Найти в Дзене
Стоит ли смотреть?

«Трудно быть богом» (2013) – фильм, как отражение внутреннего мира режиссера

Фильм "Трудно быть богом" (Россия, 2013) - худшая экранизация одноименного произведения братьев Стругацких. Режиссер: Алексей Герман. В ролях: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева и др. В психологии есть такое понятие – «проекционный тест», - это когда человека дают творческое задание (описать ситуацию, нарисовать фантастическое животное, и т.п.) и на основе полученного ответа раскрывают и анализируют личность. Постановка «Диагноза» по литературным произведением – известная забава психологов, вот только с фильмами это обычно не работает. Фильм – результат коллективного творчества, он подвергается цензуре со стороны продюсеров, худсоветов, сценариста, автора идеи, художников и т.п…. Но в СССР/России в конце 80-х, и в 90-е годы сложилась уникальная ситуация, когда режиссер стал единовластным творцом фильма – никаких цензур, никакого давления, никакой ответственности… И стало возможно оценивать внутренний мери режиссера по его фильмам. Желчный человек выбирает специальную пленку
Оглавление

Фильм "Трудно быть богом" (Россия, 2013) - худшая экранизация одноименного произведения братьев Стругацких. Режиссер: Алексей Герман. В ролях: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева и др.

Введение

В психологии есть такое понятие – «проекционный тест», - это когда человека дают творческое задание (описать ситуацию, нарисовать фантастическое животное, и т.п.) и на основе полученного ответа раскрывают и анализируют личность.

Постановка «Диагноза» по литературным произведением – известная забава психологов, вот только с фильмами это обычно не работает. Фильм – результат коллективного творчества, он подвергается цензуре со стороны продюсеров, худсоветов, сценариста, автора идеи, художников и т.п…. Но в СССР/России в конце 80-х, и в 90-е годы сложилась уникальная ситуация, когда режиссер стал единовластным творцом фильма – никаких цензур, никакого давления, никакой ответственности… И стало возможно оценивать внутренний мери режиссера по его фильмам.

Желчный человек выбирает специальную пленку с желтушным оттенком для съемок своего фильма, человек, стремящийся обгадить все вокруг выливает в своих фильмах ушаты грязи на все вокруг…

Постер фильма "Трудно быть богом"
Постер фильма "Трудно быть богом"

Фильм "Трудно быть богом" как отражение внутреннего мира режиссера А.Ю.Германа

Фильм «Трудно быть богом» - яркий пример отражение внутреннего мира режиссера Алексея Юрьевича Германа.

В фильме "Трудно быть богом" не просто тонны грязи – Герман буквально заставляет героев падать в грязь лицом и размазывать грязь по лицу. Бедный Ярмольник! Не говоря уже о массовке...Но ему мало грязи – ему нужны фекалии весь фильм напролет!

Но в проекционных тестах важно не только что есть в рассказе/рисунке – важно и чего нет.

А чего нет в фильме Германа?
Первое.
Мир Арканара в варианте режиссера Германа – технически развитый мир, совсем не Средневековье, нет. В мире Германа нет голода, там есть и пиво, и вино, и хлеб, и мясо. Красивые одежды со сложным кроем. В этом мире не экономят на веревках и металле – цепи везде в кадре, доспехи, утварь…
Но в этом технически развитом и изобильном мире Германа вы не увидите ни одного человека труда – ни ремесленника, ни крестьянина. Даже лавки, торговцы, разносчики отсуствуют.
Т.е. для Германа простые люди – люди, занятые производительным трудом – просто не существуют. Они выпадают из его внимания.
Дон Румата в фильме спасает книгочеев. Книгочеи в фильме есть, а книготорговцев, первопечатников и авторов – НЕТ. Мир Германа – это мир интеллектуальных потребленцев, не способных творить – только потреблять чужой интеллектуальный труд.

Второе. В экранизации А.Ю.Германа нет внятности, стройности, логичности, внутренней структурированности. В отличии от оригинала - у Стругацких вполне внятное изложение в повести. Если вы не читали Стругацких – вы ничего не поймете в фильме, т.к. вам будет совершенно не понятно происходящее. Если вы читали – в тем более не поймете, т.к. от Стругацких там только место действия и имена героев. Отсутствие структурированности говорит об отсутствии умения грамотно мыслить – бардак в голове выплескивается в бардак на экране.

Третье. Везде в мире Арканара Германа грязь и беспорядок… И только в тюрьме – порядок и чистота. Т.е. для Германа порядок и чистота ассоциируются с ограничением свободы – свободный человек по Герману – опустившиеся, лишенное каких-либо моральных, нравственных, эстетических «свивальников» существо, способное только потреблять, и не способное творить.

Ассоциация режиссера А.Ю.Германа с героями своей экранизации

Возникает вопрос – а насколько Герман себя ассоциирует с теми, кого показал на экране?

Это легко проверить, просто сравнив посыл книги Стругацких и фильма Германа. Фильм Германа – это не экранизация романа братьев Стругацких, это антистругацкие.

У Стругацких кранной нитью проходит идея прогрессорства – дон Румата выше остального общества и пытается привить навыки мытья и даже привил навык сморкания. У Германа нет никакого прогрессорства – посланники с земли не просто опускаются до уровня жителей Арканара, но и, даже, опускаются ниже их, и интеллектуально, и нравственно.

Почему такая разница? Ответ прост - Стругацкие и Герман относятся к разным поколениям..
Первое поколение
выстроило и выстрадало СССР, разобралось с внутренними и внешними врагами, отразило агрессию и построило новый миропорядок.
Поколение Стругацких – поколение физиков-лириков-шестидесятников – поколение творцов-мечтателей. Поколение, которое продолжило осваивать космос, мечтать о «яблонях на Марсе», мечтало о новом, дивном, свободном, творческом мире.
Романы Стругацких – это не столько научная фантастика, сколько квинтэссенция идей соцреализма, как жанра, не имеющего ничего общего с реальностью.
Поколение Германов – поколение циников, потребителей, нахлебников, паразитов. Не способное творить, оно ищет возможность возвысится на унижении окружающих, и растлении и разбазаривании достижений предыдущих поколений. Все, что мешает воровать, прихватизировать – мораль, нравственность, честь – ненужные ограничения, места которым в тбрьме. Все, что мешает потреблять – медицина, гигиена, гимнастика, спорт – ограничения, места которым в тюрьме. Все, что мешает воровать – учет и порядок – ограничения, места которым в тюрьме. Свободные Германы свободны от всего этого – они жрут в три горла, потребляют все, до чего могут дотянуться, невзирая ни на здравый смысл, ни на здоровье.

И мы видим именно таких людей в фильме – никто в германовском Арканаре не работает – все только потребляют, от бродяг до дворян. Единственные люди, отягощенные ответственностью и здравым смыслом, готовые творить, а не потреблять – Черный орден. Единственное место, где чистота и порядок – тюрьма.

Так что я могу смело утверждать, что Герман полностью себя отождествляет с людьми на экране, и прежде всего – с книгочеями.

Но фантазии часто являются сюрреалистическим отражением не только внутреннего мира, но и действительности…

Возможные параллели и ассоциации


Можно ли провести параллели между германовским Арканаром и современной Россией?
Да сколько угодно! Достаточно посмотреть на «нашу» гламурно-либеральную тусовку – и увидишь то же самое – грязь, нравственное падение, не умение творить, но готовность потреблять в три горла. Моргенштерны и Дани Милохины не дадут соврать…
Так же можно провести параллели между тем, чего нет в фильме и чего не замечают «наши» «интеллектуалы». Как в фильме нет ни крестьян, ни ремесленников – так и «наши» «интелелктуалы» не замечают технологических успехов России – ни атомной промышленности, ни космоса, ни гиперзвука – все это для них не существует.
И на этом фоне совершенно по-другому смотрится финальные слова дона Руматы – «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные».

Стоит ли жалеть эту серость? Придут к власти черные, уничтожат лживых книгочеев, возродят Арканар. Потом на место черных придут творцы-мечтатели. Потом… потом остается только наедятся, что серость восторжествует не скоро…

Стоил ли смотреть фильм "Трудно быть богом" от А.Ю.Германа?

Стоит ли его смотреть – решать вам. Три часа натуралистического треша и ада вынести на большом экране трудновато, но в небольшом окне на мониторе компьютера – вполне можно отрешиться от действия на экране и смотреть отстраненно, оценивая не происходящее на экране, а режиссерский замысел и его реализацию.

С другой стороны – а зачем? Если вы не психолог или психиатр – зачем вам ЭТО смотреть? Смысла в фильме нет никакого и он интересен именно как перспективный психологический тест режиссера.