сессии необходимо открыто рассказать сотрудникам о наличии стратегии, но не показывать ее, и предложить им создать свое видение развития компании.
После окончания работы команды над задачей, сравнить их видение и стратегию руководства. Наверняка большинство пунктов совпадет, но возможно будут вопросы, которые в верхнеуровневой стратегии не были учтены.
Таким образом надо проверить являются ли эти вопросы "ок", и влияют ли они на достижение стратегической цели. Если да, то включаем их стратсессию.
Далее стратсессия продолжается, и участники разрабатывают тактические и операционные действия для достижения стратегической цели.
Таким образом заказчик получит результат более высокого качества, чем если это будет одна стратегическая сессия либо для руководителей, либо для объединенного коллектива.
Персональная стратегическая сессия для руководителя:
Никто лучше руководителя не знает, к чему должна прийти компания.
На стратегической сессии для руководителей необходимо получить ответы на 6 групп вопросов:
- Какие задачи стоят сегодня?
- Какие действия привели к этой ситуации?
- Какую цель хочет достичь компания?
- Какие действия продвинут к результатам?
- Какие задачи необходимо решить между п.1 и п.4?
- Какими ресурсами располагает компания?
Факторы успешной стратегической сессии.
Если вы хотите провести стратегическую сессию самостоятельно, то обратите внимание на ряд принципиальных моментов.
1. Тщательная подготовка к сессии. Чем точнее определен запрос на сессию и желаемый результат, тем выше успех мероприятия. Чек лист и список вопросов для подготовки к стратегической сессии можно скачать по ссылке.
2. Каждый участник должен быть на 100% погружен в рабочий процесс сессии. Навык фасилитация поможет управлять энергией команды.
3. Модератор сессии должен обращать внимание на каждого участника, чтобы вовлекать в работу.
4. Сценарий сессии - это документ с перечнем действий, методик с определением конкретного времени для каждой и требуемых ресурсов для проведения. Он упрощает жизнь модератору.
5. Творческий подход для решения стандартных задач.
6. Обязательная обратная связь от участников сессии: в начале, в середине, в конце.
7. Команда должна разделять цель компании и план действий для ее достижения.
Какие методики использовать на стратегической сессии?
Чуть позже я подготовлю подробную инструкцию для инструментов из примера (см.ниже), а сейчас объясню как пользоваться квадрантом выбора методики под вашу задачу.
Обратиться к схеме следует, когда уже сформирована задача на стратегическую сессию. Например, "Снизить уровень брака на производстве до 0.3%".
По своему смыслу цель попадает в сектор: "Решение проблемы / Осознание", значит выбираем диаграмму Исикавы.
Например, задача на сессию "Создать стратегию", по смыслу этот запрос попадает в сектор "Решение проблемы / Планирование", значит выбираем SWOT-анализ.
Мой рабочий стаж начался в 2008 году в Санкт-Петербурге. Придя в компанию на должность ведущего специалиста, начальник департамента показал презентацию со стратегией компании на 5 лет (!!!) и это был многостаночный файл в Power Point. Сейчас это звучит дико, да и тогда я не мог понять как они смогли спрогнозировать сумму выручки, которую планируют собрать. Ощущение, что они были взяты с потолка.
В общем эта презентация так и осталась лежать где-то на компьютере начальника, и открывали ее только раз в год, чтобы убедиться, что целевые показатели не достигнуты, и чтобы придумать оправдания перед головной компанией.
Дополнительную эффективность на сессии и после сессии даст грамотное визуальное оформление результатов работы команды.
Чем проще будет документ тем лучше. Нам в помощь Х-матрица.
Х–матрица – это инструмент для планирования работы команды. Физически это документ на бумаге формата А3 план, в которой, двигаясь по кругу, прослеживается взаимосвязь реализации стратегической цели через определенные действия.
По форме Х–матрица включает четыре главных блока:
▪️стратегия (долгосрочные цели, кем мы хотим стать);
▪️тактика (годовые цели, что необходимо сделать);
▪️процесс (задачи, как мы будем делать);
▪️результат (показатели эффективности, что хотим иметь).
Они последовательно связаны между собой тремя элементами - углами взаимосвязи. А дальний правый блок включает перечень всех участников команды проекта и показывает их вклад в достижение стратегических целей.
Функции Х-матрицы:
▪️Визуализация пути достижения долгосрочной цели;
▪️Ранжирование действий, направленных на достижение стратегической цели, по степени важности;
▪️Повышение прозрачности механизмов реализации долгосрочной цели компании.
Результаты стратегической сессии
1. Разработка стратегии для компании;
2. Поиск и проработка антикризисного решения;
3. Обеспечение общего видения ситуации для всей команды;
4. Получение новых знаний, информирование.
Проблемы на стратегической сессии?
Большая часть проблем возникает из-за некачественной подготовки. Если вы еще не скачали чек-лист для подготовки к стратсессии, то продублирую ссылку на него.
А теперь к проблемам, которые могут возникнуть на стратегической сессии:
- Цель стратегической сессии размыта;
- Отсутствие исходной информации для принятия решений или ее низкое качество;
- Не соблюдение правил участниками;
- Не тот состав участников;
- Стратегическая сессия - это не тимбилдинг;
- Ограничение времени;
- Отсутствие условий для эффективной непрерывной работы участников.
- Низкая мотивация участников;
- Конфликты, противоречия интересов.
Список не окончательный, если вы сталкивались с тем, что не включено в список, то напишите это в комментарии ниже.
Почему стоит пригласить профессионального коуча на стратегическую сессию?
«Почему мы сами не можем достичь таких же результатов?! Люди те же, времени столько же, проблемы и задачи аналогичные, а результат совместной работы совсем другой.»
- Изначально разработает оптимальный сценарий сессии исходя из поставленной цели.
- Подберет актуальные инструменты и форму работы для каждого этапа стратсессии.
- Умеет управлять динамикой группы, работать с сопротивлением отдельных участников, вовлекать тех, кто не вовлекается, нейтрализует деструктивные действия.
- Обеспечивает эффективную визуализацию задач, фиксацию решений группы (делает структурированные записи, которые можно и удобно использовать в дальнейшем.
- Выступает независимым арбитром (часто бывает, что значимые идеи не появляются по простой причине, слишком сильного влияния руководителя на умы участников стратсессии).
Что делать после стратегической сессии?
Самое важное после окончания сессии — быстро перейти к реализации ее решений. У вас есть готовая Х-матрица - с ней необходимо продолжить работу.
1. Подготовить стратегии низшего уровня для каждого подразделения, если требуется;
2. Документально оформить результаты сессии, в виде х-матрицы или протокола;
3. Презентовать результаты стратсессии всем сотрудникам;
4. Проконтролировать, что каждый член команды знает свою задачу и обладает необходимыми ресурсами;
5. Сформировать табло для мониторинга достижения цели;
6. Проводить регулярную сверку результатов с планом.
7. Корректировать планы, если потребуется.
Однако случается, что после стратесессии команда возвращается в свою рутину и стратегия остается лежать на верхней полке, и чтобы поддержать динамику, предлагаю командам организовывать для них ретроспективные сессии. Эффективно собираться не реже чем 1 раз в 3 месяца.
Дополнительно есть услуга трекинга цели, это онлайн - / офлайн встреча с командой для, чтобы поддержать ее стремление к достижению цели.
Нужно ли пост сопровождение коуча?
Нет, если:
▪️У вас в компании высокая дисциплина и исполнительская культура, вы выполняете большую часть от намеченных планов;
▪️Вы умеете управлять проектами развития, есть необходимый опыт;
▪️Есть хорошо подготовленный руководитель проектов;
▪️Риски затянуть и заболтать проекты развития видятся несущественными;
▪️В команде есть необходимые эксперты по реализации выбранных проектов.
В качестве вывода: Читаешь - похоже на правду. Применяешь в жизни - что-то не так. В чем причина? Не хватает амортизации на реальность.
ВАЖНО! Написал отдельную статью "Как предпринимателю увеличивать показатели компании?" Подробнее.
🤝 Если же вам необходим профессиональным коуч для проведения стратегической сессии и разработки полноценной стратегии компании, вы можете обратиться ко мне. Заказать стратегическую сессию у профессионального коуча. Мой телеграмм
Спасибо за уделенное время. На связи! ❤