Найти в Дзене
Урок литературы

Художественное время

Время в структуре литературного образа присутствует по-разному. Отдельно можно выделить:

-время текста: так называемое читательское время, которое характеризуется ощущением времени, по мере чтения произведения. Данным феноменом занимается целая область психологии- психология читателя.

-время мира: изображенное, событийное время в произведении.

Нас больше интересуют характеристики времени мира произведения. Перечислим их:

1. Продолжительность-хронологические границы действия, расстояние между первым и последним событиями. Это может быть как повествование о коротком промежутке времени, а может быть роман-эпопея, где временной отрезок длится десятилетия. Отдельно следует сказать о фантастической структуре времени (Замятин «Мы») и о ретроспективно ориентированной структуре времени («Мастер и Маргарита»).

2. Прерывность/непрерывность. Сплошное временное изображение невозможно, поэтому, как правило, события в произведении представлены фрагментарно. Какие-то эпизоды описаны очень подробно, какие-то сжаты или вовсе упущены. Если событие изображено в мельчайших деталях, растянуто, то и ощущение переживаемого героем времени будет увеличено. Это помогает показать психологическое состояние героя произведения, дать возможность читателю прочувствовать персонажа. Здесь следует вспомнить своеобразную форму художественного повествования- «поток сознания». Цель автора- передать духовную жизнь своих персонажей в непрерывном потоке мгновенно сменяющих друг друга мыслей, чувств, впечатлений, воспоминаний и т.п. Очень хорошо этим приемом владели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Описывая состояние Раскольникова сразу же после совершения убийства, автор тщательно фиксирует внимание читателя на ряде внешних деталей, перечисляя все подряд в подробностях, чтобы наиболее выразительно передать ужас героя перед содеянным, бесконтрольность и сумятицу душевных движений в Раскольникове в данные минуты- его поток сознания. Ощущение переживаемого времени для читателя растягивается, оно наполнено подробностями, деталями.

При большой продолжительности времени произведения (пункт 1), реальное изображение литературного образа сводится к нескольким эпизодам. Эти эпизоды «склеиваются» путем указания прошедшего между ними промежутка времени.

3. Календарь- внутреннее соотношение событий в художественном мире, т.е. привязка событий к годовому или суточному циклу. «Календарное закрепление» символизирует настроение персонажей. Самый яркий пример- календарь «Вишневого сада»; в пьесе 4 действия, каждое из которых привязано к времени года. Таким образом, создается годовой цикл.

4. Хронология- соотношение времени художественного мира (то, о котором рассказывает автор) со временем историческим. Это можно назвать включением произведения в реальность и обнаружением знаков внешнего мира в мире произведения. Эти знаки могут быть как прямо указанными датами описанных событий (И.С. Тургенев «Ася», «Вешние воды»), так и косвенными датами, указанными с помощью культурных отсылок, когда по описанным событиям мы понимаем о каком времени говорится в произведении (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).