Я работал на самолетах как со штурвалом, так и с sidestick. Хочу поделиться мнением. Принцип действия На современных самолётах принцип действия штурвала такой же, как у сайдстика. Штурвал лишь передает в компьютер электрические сигналы, и его громоздкая конструкция потеряла смысл. Это как на свежий крузак поставить руль от КамАЗа и рычаг от ЗИЛа или Волги, с розочкой. Удобство и эргономика Отсутствие штурвала освобождает пространство между пилотом и приборной панелью. Кресло пилота делается без выреза под штурвал. Добавляется столик-невероятно удобная вещь для пилота! Чтоб расширить диапазон движения штурвала, кресла пилотов делаются с вырезом, как в дачном сортире. Когда я летал на Boeing 747, то первым делом купил квадратную подушку и клал ее на кресло на эшелоне, чтоб закрыть вырез и можно было сидеть по-человечески. Почему штурвал все еще ставят на современные самолеты? Штурвал-это пережиток прошлого. Со стороны пилотов нет ни одной объективной причины, чтоб использовать штурвал