Если ваш ребенок дерется...
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ РОДИТЕЛЯМ
Продолжение.
Детская агрессия от рождения до года: https://dzen.ru/a/ZH2KHHKosQC1-0nQ
Детская агрессия 2—3 лет: https://dzen.ru/a/ZIM3pNHJf3DXrxvU
Игры и упражнения для устранения агрессии:
https://dzen.ru/a/ZJXX-BgB-VwpgrFq
Автор Н. М. Сертакова — педагог первой квалификационной категории по специальности «воспитатель», МБДОУ «Умка» г. Тамбов
Дошкольное детство от 4 до 6 лет
Особенности проявления агрессии
Дошкольный возраст — это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своем ребенке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его как будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерется, дразнится, воспитателей не слушается, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется — не остановить!» Подобные жалобы родителей дошкольников имеют под собой конкретное основание. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности.
- «Он слишком подвижный».
В первую очередь — это потребность в движениях. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребенок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребенка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, он готов „стоять на ушах“ двадцать четыре часа в сутки!»
Родителям и воспитателю приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция на любое ограничение — гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивное поведение выражается в конфликтности ребенка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.
Как же быть родителям в этой ситуации?
Для начала просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность вашего ребенка — это всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам «ползания на четвереньках», «обучения ходьбе» и т. п. Это период проходящий, но он необходим каждому ребенку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.
Вам не нравится, что ребенок сильно шумит, громко кричит, носится по комнате и все переворачивает вверх дном? Причем делает это постоянно и не хочет заниматься ничем другим? Наберитесь терпения, постарайтесь в данный конкретный момент не тормозить эту двигательную активность, а спокойно дождаться, когда ребенку самому надоест беситься. А затем, в «спокойный» период, когда вы и ваш ребенок будете настроены на общение друг с другом, заключите совместный договор по поводу будущих вспышек двигательной активности. Этот договор может звучать, например, так: «Давай договоримся, что сейчас, в течение пятнадцати минут, ты можешь делать в этой комнате все, что тебе захочется (кричать, валяться, бегать, топать), но потом ты сам все уберешь за собой, мы с тобой сядем вместе и почитаем. Договорились?»
Важно, чтобы о вашем договоре знали и другие члены семьи. Это необходимо для того, чтобы они случайно не нарушили установленный договор, начав ругать ребенка за шум. Желательно, чтобы после периода такой двигательной активности следовал период спокойной деятельности, например чтение, конструирование, рисование. Хорошо, если вы займетесь этим вместе, тогда ребенок поймет, что вы не в обиде на него за шум и возню и готовы к общению.
- «Он хочет быть самостоятельным».
Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте, — это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии — это чаще всего протест против помощи родителей в каком-либо деле, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.
В таких ситуациях родители должны помнить, что повышение голоса, дальнейшее принуждение к действию («Ты все равно сделаешь так, как хочу я») — это самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения.
Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть ее. Но не на вас, а на другие объекты. Вы можете предложить ребенку, например, разорвать на мелкие кусочки газету, поколотить огромную подушку, лежа на спине, одновременно бить по ковру и руками и ногами, крича при этом: «Нет, нет, нет!..», нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребенок успокоится, обсудите с ним различные альтернативы выполнения вашего требования и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания, и вы примете решение вместе. Зная о реальных последствиях истерик, о наказании, которое заранее обговорено, в будущем ребенок сам будет удерживаться от истерических реакций (при условии, что истерика — не единственный способ привлечь к себе ваше внимание).
- «Он хочет общаться со сверстниками».
Еще одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, — потребность в общении со сверстниками. Сама потребность общаться включает в себя:
• желание вступить в контакт;
• умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);
• знание норм и правил общения.
Если эти способности не сформированы, если ребенок не обучен адекватным средствам общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками стремится приобрести популярность в своей группе. Для родителей важно определить причину агрессивности ребенка (а здесь причина желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.
В любом случае, если агрессия проявляется так или иначе в поведении вашего ребенка, то, какова бы ни была ее причина (явная или скрытая), родителям необходимо на личном примере показать своему ребенку эффективное поведение: умение управлять своей агрессией, выражать ее в допустимой форме. Необходимо, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы его любите, цените его, принимаете его таким, какой он есть. Тогда вместе вам будет легче справиться с любым нежелательным поведением.
Зачастую дети испытывают трудности при выражении своих чувств. Однажды к детскому психологу обратилась молодая мама и рассказала, что у достаточно спокойного сына последнее время участились вспышки необоснованного раздражения. Он стал «бунтовать», назло родителям может целые сутки ничего не есть или просидеть в своей комнате, не выходя весь день. Такое поведение мальчика нельзя считать прямым выражением агрессии. Оно скорее является попыткой избежать проявления истинных чувств. В процессе работы выяснилось, что ранее эмоциональный контакт с матерью был нарушен. И теперь переполняющие его чувства (обида, страх одиночества, желание обратить внимание на себя и т. д.), не найдя своего выхода, скрываются за чувством гнева (то ли на мать, не желающую дать ему любовь, то ли на себя, не способного вызвать ее любовь). Свое накопившееся внутреннее напряжение он выражает в косвенно-агрессивной форме: через протест, бунт, неподчинение.
Все наши психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физиологическими изменениями, которые проявляются через тело, мышцы. Если мы не выразим свой гнев прямо, то он выразит себя способом, который окажется вредным для нас, нашего здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему овладеть способами выражения негативных чувств, приемлемыми для общества.
На прием к детскому психологу пришли мама с сыном. У ребенка были исцарапаны лицо и руки, на ногах виднелись мелкие ссадины и синяки. Мама рассказала, что мальчик сам царапает себя, прищипывает кожу на ногах до посинения, всячески старается сделать себе больно. По его поведению, мимике, разговору было очевидно, что мальчик полон ярости и гнева. Далее выяснилось, что свои чувства мальчик боится выражать, так как родители пресекают любое их проявление. Негативные чувства — такое же явление, как и положительные, и так же требуют своего выражения. Если этого не происходит, то эти чувства направляются на себя (болезни, членовредительство и т. д.). Родители запретили мальчику выражать свой гнев открыто, направляя его вовне, но при этом не обучили никаким другим способам и получили соответствующий результат. Ребенок же нуждался в средствах, при помощи которых он мог бы обращаться с теми чувствами, которые его пугали, чтобы безболезненно для себя и окружающих выразить их.
Остановимся подробнее на различных средствах адекватного выражения агрессии ребенка-дошкольника: фантазирование, рассказывание сказок, рисование. Овладев ими, родители смогут научить своего ребенка выражать свой гнев и при этом не причинять никому ущерба.
Методы снятия агрессивности у дошкольников
Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии у детей является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.
Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время живут в нем. Этот тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий тестирования. Тем не менее следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.
Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест — такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбрать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку».
В-третьих, если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать ее в другой раз.
Необходимо обратить внимание также на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации — признак хорошего психического здоровья.
Вам, уважаемые родители, следует также помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими как ориентиром в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.
Тест «Сказка»
Первая сказка. «Птенец»
Цель — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильнее», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его».
Типичные тревожащие ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет во время падения», «Умрет от голода (или дождя, холода и т. д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.
Вторая сказка. «Годовщина свадьбы родителей»
Цель — понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать некоторые вопросы, приведенные после сказки.
Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло? Почему он ушел?
Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу/сад и т. д.)».
Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные и встречаются довольно часто.
Типичные тревожащие ответы: «Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Загрустил», «Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти».
К такого рода ответам вам необходимо поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Может случиться, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснить свои ответы. Или же может сказать: «Это праздник мамы и папы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания», «Было слишком шумно», «Ему не давали играть в игры», «Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл», «Ему не дали конфетку», «Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот)», «На праздниках он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники» и т. д.
Третья сказка. «Похороны»
Цель. Как вы, наверное, уже догадались, эта сказка-тест должна выявить отношение ребенка к смерти, а значит, к агрессивности, разрушительности и тесно связанному с ними чувству вины и самобичеванию.
По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?
Типичные нормальные ответы: «Неизвестный человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка», «Человек, который был очень болен», «Очень важный человек», «Старик (старушка)» и т. д.
Типичные тревожащие ответы: «Мальчик (девочка)», «Папа одного мальчика», «Младший (старший) брат одного мальчика» и т. д.
Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые вследствие маленького возраста не совсем точно понимают идею смерти.
Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?
Типичные нормальные ответы: «Кто-то из них», «Дедушка (бабушка)», «Неизвестно кто» и т. д. Может быть даже назван человек, не являющийся членом семьи, что указывает на игнорирование основного сюжета рассказа, т. е. что на поезд сел кто-то из членов семьи.
Типичные тревожащие ответы: те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названному в рассказе и выбранному ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
Четвертая сказка. «Страх»
Как и предыдущая, это не настоящая сказка в прямом смысле слова. На этот раз речь идет о прямом вопросе, искусно замаскированном и имеющем очевидную познавательную цель.
Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т. д.
Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т. д. На все эти ответы вы должны просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы и задавая их спокойным и ободряющим тоном.
Помните, что подобные идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а следовательно, вызывают у него чувство вины и самобичевание.
Пятая сказка. «Новость»
Цель. Как и сказка о страхе, этот тест проводится на выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже не подозревать.
Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, со двора, где он играл в футбол, из дома друзей или родственников — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы: «К обеду пришел гость», «Придут гости», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление, рождение ребенка и т. д.)», «Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься или принял ванну», «Мама узнала что-то важное по радио или по телевизору» и т. д.
Типичные тревожащие ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет отругать мальчика, который не должен быть выходить на улицу в этот день», «Мама хочет что-то запретить мальчику», «Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать ему, что больше не выпустит на улицу» и т. д.
Шестая сказка. «Дурной сон»
Цель. Проводится контроль по всем предыдущим тестам. Вам необходимо выяснить взаимосвязь ответов по этому тесту с ответами, полученными в предыдущих тестах.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Типичные нормальные ответы: «Я не знаю», «Ничего на ум не приходит», «Ему приснился страшный фильм», «Ему приснилось плохое животное», «Ему приснилось, что он заблудился» и т. д.
Типичные тревожащие ответы: «Ему приснилось, что мама (папа) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что пришли его забрать», «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т. д.
Помните, что нет ничего патологического в том, если ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина и т. д. Изредка дурные сны снятся всем. Здесь речь идет о том, указывает ли один из приведенных в примерах тревожащих ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными прямо или косвенно в других ситуациях, в рисунках и в другом виде детского творчества.
Хочется еще раз напомнить родителям, что во время проведения тестов необходимо проявлять спокойствие и дружелюбие и относиться к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать их как точные данные. Любой результат теста — это повод для размышления, для изменения отношений в семье к ребенку. Если тревожащих ответов получилось слишком много и они со временем не уменьшаются, то лучше обратиться к специалисту.
Детские рисунки
Еще одним средством выражения агрессии в адекватной форме может стать детский рисунок. В рисунках ребенок естественным и спонтанным образом выражает свои чувства. Он убивает и воскрешает, созидает и разрушает образы, соответствующие уровню его сознания и воображения, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, для родителей детский рисунок может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности.
При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. На наш взгляд, краски более функциональны, поэтому при рисовании лучше использовать именно их. У ребенка-дошкольника сила нажима руки на карандаш при рисовании еще неравномерна, и поэтому фломастеры, ручки и карандаши быстро ломаются и «выходят из строя», а при рисовании красками есть возможность постепенно освоить нажим.
Зачастую, начиная рисовать, ребенок увлекается, придумывая различные продолжения своему сюжету. Здесь важно обеспечить максимальное пространство для детского рисунка, это необязательно должен быть белый лист ватмана или специальной бумаги для рисования. Вполне могут подойти и старые обои.
Если вы чувствуете, что ребенок находится в возбужденном состоянии или подавлен и замкнут, предложите ему нарисовать то, что его беспокоит. Возможно, здесь потребуется ваша помощь. Вы можете спросить его: «Как ты сейчас себя чувствуешь? Тебя что-то беспокоит? Ты сердишься?» Вы также можете предложить: «Нарисуй свой гнев. Нарисуй свою обиду, нарисуй то, что ты сейчас чувствуешь». Если ребенок захочет нарисовать своего обидчика, а потом разорвать рисунок, позвольте ему сделать это. Таким образом он реагирует в социально приемлемой форме, снимет свою агрессию, не причинив вреда ни себе, ни обидевшему его человеку.
Независимо от того, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны родителей. Это может быть оформленный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и родителям необходимо относится к нему достаточно бережно.
После окончания рисования вы можете спросить у малыша, что он нарисовал, уточнить непонятные детали, поговорить о его чувствах: «Расскажи мне о своем рисунке. Что ты сейчас чувствуешь? Хочешь еще что-нибудь дорисовать? Что бы ты хотел сделать со своим рисунком?».
Иногда ребенку бывает достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно и уверенно. Некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, от его темперамента, а также от накопившейся внутренней агрессии.
Время от времени ребенок должен иметь возможность выражать свой гнев в рисунках. И родители могут создать ему для этого все необходимые условия.
На занятиях с психологом это происходит примерно так. Однажды один шестилетний мальчик впал в состояние неистовой ярости, когда рассказывал мне о своем брате. Я попросила его нарисовать то, что он чувствовал в тот момент. Он схватил кисточку и черной краской стал усиленно водить по листу бумаги. Когда он выдохся и остановился, то выглядел расслабленным и спокойным. Этот рисунок стал первой попыткой ребенка разобраться в ситуациях, которые заставляли его сердиться, он помог ему освоить новые способы выражения своих чувств к брату, вызывавшему у него гнев.
Значение цвета в детских рисунках
Отношение ребенка к цвету является объектом многочисленных исследований детских психологов. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета. Но отношение ребенка к цвету и использование его в своем творчестве определяется также и социокультурным фактором. Например, деревенские дети имеют с цветом прямой контакт, в то время как их сверстники в большинстве современных городов лишены этого контакта и вынуждены «выдумывать» реки, растения, животных и пейзажи, которые они должны нарисовать. С другой стороны, городские дети в среднем более образованны в том смысле, что у них больше возможностей брать у взрослых уроки социальной жизни. Они чаще катаются на автомобилях, дома у них больше книг, журналов, а телевизор показывает больше программ, и к тому же они чаще окружены взрослыми, занимающимися интеллектуальной деятельностью. В целом они быстрее учатся изображать то, о чем не имеют представления.
Городские дети рисуют, как правило, высотные, многоэтажные дома серых или неярких цветов, в рисунках же деревенских детей чаще можно встретить яркие, разноцветные дома маленьких размеров. Небо в городе чаще всего мутное от пыли, дыма и выхлопных газов, а голубой цвет неба «навязывают» детям родители и воспитатели.
По мере взросления ребенок начинает пользоваться б[о]льшим количеством красок и оттенков. Проследите за тем, как он расходует цветные карандаши и краски: часто применяемые карандаши укорачиваются быстрее, в то время как некоторыми красками он перестает пользоваться вовсе. Для лучшего стимулирования ребенка к рисованию, к использованию большого количества красок дарите ему наборы красок и карандашей всех цветов, причем делайте это с самого раннего возраста. Поощряйте его свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. Говорите с ним о сочетании определенного цвета с предметом, который он собирается нарисовать. Большой выбор цвета позволит ребенку не только научиться различать вещи внешнего мира, но и поможет более точно выразить свои чувства в рисунке.
Цвет в рисунках детей не имеет строгого значения, но тем не менее можно выделить некоторые общие особенности. Например, если ребенок рисует оранжевого кота, а не коричневого или серого, это значит, что он просто развлекается, а не пытается сочетать цвет с рисуемым объектом, отражая объективную реальность, — то есть на данный момент сочетаемость цвета с объектом его может просто не интересовать.
Однажды на прием к психологу пришла взволнованная мама и принесла рисунки своей четырехлетней дочери. На рисунках животные, дома, люди были нарисованы красным цветом. Женщина рассказала, что последнее время ее девочка рисует только красной краской, не желая использовать никакой другой цвет. Нормально ли это? Чаще всего в таком возрасте ребенок еще осваивает цветовую гамму, и поэтому применение одного цвета говорит о том, что малыш находится на стадии знакомства с этим цветом, ему нравится этот цвет, и он предпочитает его другим. Постепенно, осваивая другие цвета, ребенок будет использовать и их в своих рисунках.
Многие психологи утверждают, что каждый цвет несет в себе определенный символ страха, горя, гнева, любви, зависти В этой области были проделаны интересные исследования и эксперименты, но результаты оказались довольно спорными. Здесь тоже очень многое определяется социокультурными особенностями. Немногие, наверное, знают, что, например, в Китае и Индии цветом траура и печали считается белый цвет, а во многих странах лиловый цвет является цветом любви и счастья. Так что, если ребенок окрашивает в черный цвет человеческую фигуру, это может означать, в зависимости от обстоятельств, агрессивность или страх, тоску или подавленность и т. д.
Поскольку здесь нет строго установленных правил, их может заменить ваше знание ребенка. Проследите, в частности, как он использует цвета: если с неохотой, то это может указывать на депрессию или меланхоличные настроения. Понаблюдайте, как ваш ребенок рисует, если он уравновешен или, напротив, неуравновешен: он может смешивать или не смешивать цвета, накладывать их друг на друга или активно пользоваться стирательной резинкой, соблюдать или не соблюдать очертания фигур и т. д. Если он испытывает чувство гнева, то скорее всего в его рисунках будет преобладать насыщенно красный, черный или другие темные цвета и оттенки.
Но для того чтобы точно знать о чувствах, которые заложены в рисунке вашего ребенка, вам необходимо следовать следующим рекомендациям.
- Попросите его рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков. Когда ребенок раскрашивает рисунок, спросите, какой у этого предмета запах, горячий он или холодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем его еще можно сравнить.
- Отметьте соответствие между ответом ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем вновь дайте ему задание, но на этот раз уже противоположное: нарисовать прозрачный (или блестящий, холодный, душистый и т. д.) предмет.
- Обратите внимание на регулярность соответствия цветов. Как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в синий цвет, шероховатые — в зеленый, душистые — в розовый, горячие — в красный и т. д.
- Наконец, вы узнаете, с одной — с какими его чувствами ассоциируется тот или иной цвет, а с другой стороны, вы научите его еще лучше узнавать цвет и сможете наблюдать малыша, учитывая его душевное состояние.
Таким образом, только после вышеописанных процедур вы получите более ясное представление об основных значениях, приписываемых ребенком цвету, и сможете лучше понять, что он хочет выразить, рисуя картину.
Релаксация, или О пользе мышечного расслабления
Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это зачастую помогает выявить источник напряжения.
Воображение — хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют приведенные ниже упражнения.
1. Представь, что ты — снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле.
Это упражнение поможет детям расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.
2. Давай представим, что мы — маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Детская агрессия от рождения до года: https://dzen.ru/a/ZH2KHHKosQC1-0nQ
Детская агрессия 2—3 лет: https://dzen.ru/a/ZIM3pNHJf3DXrxvU
Игры и упражнения для устранения агрессии:
https://dzen.ru/a/ZJXX-BgB-VwpgrFq