Найти в Дзене

Гелиос-44. Почему я его люблю.

Оглавление
Оптическая схема объектива Гелиос-44.
Оптическая схема объектива Гелиос-44.

Сколько написано, сколько сказано про этот, не побоюсь сказать, легендарный объектив. Кто-то воспевает его, кто-то просто экспериментирует с ним, кто-то его ругает и говорит, что никогда не возьмет в свои руки.
Почему же так? Про «у каждого свой вкус» - не будем тут расписывать, а вот про некоторые важные нюансы я расскажу, как и расскажу про свой опыт пользования данным объективом.

Кстати, интересный факт: на Гелиос-44-2 и Юпитер-9 снимали часть сцен в фильме «Бэтмен» (2022). Именно знаменитый эффект привлек режиссера и вызвал бурю обсуждений на эту тему.
Что за эффект - читайте дальше, расскажу.

Sony a99 + Гелиос 44 f/2
Sony a99 + Гелиос 44 f/2

Итак, что за объектив - Гелиос-44?

Гелиос-44 был создан в СССР на основе оптической схемы немецкого объектива Zeiss Jena Biotar 2/58. Тут читатель может подумать, что его просто скопировали. Это не так. Его чертежи были получены как трофей после Второй Мировой. Однако, как и любая другая оптическая схема объектива, Zeiss Jena Biotar 2/58 был рассчитан на определенное стекло из конкретного сырья. Инженеры СССР пересчитывали все под материалы, которые можно получить из советских ресурсов. Руководителем инженерной группы был Давид Волосов.
Немцы же, для своего объектива, взяли за основу схему объектива для телескопа, созданного в 19 веке Карлом Гауссом, усовершенствованную в этом же веке американцем Элвином Кларком, который назвал данную оптическую схему «Двойной Гаусс». Сейчас, объективы от Zeiss с той же оптической схемой называются «Zeiss Planar».
Прототипом, экспериментальным образцом Гелиоса-44 является объектив
БТК он же Биотар Красногорский. По сути, он как раз является копией немецкого Zeiss Jena Biotar 2/58, созданной путём помещения немецких трофейных линзоблоков в новую советскую оправу. Поскольку это были экспериментальные, опытные объективы и выпущено их было немного, то они представляют достаточно высокую коллекционную ценность.

Гелиос-44 в разных модификациях массово выпускался в качестве штатного объектива к пленочным малоформатным камерам, например к множеству моделей камер Зенит.
Входит в семейство объективов «Гелиос».
Годы выпуска: 1958-1999

У данного объектива существует множество модификаций и несколько производителей. А именно:
1) Красногорский механический завод.
2) БелОМО (Белорусское оптико-механическое объединение) (ММЗ).
3) Валдайский завод «Юпитер».

И вот здесь кроется подвох. Поскольку, Гелиос-44 выпускался, как штатный объектив (в основном к камерам «Зенит»), то и производство его было крупномасштабным. Пожалуй, его можно назвать одним из самых крупносерийных объективов мира. И качество объектива очень сильно зависит от завода, на котором он был изготовлен. Дата производства также влияет на качество объектива. Чем позже был изготовлен объектив - тем чаще встречается брак. Особенно много жалоб о тех объективах, которые выпустил Валдайский завод «Юпитер». В валдайских объективах слишком много масла, низкое качество линз и плохое чернение внутренних поверхностей объектива (это слабая сторона всех Гелиосов, но тут это проявляется сильнее).
Именно поэтому можно достаточно часто услышать мнение, что
Гелиос-44 не резкий объектив, что он мылит и подобное. Все очень зависит от конкретного экземпляра объектива данной модели. Хороший экземпляр надо еще найти.
Стоит также отметить, что в разных модификациях разное количество лепестков диафрагмы. Их постепенно уменьшали с 13 до 6. Чем позже произведен объектив - тем меньше лепестков диафрагмы.

Различные модификации определяются добавочной цифрой и буквой.

Данный объектив существует в разных модификациях, которые определются разлиным суффиксом из буквы и цифр:

1. Гелиос-44 (первый серийный)

Фото автора.
Фото автора.

Ранние выпуски изначально имели 13-лепестковую диафрагму, которую также, как и в объективах для фотокамер «Старт» сократили до 8 лепестков. Выпускались в неокрашенном светлом корпусе. Объектив резьбовой М39х1.
У самых ранних выпусков объектива в светлом, белом корпусе минимальное значение диафрагмы - F/22, более поздних - F/16. Бесступенчатое управление диафрагмой -механизм предустановки.
Предел фокусировки: от 50см до бесконечности (не на всех современных фотоаппаратах).
В 1966 г. дизайн объектива изменяется, теперь корпус объектива приобретает черный цвет.
Резьба остается М39х1. Но сокращается количество лепестков диафрагмы до 8.
Разрешающая способность (0/10/20 мм): 46/33/26 линий/мм.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 35/14 линий/мм.

2. Гелиос-44 для фотокамеры «Старт»

Фото из сети.
Фото из сети.

Выпускался на Красногорском механическом заводе в 1958-1964гг.
Отличается от других особым байонетом, который был только на фотоаппаратах «Старт» и имеет дополнительную кнопку. 13 лепестков диафрагмы, более поздние выпуски - 8. Светлый корпус из алюминиевого сплава (часто такой называют белым).

3. Гелиос-44-7. В справочной литературе иногда упоминается как Гелиос-44-1 (его первоначальный индекс)

Объектив Гелиос-44-1 на фотоаппарате Зенит-7. Фото из сети.
Объектив Гелиос-44-1 на фотоаппарате Зенит-7. Фото из сети.

Объектив резьбовой, резьба М42х1. 8 лепестков диафрагмы.
Достаточно редкая модификация. Спроектирован для камер Зенит-7, однако у камер Зенит-7 байонетное крепление с объективом (байонет 7 или же «универсальное байонетное соединение»). Для присоединения объектива
Гелиос-44-7 к фотокамере использовался адаптер: резьбо-байонетное кольцо. Это единственный случай, когда штатный объектив не подходил к камере рабочим отрезком и соединением. Имеет моргающую диафрагму и достаточно неудобный механизм репетитора диафрагмы.
Объектив на кольце диафрагм имел вилку для ввода установленного значения диафрагмы в предполагаемый к разработке накладной экспонометр или непосредственно в камеру, что планировалось реализовать в будущих моделях линии, но так и не было осуществлено.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 36/17 линий/мм.

4. Гелиос-44-2

Фото из сети.
Фото из сети.

Является самой широко распространенной версией Гелиоса-44 из-за того, что именно эта модификация пошла в производство как штатный объектив для фотокамер Зенит. Встречается как в черном цвете, так и в алюминиевом неокрашенном виде. Некоторые объективы, произведенные на БелОМО(ММЗ) окрашены частично, в народе их называют «зебра». Данную модификацию объектива выпускали три завода: КМЗ, БелОМО(ММЗ) и валдайский завод «Юпитер». В данной модификации изменен диаметр резьбы, она становится М42х1.
Из-за того, что задний торец линзоблока, при наводке на бесконечность, очень сильно выдвигается назад - он может задеть и повредить механизм зеркала на полнокадровых системных зеркальных фотокамерах Canon, так как у данных камер зеркало близко расположено к байонету и они не были рассчитаны на то, что в них будет что-то выдвигаться (такое есть и у
Гелиос-44, и у Гелиос-44-2). Обратите на это внимание и имейте в виду.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 38/20 линий/мм.

5. Гелиос-44М, 44М-4, 44М-5, 44М-6, 44М-7

Внешний вид Гелиос-44М-7 Валдайского завода. Фото из сети.
Внешний вид Гелиос-44М-7 Валдайского завода. Фото из сети.

Так же, как и Гелиос-44-2, объективов данной модификации было выпущено огромное количество экземпляров. Резьба М42х1. У Гелиос-44М - 8 лепестков диафрагмы, но, начиная с 44М-4 количество лепестков диафрагмы изменено с 8 до 6. Механизм управления диафрагмой - ступенчатый, что позволяет почувствовать и услышать щелчок, при переключении показателей.
Объективы имеют моргающую диафрагму, на это указывает буква «М» в названии.
Моргающая диафрагма - это устройство, которое с помощью рычага нажимает на меленький штырек, находящийся на пятке объектива, нажатие на который происходит во время съемки кадра, в следствии чего, диафрагма зажимается автоматически до установленного на объективе значения. Это позволяет визировать и наводить на резкость на открытой диафрагме, а снимки производить на необходимом значении. Важно отметить, что советские объективы с поршнем моргающей диафрагмы слабо совместимы с японскими камерами. Такими, как Pentax Spotmatic из-за жесткой пружины и длинного поршня - они могут погнуть рычаг на камере. Учитывайте это при выборе объектива.
В вариантах, начиная с
Гелиос-44М-4 (кроме некоторых заводских прототипов) отсутствует репетир диафрагмы, что означает невозможность использования моргающей диафрагмы на камерах, которые не имеют рычага толкателя диафрагмы. Что делать в таком случае? Необходимо блокировать поршень толкателя. Таким образом диафрагма будет открываться в ручном режиме.
Некоторые объективы имеют мультипросветление. Они помечаются «МС» перед названием. Например:
MC Гелиос-44М.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край):
Гелиос-44М: 38/19 линий/мм
Гелиос-44М-4: 41/20 линий/мм
MC Гелиос-44М-5: 41/20 линий/мм
MC Гелиос-44М-6: 45/25 линий/мм
MC Гелиос-44М-7: 50/30 линий/мм

6. Гелиос-44М-1

Внешний вид Гелиос-44М1. Видна характерная диафрагма. Фото из сети.
Внешний вид Гелиос-44М1. Видна характерная диафрагма. Фото из сети.

Несерийный объектив с интересной двулепестковой диафрагмой, которое имеет форму ромба. Такой тип диафрагмы называют «кошачий глаз». Несмотря на необычность и интересное боке - объективы данной модификации имеют ряд недостатков. Невысокая разрешающая способность, оптические искажения, неравномерное распределение света по полю изображения, что влияет на цветопередачу, ухудшение частотно-контрастных характеристик из-за ромбовидного отверстия повлияло на решение разработчиков и объектив не был выпущен в серийное производство.

7. МС Гелиос-44-3

Фото из сети.
Фото из сети.

8 лепестков диафрагмы. Резьба М42х1.
Выпускался с 1991 года на БелОМО (ММЗ) для фотоаппарата «Зенит-ЕТ». Имеет многослойное ахроматическое просветление, но оно нивелируется низким качеством чернения внутренних деталей и отсутствием на них матовости.
Также изменена конструкция оправы- стали шире кольцо фокусировки и кольца управления диафрагмой.
Интересно то, что выпуск данной модификации был запущен после распада СССР, он производился без лицензии правообладателя - КМЗ. Был малосерийным.

Разрешающая способность по ТУ(центр/край): 41/20 линий/мм.

8. Гелиос-44-Д

Внешний вид Гелиос44-Д фото из сети.
Внешний вид Гелиос44-Д фото из сети.

Данный объектив был разработан как штатный объектив к камере Зенит-Д. Имеет особый байонет Д. Особенностью объектива является специальная вилка, которая передает значение диафрагмы в фотоаппарат. К сожалению, про данный объектив, как и про фотокамеру Зенит Д информации достаточно мало.
Визуально схож с объективом
Гелиос-44-7(он же Гелиос-44-1) и, так же, как и он не пошел в массовое производство.
Считается самым редким объективом из всех модификаций
Гелиос-44 и имеет коллекционную ценность.

9. Гелиос-44К-4

В данной модификации объектив перестал быть резьбовым и стал байонетным. Байонет Pentax K, что позволяет объективы данной модификации ставить на фотоаппараты Pentax (некоторые модели работают с ним только в режиме М).
Имеет 6 лепестков диафрагмы, имеет кольцо управления диафрагмой, но может управляться с помощью кольца диафрагмы+механизма в фотокамере (в которой есть такой механизм, разумеется), также у него иной механизм привода прыгалки диафрагмы. Рассчитан П.А. Лапиным для нового поколения фотоаппаратов «Зенит» - «Зенит-автомат».
Неплохо собран. Некоторые образцы имеют многослойное просветление (обозначается МС).
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 42/21 линий/мм.

Чем меня привлек Гелиос-44?

Лично я владею одним из первых выпущенных объективов (серийный номер начинается с нулей) с 13-лепестковой диафрагмой. Это очень круто, это мощно, это исключает появление «гаек» в боке (что для меня является огромным плюсом, ненавижу гексагоны). Лишь единицы из современных автофокусных объективов имеют такое же или близкое к такому же количеству лепестков диафрагмы. Мануальные объективы, с таким же или большим количеством лепестков диафрагмы, встречаются также редко.

Из объективов советского производства отмечу:
1. Таир-11 и Таир-11А с потрясающим количеством лепестков диафрагмы - их 20 (!).
2. Юпитер-37А имеет 12 лепестков диафрагмы.
3. Юпитер-11 тоже имеет 12 лепестков диафрагмы.
4. Юпитер-9 количество лепестков диафрагмы 15

Гелиос-44 - это объектив с особым обаянием, характером. Он приятен тактильно.
Гелиосы, как и многие мануальные объективы (объективы без автофокуса, с ручным наведением на резкость) - не для быстрой фотосессии. Его смело можно назвать полноценным художественным объективом. Он не коммерческий, не потоковый. Это объектив для продуманных и художественных съемок, когда целью может быть даже один, но выверенный, продуманный кадр. Это не все понимают, это не всем нужно, это не все любят. Я люблю и мне нравится. Также, по моему мнению, фотографу стоит хотя бы немного, но вдумчиво поработать с разной оптикой, осознать ее, прочувствовать. В том числе и винтажную. Это поможет не только понять и осознанно подойти к подбору своих рабочих инструментов, но и сформировать свой собственный почерк. Ибо, к сожалению, часто бывает так, что кто-то послушал кого-то, а потом передает те же мысли другому не проверив правдивости, не создав собственного мнения, которое исходило бы из личного опыта.
Тут, как говорится: доверяй, но проверяй.
Конечно, у Гелиосов разрешающая способность не такая, как хотелось бы, однако картинка, которую выдает этот объектив, обладает особой атмосферой и, конечно, может как не подойти для каких-либо идей, так и какая-то иная идея может быть реализована только с ним. Все должно быть уместным, это важно учитывать при любой съемке.

Огромный плюс хорошего экземпляра данного объектива - это резкость получаемого изображения на открытой диафрагме. Почему-то об этом мало кто говорит и удивляются, когда узнают, что многие хорошие резкие фотографии сняты этим объективом именно на открытой диафрагме. Обратите внимание, что я сейчас не говорю про самые современные объективы, которые резче в несколько раз, я о том, что распространенный миф о нерезкости Гелиоса-44 очень преувеличен и раздут.

Сама фотография получается гармонично и мягко заполненная цветом, цвет распределен плавно, художественно, но с достойной резкостью. Рисует мягко.
Отмечу и то, что чем сильнее зажата диафрагма, тем меньше заметен знаменитый эффект крученого боке. Но, достаточная резкость на открытой диафрагме позволяет снимать красивые атмосферные портреты.

Фото сделано с открытой диафрагмой. Отлично виден характерный рисунок боке. Sony a99 + Гелиос 44 f/2
Фото сделано с открытой диафрагмой. Отлично виден характерный рисунок боке. Sony a99 + Гелиос 44 f/2

Крученое, «вихревое боке». Этот необычный эффект привлек не только меня, но и других поклонников данного объектива. «Вихревое боке» - один из факторов, повлиявших на популярность объективов семейства Гелиос. Это полноценный художественный эффект. На открытой диафрагме отлично получаются портреты, а вихревое боке придает портрету особый шарм, стиль, характер, по-особому привлекает внимание к персонажу/человеку на изображении.

Мэтт Ривз, режиссер фильма «Бэтмен» (2022) также отметил и оценил это. Именно этот эффект дал нужную картинку, динамику, атмосферу снятым на него сценам из фильма «Бэтмен» (2022г).
Да, объектив
Гелиос 44-2 и Юпитер-9 (который также использовался в этом фильме) были модернизированы (например, была заменена диафрагма и отверстие стало не классической круглой, а овальной формы), изменен был так же корпус. Неизменными остались только линзы. Этим занималась компания IronGlass.

Цветопередача объектива. Преобладают теплые тона с легкой зеленинкой. Это не совсем в моем вкусе, но, при необходимости, это легко исправляется в редакторе. Кому-то это наоборот нравится, ибо добавляет кадру атмосферу некой винтажности. Я же выбираю цветокоррекцию, отталкиваясь от идеи и самого кадра.

Отмечу своеобразную систему управления диафрагмой, она не ступенчатая, ты не чувствуешь, насколько и как переключаешь, надо смотреть насколько ты ее закрываешь. Это называется механизм предустановки. Когда ты указываешь предельное значение и регулируешь диафрагму в этом отрезке. Не скажу, что меня это сильно напрягает, но немного непривычно. И не только мне.
Однако, данный механизм хорош для видеографов, ибо диафрагма зажимается плавно, как у кинообъективов. Также, при работе с мануальной оптикой я предпочитаю снимать через LiveView. Так мне лучше видно где получилось сфокусироваться, это сильно облегчает работу. Через видоискатель неудобно это делать.

Да, Гелиосы «любят» мягкий свет и «боятся» контрового и бокового. Об этом много кто уже сказал до меня, но тем не менее.
При интенсивном контровом или боковом свете
Гелиос-44 может легко поймать блики, получить различные засветы, потерять контрастность. Стоит использовать бленду, я снимаю на Гелиос только с ней, но это далеко не панацея, к сожалению. Стоит это учитывать.

Светлый алюминиевый корпус, может быть и выглядит старомодно и необычно с черным корпусом фотокамеры, но меня это не коробит. Плюс, раз корпус не покрыт краской, то она не будет некрасиво облезать от времени, а объектив постарше меня будет. Так что это даже плюс.

Итог

Мне нравится качество изображения, нравятся эмоции, которые вызывают фотографии, полученные с помощью данного объектива, нравится тактильное ощущение от объектива, нравится отсутствие шестигранников в боке при зажатой диафрагме (спасибо количеству лепестков диафрагмы).

Если знать и принимать в расчет нюансы в работе с данным объективом, то можно получить стильные художественные фотографии при низкой стоимости объектива.
Объектив со своим характером, со своим фирменным и узнаваемым рисунком боке.
Некоторые переходники ухудшают качество и резкость изображения, поэтому читайте, изучайте, смотрите. Огромным прорывом является и появление на рынке переходников, которые дают автофокус мануальным объективам. У меня пока опыта использования подобных переходников нет, но в теории это великолепно.
Также
Гелиос-44 хорош для видео. Особенно модификации Гелиос-44 и Гелиос-44-2, Гелиос-44-3 у которых плавный ход механизма управления диафрагмой. Он дает интересную картинку, с интересными искажениями, атмосферой и стилем.
Отмечают данный объектив и в макрофотографии. Особенно после различных манипуляций с конструктивом.

Данные объективы имеют невысокую стоимость, поэтому можно смело экспериментировать, пробовать. Главное - не бояться, быть смелым и реализовывать свои задуманные идеи. У Гелиос-44 несомненно есть слабые стороны, минусы, но и плюсов не меньше. Не слушайте чужое мнение, если есть желание попробовать - дерзайте. Формируйте свое мнение, но прислушивайтесь к советам.

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!