Найти тему
Лётчик Миша

Штурвал vs Сайдстик. Как удобнее управлять самолётом?

Оглавление

Я работал на самолетах как со штурвалом, так и с sidestick. Хочу поделиться мнением.

Принцип действия

  • Sidestick. Ручка управления посылает электрический сигнал в компьютер. FCC (Flight control computer) через гидроуселители управляет рулевыми поверхностями, такими как: элероны, рули высоты и направления, интерцепторы.
-2
  • Штурвал. На старых самолётах к штурвалу крепится система тросов и роликов. Троса идут либо к гидроусилителю, который уже толкает рулевую поверхность, либо напрямую к рулям.

На современных самолётах принцип действия штурвала такой же, как у сайдстика. Штурвал лишь передает в компьютер электрические сигналы, и его громоздкая конструкция потеряла смысл.

Это как на свежий крузак поставить руль от КамАЗа и рычаг от ЗИЛа или Волги, с розочкой.
-3

Удобство и эргономика

  • Sidestick. Комфортно ложится в руку, требует минималистичных движений. Рука лежит на подлокотнике, двигается только кисть. Это позволяет точнее совершать движения. Когда второй пилот становится капитаном, и меняет управление на левую руку, то период привыкания сокращается до нескольких часов.
-4

Отсутствие штурвала освобождает пространство между пилотом и приборной панелью. Кресло пилота делается без выреза под штурвал. Добавляется столик-невероятно удобная вещь для пилота!

-5
  • Штурвал. Пилотирование так же происходит одной рукой (за один рог), вторая рука управляет тягой двигателей. Движения гораздо шире, чем на sidestick. Нужно задействовать не кисть, а всю руку.
-6

Чтоб расширить диапазон движения штурвала, кресла пилотов делаются с вырезом, как в дачном сортире.

Когда я летал на Boeing 747, то первым делом купил квадратную подушку и клал ее на кресло на эшелоне, чтоб закрыть вырез и можно было сидеть по-человечески.
-7

Почему штурвал все еще ставят на современные самолеты?

Штурвал-это пережиток прошлого. Со стороны пилотов нет ни одной объективной причины, чтоб использовать штурвал в наши дни.

Дело в том, что современные самолеты делаются на основе старых, сконструированных под штурвал. И менять штурвал на sidestick-значит менять всю кабину и производственную линию. Этого не может себе позволить даже Boeing.

Второй момент-имидж. Boeing будут до конца веков усераться и ставить бесполезные рога на самолеты лишь бы не признавать то, что Airbus лучше со своим sidestick.

Есть любители штурвала, которые будут доказывать его удобство.

Но любой пилот, который летал и со штурвалом и с sidestick скажет вам, что ручка в 100 раз удобнее рогов.

-8

С вами был лётчик Миша, лидер рок-группы SAHALIN. Спасибо за внимание, друзья!

Кстати, у меня вышел новый альбом, его можно послушать по ссылке👉 https://clck.ru/34i6P6